Дэн Симмонс Друд или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Дэн Симмонс "Друд, или Человек в черном"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дэн Симмонс «Друд, или Человек в черном»

Статья написана 9 июля 2012 г. 14:32

сабж

Взявшись за такой сюжет и таких персонажей (Чарльз Диккенс и Уилки Коллинз в роли главных героев, ни много ни мало), Симмонс сам себя загнал в патовую ситуацию. С одной стороны, *правильно* было бы написать текст именно так, как он это сделал — со стилизацией если не под Диккенса, то под Коллинза, в любом случае, в лучших традициях викторианских романов. То есть обло, огромно, стозевно; очень широкий, как полноводная река, текст, в котором периодические важные для сюжета события слегка теряются в описании меню рождественских обедов, переписке с многочисленными расшаркиваниями, никому не интересными подробностями личной жизни троюродной тетушки деверя второстепенного героя и так далее. Такая форма подачи, как ни крути, вполне соответствует и эпохе, и персонажам, — их текстам, во всяком случае. Потому что приводимые цитаты из переписки, судя по тому, насколько не в лад они звучат с остальным авторским текстом, являются реальными (исторические Диккенс и Коллинз таки поживее нарисованных вышли).

С другой стороны, именно эта форма подачи начисто убивает все то в романе, что идет не от Диккенса и Коллинза, а от самого Симмонса. То есть собственно загадочную фигуру Друда, человека в черном без носа и век, египтянина, убийцы, месмериста, с которым Диккенс оказался странным образом связан. Сама по себе идея совместить наших (ладно, не наших, не суть) бессмертных классиков с такой забавной штукой, как зловредное-порождение-сознания-опиомана по сути своей — та же самая, что и в «Гордости и предубеждении и зомби». Разумеется, уровень исполнения совсем другой: то, что у автора «Адроид Карениной» дешевый трешак, у Симмонса — викторианская мистификация в духе Стивенсона и Стокера.

Роман был бы дивно хорош, будь он написан сто — сто пятьдесят лет назад. Но читая его с позиций подхода к современному фантастическому писателю, автору «Гипериона», я понимаю, что мне скучно, скучно. Потому что, увы, у Симмонса вышло забавно: за деревьями не видно леса. Видно, что автор очень старался, проделал огромную архивную работу и, возможно, перечитал всего Диккенса, чтобы настолько живо и объемно воссоздать эпоху: времена, нравы, характеры членов семьи, друзей и любовниц Диккенса и Коллинза, бытовые подробности, какие-то мелкие детали. И эта часть получилась у него настолько отлично, что совершенно заслоняет собой довольно невнятную и уж совсем точно не страшную фигуру Друда. Если хотите, в романе чувствуется легкая ненормальность, но ничего сверхъестественного, ничего такого, чтобы держать читателя в напряжении, не давать спать, пугать, в конце концов.

И Диккенс, и Коллинз (повествование ведется от лица Коллинза) выписаны совершенно филигранно. Уж не знаю, что из себя представляли эти персонажи исторически, но как герои романа они прекрасны: их отношение к жизни, к другим людям, капризы и достоинства, и их взаимоотношения, что самое главное. Для меня лично это самый интересный аспект «Друда», куда интереснее, чем подземный Лондон, убийца-египтянин и прочая мистическая чепуха. Отношения старшего и младшего друга, в которых причудливо смешались искренняя дружба, любовь с элементами ревности и собственничества (а у Коллинза это ну очень сильно видно, в наши дни его заподозрили бы в скрытой содомии), зависть, покровительственное отношение, снисхождение, совместная работа, ненависть, а в целом — невозможность существовать друг без друга. Во всяком случае, все, что ни думает и ни делает Коллинз в романе, он делает с оглядкой на Диккенса, на его мнение и реакцию. Даже бестолково планируемое убийство своего друга и кумира. И пусть кто-то попробует сказать, что это не есть любовь.

Впрочем, возможно, я зря осуждаю Симмонса, говоря, что у него *не получилось* написать настоящий викторианский роман ужасов. Вполне вероятно, что *задуманное* у него получилось написать отлично: роман о сложных отношениях двух великих писателей в интересную эпоху. А вся мистика играет только служебную роль: с одной стороны, заставить людей это купить и прочитать, а с другой, заставить характеры раскрыться, как возможно только в неких экстремальных обстоятельствах. Поспекулировать на тему «как вел бы себя Уилки Коллинз, если бы у него в мозгу поселился огромный скарабей». И в данном случае уже не важно, был скарабей или нет, является жуткий Друд реальностью или же порождением больного воображения наркомана Коллинза (с подачи злобного шутника Диккенса). В итоге все равно все выворачивается с ног на голову. Поначалу кажется, что отношения Диккенса и Коллинза, бытовые детали, общая атмосфера эпохи не более чем фон, на котором будет развиваться основная линия египетского чудища Друда. А в конце романа понимаешь, что нет, линия Друда то как раз и была специальным контрастным фоном, чтобы на нем получше изобразить отношения Диккенса и Коллинза. Читателей, которые ждали захватывающего мистического триллера, ждет разочарование. Для читателей, которых вполне устравает развитие отношений писателей в качестве основного сюжета, линия Друда будет лишь приятным довеском, вроде приправы.



Тэги: симмонс


208
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 июля 2012 г. 14:38

цитата kerigma

Роман был бы дивно хорош, будь он написан сто — сто пятьдесят лет назад. Но читая его с позиций подхода к современному фантастическому писателю, автору «Гипериона», я понимаю, что мне скучно, скучно.
Роман хорош именно тем, что написан сейчас, как удивительно точная стилизация. Будь он написан полтора века назад, он все-таки затерялся бы на фоне того же Диккенса и иже с ними. Потому что большая часть его шарма — в воссоздании стиля автором современным.
А вот скука — это другое, викторианство в принципе не всем близко, конечно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июля 2012 г. 14:41

цитата armitura

Будь он написан полтора века назад, он все-таки затерялся бы на фоне того же Диккенса и иже с ними

Неее, щас бы все любители фантастики на него молились, как на Стивенсона, читай, основоположника жанра и тд)

цитата armitura

в воссоздании стиля автором современным.

Хорошая техническая работа, я не спорю.

цитата armitura

викторианство в принципе не всем близко, конечно.

Лол, и слава богу)


Ссылка на сообщение9 июля 2012 г. 15:27
Отличная рецензия8-)
Честно говоря, меня эта мистика в «Друде» иногда даже раздражала. Там и без нее хорошо. Все-таки главное — взаимоотношения Диккенса и Коллинза, и египетская чертовщина на таком фоне смотрится неинтересно. Но тут уж видимо Симмонс решил, что суровый в своем реализме исторический роман — это слишком просто.:-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 июля 2012 г. 15:33

цитата Энкиду

Там и без нее хорошо

согласна)) С другой стороны, если бы роман был изначально заявлен как полуисторический очерк про данных персонажей, я бы, пожалуй, не стала его читать. Просто потому, что не люблю Диккенса:-)
Вообще странно видеть, как у писателя-фантаста, коим Симмонс, безусловно, является, раз — и перевешивает нефантастическая, викторианская, занудноватая по своей сути часть. Причем «делает» фантастическую составляющую с разгромным счетом.
 


Ссылка на сообщение9 июля 2012 г. 16:17

цитата kerigma

С другой стороны, если бы роман был изначально заявлен как полуисторический очерк про данных персонажей, я бы, пожалуй, не стала его читать.

8-] я грешным делом тоже. Меня пугают огромные исторические тексты, если в них нет хотя бы сколько-нибудь бодрого сюжета.

цитата kerigma

Причем «делает» фантастическую составляющую с разгромным счетом.

Вот кстати да. Причем неясно, что тому виной — то ли «очарование времен», то ли «реальность дает фору вымыслу», то ли автор поленился. Надо конечно мне прочитать «Террор» и посмотреть как там соотносится реальность/фантастика.
 


Ссылка на сообщение9 июля 2012 г. 16:49

цитата Энкиду

то ли «очарование времен», то ли «реальность дает фору вымыслу», то ли автор поленился

я думаю, что скорее «автор постарался»)) в смысле, мистическую часть он написал, ну, как обычно, а в исторической выложился по полной)
 


Ссылка на сообщение11 июля 2012 г. 00:25

цитата kerigma

Вообще странно видеть, как у писателя-фантаста, коим Симмонс, безусловно, является, раз — и перевешивает нефантастическая, викторианская, занудноватая по своей сути часть. Причем «делает» фантастическую составляющую с разгромным счетом.

Насчёт перевеса — полностью солидарен. А тебе не думается, что это вот такое своеобразное отражение реального качественного соотношения того, что причисляется к классике или обзывается боллитрой и фантлитературы ан-масс.
 


Ссылка на сообщение11 июля 2012 г. 11:06

цитата Papyrus

отражение реального качественного соотношения того, что причисляется к классике или обзывается боллитрой и фантлитературы ан-масс

интересное обобщение, по идее, так и есть, конечно))
Я часто повторяю фразу сетевой знакомой, что классическая литература — это борьба характеров с обстоятельствами, и даже в большей степени — борьба характеров друг с другом. Как только какому-то фантасту (положим) удается выписать четко и хорошо характеры в их взаимодействии, вся фантастическая составляющая тут же бледнеет и теряется))


⇑ Наверх