Мысли учителя


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Galka» > Мысли учителя истории
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мысли учителя истории

Статья написана 7 декабря 2012 г. 14:09

Очень интересная статья в «Новой газете» http://www.novayagazeta.ru/society/55684.html

Размышления к съезду учителей истории. Здесь — несколько цитат.  

цитата

Утрата смыслов неизбежно приводит к их поиску по умолчанию и в силу этого становится крайне опасной, поскольку в жизнь уже вступили те поколения, которые на своей шкуре не испытали все «прелести» тоталитаризма. Они с легкостью принимают методы Гитлера и Сталина за спасение. Добавьте к этому исламский фактор в его варваризированном проявлении, вызывающий по причине своей пассионарности смешанное чувство ужаса и зависти (нам бы так сплотиться и идти к поставленной цели), и мы получим комплекс факторов, определяющих клиническое состояние общественного сознания.

Страна остро нуждается в длительной, последовательно реализуемой педагогической терапии. В противном случае ей угрожает хирургическая операция с негарантированным положительным исходом. Взрослые люди, поглощенные борьбой за существование, предпочитают отодвигать от себя «проклятые вопросы». На линии огня оказывается учитель, вынужденный в ходе преподавания в разговорах с юношеством затрагивать эти болезненные темы. Но и он сам не меньше других опален страстями века. Как вести себя (и детей за собой) в подобной ситуации?

«Детям надо как можно раньше молотом вбивать в голову православие, иначе, став взрослыми, они поубивают друг друга», — заявил в приватном разговоре доктор исторических наук, заведующий кафедрой одного из вузов. Разумеется, он знаком с «Легендой о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского, но обстановка диктует и человек немедленно нашел простой ответ на сверхсложный вопрос. В не столь обнаженном завуалированном виде эта линия просматривается в образовательной политике государства.

я мало рассчитываю на скорую помощь учителю со стороны академической науки. В лучшем случае будут предложены стертые нейтральные формулировки, призванные максимально сгладить острые углы и по возможности мягко обойти крутые повороты отечественной истории. Но подобные трактовки не дают пищу уму и сердцу ребенка, они, говоря языком подростков, ему по барабану. Но, может быть, на это и расчет? В воздухе постоянно витает идея создания единственно верного учебника, который положит конец разнобою в трактовках и оценках прошлого.

Государственные мужи работают на своем поле, педагоги имеют дело совсем с другой, тонкой материей: формированием личности человека. С педагогических позиций оправдание зла, какими бы прагматическими соображениями оно ни диктовалось, губительно для становления растущего человека.

чрезвычайную ценность приобретает трагический, но благотворный опыт сохранения человеческого достоинства вопреки обстоятельствам, запечатленный в духовной, мемуарной и биографической литературе. Не менее важно раскрыть входящим в жизнь поколениям причины и симптоматику разнообразных духовных срывов:

                    Притязание на абсолютную полноту истины.

                    Опасное знание о том, в чем состоит благо другого.

                    Черно-белая картина мира, предполагающая деление на «своих» и «чужих».

                    Демонизация «чужих» и идеализация «своих».

                    Нетерпимость, агрессия как средство внутригруппового сплочения.

                    Вера в простые, быстрые, окончательные решения сложных проблем истории и культуры.

                    Возвышенная звонкая риторика, возбуждающая низменные инстинкты и страсти.

Простите за обильное цитирование — как-то очень уместной показалась эта статья рядом с постоянными спорами в ОИ





196
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 декабря 2012 г. 15:09
У меня тетя учитель иностранных языков.
Мне кажется она просто уже во всем разочаровалась. Надоела ей современная школа. Причем именно руководство, администрация и бюрократия.
Думает бросать школу совсем. Частными уроками она заработает себе намного больше. Наслушался от нее самых неприятных историй.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2012 г. 15:16
Да.,школьная бюрократия — отдельная беда. Очень жаль, что уходят опытные учителя.
И хорошо, что еще остаются люди, которые не просто отрабатываю галочку, а всерьез думают о своем деле.
Учителя истории советской поры — очень разные были, и порой удивительно отважные люди. Я с благодарностью вспоминаю нашу «историчку», учившую далеко не по советскому учебнику.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2012 г. 15:31
Они теряют не просто опытные, а ценные и высокопрофессиональные кадры. Что вообще бред.
Моя тетя почти 20 лет преподает, 8 в школе. Французский и английский, причем она жила и в Англии и Франции.

Но она уже не может, всего чаще о школе она говорит фразу «всем на все плевать, лишь бы отчеты были чистенькие».


⇑ Наверх