Хоббит нежданный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > «Хоббит»: нежданный ужас
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Хоббит»: нежданный ужас

Статья написана 13 января 2013 г. 14:49

Для родной газеты.

Новое творение Питера Джексона успело поставить несколько рекордов, и один из них странный: чуть не впервые в истории кино форма фильма вступила в бой не на жизнь, а на смерть с его содержанием.

Картина «Хоббит: нежданное путешествие» стала самым кассовым рождественским фильмом всех времен и народов, но это неудивительно. «Хоббита» ждали многие. После успеха кинотрилогии «Властелин Колец», экранизации эпопеи Джона Р.Р. Толкина, стало ясно, что наконец-то появился режиссер, который адекватно перенес самое знаменитое фэнтези на экран. Все прошлые попытки экранизировать Толкина, от психоделических мультиков 70-х до кошмарно унылого финского телесериала Hobitit, были откровенно неудачными.

В два раза ближе к народу

Вести о подготовке к съемкам «Хоббита» общественность встретила с ликованием. Изначально Джексон должен был стать продюсером, а режиссером назначили Гильермо дель Торо, но потом начались пертурбации, в итоге дель Торо ушел, а Джексон сел в его кресло. И огорошил всех двумя новостями. Во-первых, объем шедевра: «Хоббит» – повесть небольшая, но из нее решено было сделать аж три трехчасовых фильма. Во-вторых, Джексон объявил, что «Хоббит» предложит новую технологию – High Frame Rate (HFR). Если в обычном кино, будь то 2D или 3D, мы видим 24 кадра в секунду, HFR – это целых 48 кадров в секунду, отчего изображение должно было стать более четким и достоверным.

Все получилось, как в том рассказе О. Генри: «Попробовали – убедились». Невзирая на киносборы, уже можно сказать, что затея с HFR провалилась. HFR жутко похоже на новостные программы, мексиканские телесериалы и советские телеспектакли. Хорошо это или плохо, но кино ассоциируется у нас с менее четким и более плавным изображением. Беда еще и в том, что техника обгоняет искусство: на 48 кадрах очень хорошо видно, где грим, а где лицо, где накладные хоббичьи ноги, а где настоящие, где декорация, а где компьютерная анимация.

Если вы хотите понять, что такое «Хоббит» в HFR, представьте себе «Санта-Барбару» или «Просто Марию», от каждого кадра которых разит неестественностью, а еще лучше – посмотрите советский телеспектакль по «Хоббиту» 1985 года или уже упоминавшийся финский телесериал, страшный во всех смыслах слова. Со скидкой на превосходные спецэффекты это и будет «Хоббит» Питера Джексона в формате HFR. Да, картинка четка до невозможности – но поэтому и кажется дурным маскарадом с картонными мечами и актерами, которые переодеты хоббитами, эльфами, гномами, гоблинами...

Не совсем вода, но...

К счастью, «Хоббит» доступен и в обычном 3D, и даже в добром старом 2D, правда, отчего-то не в Таллинне (оттого, что билеты на 3D куда дороже обычных?). У тех, кто этого хочет, есть возможность оценить сам фильм, а не только «прогресс» технологий, – и тут уже появляются вопросы к режиссеру. Растянуть маленького «Хоббита» до трех огромных картин можно, только по максимуму наполнив его разговорами героев, их молчанием, сценами, которые Толкин не описывал, считая, что они скучны и зритель додумает их сам, сценами откровенно выдуманными, отсылками к истории Средиземья и прочее. На эту тему в советские времена был анекдот про орденоносную доярку Лейду Пейпс: «Вы можете увеличить надои в два раза?» – «Да». – «А в три раза?» – «Сложно, но если постараться... да». – «А в пять раз можете?» – «Ну... Могу, конечно. Но это уже совсем вода будет!»

Не то чтобы у Джексона получилась «совсем вода», но местами его кино опасно близко к границе, за которой начинается лажа. Толкиновская фабула сохранена: отряд гномов в сопровождении хоббита Бильбо и волшебника Гэндальфа идет к Одинокой горе, чтобы отвоевать у залегшего там дракона утраченное гномье царство, и переживает по пути много интересного. Расширяли эту фабулу по-всякому. Одна короткая фраза – в горах Бильбо (Мартин Фримен) видит «каменных великанов, которые перебрасывались обломками скал, ловили их и снова швыряли во мрак» – превращена в многоминутное упражнение на выживание: великаны активно мочат друг друга скалами, а отряд героев пытается не погибнуть под очередным валуном и перебирается с одного великана на другого. Ровно такая же беготня, напоминающая компьютерную игрушку-поскакушку, имеет место и в гоблинских подземельях, и в финальной сцене, где отряд скачет по деревьям. В эльфийской цитадели Ривенделл путников встречает не только Элронд (Хьюго Уивинг), как в книге, но и герои «Властелина Колец» Галадриэль (Кейт Бланшетт) и Саруман (Кристофер Ли); вместе они устраивают над Гэндальфом что-то типа товарищеского суда. Одним из главных персонажей становится однорукий гоблин Азог, который у Толкина едва упоминается...

Некоторые герои странно выглядят: главный гном Торин Дубощит (Ричард Армитаж) не по-гномьи благороден и больше смахивает на Арагорна, с другой стороны, в кадре есть гопники в ушанках – гном Бофур и волшебник Радагаст. Последний ездит на санях, запряженных «кроликами Росгобеля», и выглядит это для эпического фильма почти как пародия. А уж когда над Радагастом подшучивают, мол, он страдает от «излишнего потребления грибов», становится неловко за сценаристов. Впрочем, до Одинокой горы далеко, впереди еще два фильма. Может быть, целое будет больше суммы частей. Но только не на 48 кадрах. Нет, спасибо. И не уговаривайте...





370
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение13 января 2013 г. 15:11
Спасибо! В какой-то мере чувствую себя отомщенной).
А в кинотеатре за нами сидела пара с ребенком, которому перед просмотром обещали «добрую сказку»...


Ссылка на сообщение13 января 2013 г. 15:29
Вчера ходил на 48 кадров. Ничего особенного. Нет в нем чего-то отвратительно-ужасного, как об этом часто пишут, и в то же время отсутствует что-то сверхнеобычное и новационное. Конечно же, это все субъективное восприятие, но в то же время и субъективен ваш подход к тому, что 24 кадра — это труЪ.


Ссылка на сообщение13 января 2013 г. 15:34

цитата angels_chinese

Новое творение Питера Джексона успело поставить несколько рекордов, и один из них странный: чуть не впервые в истории кино форма фильма вступила в бой не на жизнь, а на смерть с его содержанием.

Золотые слова. Хотя наверняка не впервые, просто рыться в поисках прецедентов неохота.
Вообще, отличная рецензия. Кратко и по делу. Все основные моменты когнитивного диссонанса перечислены.


Ссылка на сообщение13 января 2013 г. 16:01
Надо же, меня как раз уговаривали посмотреть в этом новомодном формате. Хорошо, что не пошёл:-)


Ссылка на сообщение13 января 2013 г. 16:42

цитата angels_chinese

Если в обычном кино, будь то 2D или 3D, мы видим 24 кадра в секунду
— строго говоря, не совсем точно — по одной из распространенных технологий IMAX 3D проекция на экран идет как раз в 48 кадров в секунду, так как стереоизображение развернуто последовательно.


Ссылка на сообщение13 января 2013 г. 18:26
Вообще, к фильму могут быть претензии. Но в том, что Джексон на основе «Хоббита» стал снимать полноценный эпический приквел к «ВК», он нисколько не виноват: он в своем праве и действовал вполне уважительно к автору. Ну, а что до невосприятия HFR — это исключительно субъективная проблема.


Ссылка на сообщение13 января 2013 г. 19:15
Я ходил на «Хоббита» в «самый большой и лучший ИМАХ в России», как они себя пиарят, и разочаровался. ТриДэ бедное, и сделано «шоб було», проблемы с резкостью, четко видно только в одном слое, как-бы, чуть дальше или чуть ближе — всё сильно расплывается.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 2013 г. 20:13

цитата heleknar

четко видно только в одном слое, как-бы, чуть дальше или чуть ближе — всё сильно расплывается

Я когда смотрел, то тоже размышлял: «Почему я вынужден искать то место, на котором оператор решил сфокусироваться?». Часто разыскать эти места было не так уж и просто, особенно в динамичных сценах.
 


Ссылка на сообщение13 января 2013 г. 23:01
Посмотрите в HFR, там всё предельно чётко. Дух захватывает. Но появится, увы, и тот самый «телевизионный» эффект.
 


Ссылка на сообщение14 января 2013 г. 00:32

цитата xotto

Посмотрите в HFR, там всё предельно чётко.

цитата

Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные! ©
 


Ссылка на сообщение14 января 2013 г. 00:56
В Москве несколько кинотеатров показывают хоббита в HFR. Или вы намекаете, что уже не показывают?
 


Ссылка на сообщение14 января 2013 г. 00:48
Я именно в ХФР и смотрел. Эффект не показался чем-то особенно необычным и непривычным. Современные телевизоры дают именно такого типа картинку, как мне показалось. Несомненно, изображение совсем иное и непривычное, но в нем нет чего-то отталкивающего.
 


Ссылка на сообщение14 января 2013 г. 00:56
Я тоже в HFR смотрела. Никакого расфокуса не наблюдала. В подземельях гномов и орков все планы, все детали были видны отлично.


Ссылка на сообщение13 января 2013 г. 23:02
Ужасно захотелось закончить фильм немедля. Чтобы больше не смотреть. Если коротко — не удался. И хрен с ними, с кадрами. Просто — не удался.


Ссылка на сообщение14 января 2013 г. 05:29

цитата angels_chinese

беготня, напоминающая компьютерную игрушку-поскакушку

Мне очень игру «Trine» это напомнило)


Ссылка на сообщение14 января 2013 г. 10:12
А у меня положительные впечатления от фильма. Успела незадолго до окончания показов сходить в 3D. Поскольку знала о растянутости, заранее была настроена просто наслаждаться действом, а не ждать головокружительного сюжета. И в общем-то получила то, что хотела.

Картинка показалась крайне сочной и любовно сделанной. Да, 3D во время динамичных сцен смазывалось, но вот с более медленными объектами чувствовало себя прекрасно.

Главный актёр замечателен. И тут же можно сразу выдвинуть критику: мне показалось, что Торин мелькал чуть ли не чаще, чем сам Бильбо. И это учитывая отличную игру Фримана и повсемесно-пафосные кадры лидера гномов (честно говоря, уже после третьего фейса достал окончательно). К тому же, как уже говорили ранее, гномы уж больно не гномные и слишком похожи на людей. Седой порадовал — вот настоящий образец! Несколько комичных тоже ничего, но остальные чересчур смазливы и человекоподобны.

На счёт кроликов не соглашусь, по-моему это было очень весело)

В целом сделали стилизацию под эпик, а не детскую книжку. Плохо, хорошо? Для меня, как человека постарше, скорее хорошо. Хоббита читала в глубоком детстве и не знаю, как бы отреагировала тогда, но думается, что тоже положительно. Возможно, мне помогает тот факт, что произведение я помню не столь уж хорошо — не возникает когнитивного диссонанса. Всё-таки получилась сочная и вкусная сказка без занижения планки до 0+ с редким достоянием для кино ввиде медленно и не спеша развёртываемого сюжета. Это в сериалах ещё можно, а кто решается на большом экране? Даже приятно посмотреть. Ну разве что песни не понравились :-D

Ах да, пейзажи великолепные, добавлю-ка я ещё раз.
Страницы: 12

⇑ Наверх