В нашу редакцию часто приходят письма... Наши читатели хотят знать... Короче говоря, довольно часто на фантлабовском музыкальном подфоруме задают вопрос: с чего бы начать слушать джаз? Или просто интересуются, что это такое. В этом случае мне на ум приходят банальности типа "Kind of Blue" Майлза Дэвиса или этого списка из которого я и сам слушал не всё. Так вот, нисколько не претендуя ни на звание знатока, вообще ни на что не претендуя, а находясь лишь под властью импульсивного желания что-то написать, скромно предлагаю достопочтенной публике (если кто-то это читает) небольшой список достойных для прослушивания альбомов. Критерий прост: все альбомы мои любимые, либо одни из, либо на них есть мои любимые композиции, ну и относительно малоизвестные. Также не хочу никого утомлять простынями со списками, а для начала выберу штук 5, если будет интерес — то первая часть не станет последней. Итак, встречайте:
- Albert Beger — Listening (2004) — лидер ансамбля, имя которого очевидно — большой любитель разнообразных дудок, сиречь reeds, с небольшим уклоном в сторону авангарда, и с довольно сильным драматизмом в некоторых местах. Любимая композиция — Karma. (UPD: название заменено с Albert Beger's 5, спасибо atgrin)
- Albert Ayler — New Grass (1968) — случайное совпало, что 2ой человек в этом списке тоже носит имя Альберт И тоже саксофонист, кстати. Больше всего он известен как довольно жёсткий авангардист, и за этот альбом его довольно сильно критикуют, но на самом деле в New Grass получилось то, что в XXI веке The Bad Plus назовут авангард-популизмом. Присутствует фирменная фишка — вступление от самого Айлера с объяснениями "что хотел тут показать автор".
- Christian McBride & David Gilmore — Unified Presence (2007) — сразу скажу, что Гилмор — это не тот Гилмор из Пинк Флойд, а просто другой гитарист (относительно малоизвестный). Кристиан МакБрайд — басист-звезда, который по сути и лидер на этом альбоме. Вместе у них получилось эдакая утонченная мощь.
- Eberhard Weber — Orchestra (1988) — ещё один басист, хотя на самом деле он вроде предпочитает стик. Orchestra — первый альбом, который я услышал у Эберхарда и был поражён его звучанием.
- Ranjit Barot — Bada Boom (2010) — участник одного из множества ансамблей Джона Махавишновича Маклафлина, ударник руками по различным ударным инструментам. Этники тут самый минимум, это просто фьюжн "как МакЛафлин научил", а названия композиций порадуют любого технаря (а особенно — астрофизиков).