Кирилл Бенедиктов Ничего


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Кирилл Бенедиктов: «Ничего личного, детка, просто бизнес». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кирилл Бенедиктов: «Ничего личного, детка, просто бизнес». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»

Статья написана 28 января 2013 г. 13:49

цитата

КИРИЛЛ БЕНЕДИКТОВ: «НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ДЕТКА, ПРОСТО БИЗНЕС»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_fan_column....

— Вы успели активно поучаствовать в проекте «Этногенез», самом грамотном, на мой взгляд, в маркетинговом плане фантастическом проекте, осуществленном на территории России. Но вопрос не об этом. Скажите, что за проклятие лежит на наших фантастах, почему их книги даром не нужны читателю вне серии или проекта? То есть нереалистические книги Быкова, Пелевина, Галиной, Рубанова или Старобинец нужны, а «фантастических фантастов» — как-то не очень?

— Ну, это в значительной степени вина самих фантастов, а также издателей, хотя последние, конечно, не злым умыслом руководствовались, а просто соображениями коммерческой выгоды. Ничего личного, детка, просто бизнес.

Смотрите — Пелевин в свое время начинал как фантаст. Получил кучу фантастических премий, в том числе «Бронзовую улитку», «Интерпресскон», «Странник». Ездил на конвенты. А потом понял, что находиться дальше в этой тусовке — значит очень сильно ограничивать себе пространство для маневра. «Фантаст» — это в нашей литературе как клеймо, как желтая звезда Давида на рукаве. И ведь не сегодня это началось, а еще в былинные советские времена, когда в Союзе Писателей за людей считали только авторов романов про комбайнеров и металлургов, а всякие «жанровые» авторы проходили по разряду писателей второго сорта. Помните, Кир Булычев писал — «когда говорят “писатель-фантаст”, подразумевают нечто вроде “Он танцор, но, конечно, не из Большого театра, а чечеточник”».

Вот и Пелевин это очень вовремя уловил.

Как вспоминала его редактор из журнала «Знамя» Виктория Шохина: «В “Знамени” была первая толстожурнальная публикация Пелевина. Но до этого его печатали в журналах: “Наука и религия”, “Знание — сила”, “Химия и жизнь”. В издательстве “Текст” готовился к выходу сборник рассказов “Синий фонарь”. Но все это проходило по ведомству фантастики, а ему надо было попасть в “большую литературу”».

И, отдадим ему должное, он приложил к этому большие усилия и попал. А Алексея Иванова, например, из фантастики фактически «выперли» — жестоко раскритиковав его ранние вещи на семинаре для молодых авторов в Дубултах. Вся эта история хорошо известна, и не имеет смысла, наверное, называть имена людей, благодаря которым Иванов попал в немногочисленную когорту ведущих русских писателей современности (вместо того, чтобы остаться в нашем уютном гетто).

Но «нереалистичная литература» и «фантастика» с каждым годом расходятся все дальше. Потому что «не-реализм» — это все больше «как», а «фантастика» — все больше «про что». Про вампиров, про «попаданцев», про Зону, про «танчики»... Ну, и про «фигурки», если уж мы вспомнили о проекте «Этногенез».

Это размежевание диктуется прежде всего экономикой. Некогда единая армия читателей и почитателей фантастики разделилась на почти не пересекающиеся целевые аудитории. Иногда эти целевые аудитории могут потреблять два или три относительно близких продукта: например, многие из поклонников проекта «Сталкер» наверняка будет покупать новеллизации компьютерной игры «Танки он-лайн». Отчасти потому, что эта аудитория вообще расположена (и уже приучена) покупать новеллизации игрушек, отчасти потому, что в обоих случаях большую роль играет военная техника. А читатели «Этногенеза», как показала практика, заинтересовались проектом «Анабиоз», который, правда, не оправдал их надежд и просуществовал недолго.

Понятно, что в этих условиях количество читателей, заинтересованных не в проектах как таковых, а в оригинальных книгах, будет неуклонно уменьшаться. И ведь не просто читателей, а читателей «профильных», любителей фантастики. Если же говорить о читателях «большой литературы», то они, скорее всего, и в руки не возьмут книгу, стоящую на полке под рубрикой «научная фантастика» или «фэнтези». Для того, чтобы такое чудо произошло, требуется мощная маркетинговая атака на потребителя — такая, как выход популярного телесериала-экранизации. Как старый и преданный поклонник цикла «Песнь льда и пламени», я лично не в восторге от сериала НВО «Игра престолов», но надо признать, что круг читателей Дж.Мартина этот сериал расширил значительно — и в первую очередь за счет нецелевой аудитории фэнтези. Целевая и так хорошо знала, что книги качественные. Но! Чтобы телевизионщики заинтересовались непроектной книгой, она должна уже выйти на определенный уровень популярности. Получается замкнутый круг. Да и телевидение само по себе не является «афродизиаком», гарантированно привлекающим внимание зрителей к литературной первооснове.

Как видите, факторов, определяющих невостребованность непроектных, оригинальных книг писателей-фантастов, достаточно много. Достаточно, чтобы сделать невеселый вывод: тому, кто хочет действительно сказать свое слово в литературе — а главное, быть услышанным — следует всячески избегать фантастического гетто.





330
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 14:19

цитата vvladimirsky

многие из поклонников проекта «Сталкер» наверняка будет покупать новеллизации компьютерной игры «Танки он-лайн»
вообще-то не «Танки онлайн», а «World of Tanks»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 14:27
Вы твердо знаете, что у проекта «Танки он-лайн» не будет новеллизаций? То есть вообще, в принципе, никогда и ни за что?
 


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 14:30
я твердо знаю, что у проекта «World of Tanks» она уже есть :)
вон, в моей сумке лежит
 


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 15:35
Душевно рад за сумку. Каким образом из этого следует, что поклонники проекта «Сталкер» НЕ будут покупать новеллизации компьютерной игры «Танки он-лайн»», если такая выйдет?


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 17:17

цитата vvladimirsky

Вот и Пелевин это очень вовремя уловил.

Именно уловил! И успел пописать и про геев, и про рекламу, и про всякую фигню. И стать частью омерзительного явления — МОДНЫЙ писатель. Пишет он сейчас плохо, зато из «гетто» НФ ушел.
Быков вот не стал вписываться в рамки — и даже премии среди «фантастов» получает:-)
Что касается «этногенезов» и « сталкеров». Я в «ридере» держу литературу для автобуса и поезда. А в книгах то, что считаю «качеством». «Этногенез» и «Сталкер» идеальны для транспорта — читаешь для занятия времени. Мартина, Быкова, Камшу, Грега Игона, Громова, журнал «Если» с маститыми ФАНТАСТАМИ — дома, не торопясь, а то и со справочниками (!) по истории и физике.


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 17:42
Самое удивительное, что на «загнивающем Западе», откуда мода на проекты и пришла, они никогда не занимали такую часть рынка, как у нас.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 18:50
На чем основана эта уверенность?
 


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 20:37
Исключительно на сведениях с этого сайта. Средняя доля межавторских проектов в библиографиях западных авторов меньше. Хотя без данных о тиражах, ничего не могу утверждать наверняка. У Вас есть иная информация?
 


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 21:55
Тут далеко не все западные «проектные» авторы. По номинационным спискам Роскона за прошлый год на 783 романа пришлось 93 проектных произведения — в 8,5 раз меньше. В списках бестселлеров «Локуса», которые формируются как усредненный «чарт» по многим источникам, на долю media-related books и gaming-related books приходится одна четвертая — одна пятая часть от общего числа наименований. Понятно, что списки бестселлеров более соответствуют соотношению тиражей, и если ввести эту поправку в наши списки и, огрубляя, удвоить долю проектов, получим примерно то же самое — четвертую-пятую часть от общего числа.
 


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 21:59
Безусловно, Вам виднее как специалисту.
 


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 22:02
Возможно, сыщется специалист, который проведет поэкземплярный подсчет, но прикидочно выглядит так.
 


Ссылка на сообщение28 января 2013 г. 22:11

цитата coolwind

специалист, который проведет поэкземплярный подсчет


Учитывая то, что на Западе чаще всего тиражи не указываются, -- имхо, нереально.


Ссылка на сообщение30 января 2013 г. 00:07
Бенедиктов некоторое омерзение своими маркетинговыми поучениями вызывает, маккинся какая-то. Копия моего знакомого маркетолога, прям один в один. Но как автор малой формы хорош. Особенно ранние рассказы.


⇑ Наверх