Василий Щепетнёв Жанр


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Василий Щепетнёв: «Жанр фантастики требует от читателя хотя бы четырех классов за душой». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Василий Щепетнёв: «Жанр фантастики требует от читателя хотя бы четырех классов за душой». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»

Статья написана 17 марта 2013 г. 16:24

цитата

ВАСИЛИЙ ЩЕПЕТНЁВ: «ЖАНР ФАНТАСТИКИ ТРЕБУЕТ ОТ ЧИТАТЕЛЯ ХОТЯ БЫ ЧЕТЫРЕХ КЛАССОВ ЗА ДУШОЙ»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_fan_column....

— В альтернативно-исторической повести «Седьмая часть тьмы» после 1917 года династия Романовых остается у власти, однако судьба России в целом мало меняется. Обычно «альтернативки» пишут, чтобы показать, в каком направлении двинулась бы история, если бы Имярек вовремя подскользнулся на арбузной корке. Или другой Имярек — не подскользнулся. У вас же меняются вехи, но не русло. Стоило ли ради этого огород городить?

— Стоит. Роман ведь о том, что сегодняшнее положение страны не следствие случайностей и не результат мирового заговора. Это естественная стадия развития нашего общества. И если завтра волшебством или инопланетным даром все личности (ну, то, что принято называть личностями) россиян переместить в американские головы (я просыпаюсь в теле Джона Смита, в доме Джона Смита, с банковскими картами Джона Смита и даже с профессиональными навыками Джона Смита, но со своим характером, натурой), а американцев наоборот, переселить сюда, то через поколение мостовые в Нью-Йорке будут закладывать дрянной плиткой пеоны из Гаити (по бумагам получая миллиарды, а на деле — гроши), водоканал станет подавать воду не выше пятого этажа три часа в неделю, а в Воронеже появятся трехуровневые дорожные развязки, врач станет уважаемым членом общества, а на симфонические концерты билеты нужно будет покупать загодя.

Но многим кажется, что исчезнет Америка, а с ней и Европа — и вот тогда-то мы и станем самыми умными, красивыми и смелыми на всем белом свете. Ну, может, и Азию с Африкой тоже нужно будет передвинуть в иное измерение, чтобы не мешали нашему процветанию.

— На ваш взгляд — из Воронежа, сердца Черноземья — у российской фантастики сейчас есть какие-то перспективы кроме перспективы превратиться в чисто нишевую литературу, вроде дамского романа или иронического детектива, удовлетворяющего узкий, четко определенный спектр читательских потребностей?

— У фантастики и этих-то перспектив нет, если брать не месяцы, а поколение-другое. Разбирать буковки, складывать из них слова — ведь это трудно и сложно. Плюс жанр фантастики требует от читателя хотя бы четырех классов за душой, но хороших четырех классов. А лучше бы и восьмилетку.

Человечество стремится к легкости и простоте. Сумеет ли текст конкурировать с компьютерной игрой, с фильмом, с комиксом, конкурировать не в культурном, а в коммерческом смысле? Закрытие фантастических журналов — симптом неутешительный.

Нет, полностью книга в двадцать первом веке не исчезнет. Но она станет тем, чем была в веке девятнадцатом, когда первый тираж «Преступления и наказания» не расходился годами, а был он — внимание! — весь-то две тысячи экземпляров. Журналы выходили тиражом в те же две-три тысячи экземпляров, пять тысяч подписчиков означали несомненный успех, семь — полный достаток и издателя, и авторов.

Тут ещё сетевые библиотеки, свободное копирование, гаджеты для чтения год от года становятся удобнее. Куда писателю податься? В сценаристы игр? Но из уже написанного игры можно лепить веками.

Писарев в свое время предлагал каждому человеку умственного труда выучить столярное ремесло. Для уверенности, чтобы задёшево не продаваться. Сегодня выгоднее быть сантехником. Впрочем, дело вкуса, всяк волен выбирать своё. А писать — в часы отдохновения. И знаете, на качестве девяносто пяти процентов продукции это никак не скажется. Скажется на количестве, но оно, может, и к лучшему.





334
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 16:48
Ахренеть, где ты его достал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 16:59
В интернетах. :-)))


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 17:29
«ЖАНР ФАНТАСТИКИ ТРЕБУЕТ ОТ ЧИТАТЕЛЯ ХОТЯ БЫ ЧЕТЫРЕХ КЛАССОВ ЗА ДУШОЙ» — чушь. Не знаю (да и знать не очень хочется), кто такой ВАСИЛИЙ ЩЕПЕТЁВ, что он написал и есть ли у него четыре класса за душой, но конкретно эта фраза — чушь. Именно сейчас сам жанр не требует от читателя иметь эти четыре класса или не иметь ни одного. На любого найдётся вагон и маленькая тележка чтива. Я даже больше скажу — просматривая каждую субботу колонку antilia (за которую отдельное большое спасибо) «Книжные новинки за неделю», а точнее раздел «Русскоязычные издания», приходишь к выводу, что современная русскоязычная фантастика (в массе своей) и от писателя не требует «хотя бы четырех классов за душой». Вот отдельные представители жанра — да. И даже очень ДА.
Для восприятия остального достаточно знать слова «СМЕРШ», «штрафники», «попаданец» и «империя».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 17:44

цитата Magnus

Не знаю (да и знать не очень хочется


Ну, раз не хочется, то, наверное, и не надо.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 18:22
Так я и решил.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 18:02

цитата Magnus

Именно сейчас сам жанр не требует от читателя иметь эти четыре класса или не иметь ни одного. На любого найдётся вагон и маленькая тележка чтива.


Без обид, но именно для того чтобы понимать чем одно отличается от другого и нужны эти самые «четыре класса», потому как «вагон и маленькая тележка чтива» — веянье вне жанровое.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 18:18
Да ну, какие обиды, с чего?
С вашими словами по поводу « понимать чем одно отличается от другого» совершенно согласен, только к требованиям, предъявляемым жанром фантастика к читателю, это не имеет никакого отношения. Эти самые «четыре класса» нужны вообще по жизни, для того чтобы отличать ну, например, живопись от мазни, Кино от вообще фильмов, музыку от звукоизвлечения, литературу (любых жанров) от чтива и т.д. Жанровых нюансов это не касается.
Имеет смысл говорить только о конкретных вещах. Иначе получается, что весь жанр «требует», то есть он однороден. Или этот жанр требует, а другой не требует? Да что вы?
 


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 18:43
Спокойнее, Щепетнев из старых фантастов, а что там сейчас за фантастику издатели выдают — ему пофигу.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 19:29
Magnus
«ЖАНР ФАНТАСТИКИ ТРЕБУЕТ ОТ ЧИТАТЕЛЯ ХОТЯ БЫ ЧЕТЫРЕХ КЛАССОВ ЗА ДУШОЙ» — чушь.
«Не читал, но осуждаю», так что ли. Заглавие дал тот кто брал интервью, это его право. И заключать из заглавия содержание ни есть хорошо.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 20:20
Да нет, уважаемый, это вы не читали, но тем не менее что «есть хорошо» и что «ни есть хорошо» торопитесь высказаться. А фрагмент интервью (а не только заголовок), приведенный в начале, выглядит так:
«Вопрос — На ваш взгляд — из Воронежа, сердца Черноземья — у российской фантастики сейчас есть какие-то перспективы кроме перспективы превратиться в чисто нишевую литературу, вроде дамского романа или иронического детектива, удовлетворяющего узкий, четко определенный спектр читательских потребностей?
Ответ — У фантастики и этих-то перспектив нет, если брать не месяцы, а поколение-другое. Разбирать буковки, складывать из них слова — ведь это трудно и сложно. Плюс жанр фантастики требует от читателя хотя бы четырех классов за душой, но хороших четырех классов. А лучше бы и восьмилетку. «
Перечитайте, убедитесь. Это во первых. А во вторых «заключать из заглавия содержание» и не думал. А хотел сказать именно то, что сказал (может быть немного грубовато) — мысль о том, что «жанр фантастики требует от читателя хотя бы четырех классов за душой» неверна. Отдельные образцы жанра не требуют, кроме навыка чтения вообще ничего. Другие же требуют минимум качественного высшего образования, а то и неслабой эрудиции плюс к общей начитанности.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 20:51

цитата Magnus

(может быть немного грубовато)
Сейчас, Вы, высказали мысль по понятнее, и можно согласиться с Вами. Это всё же печатное слово, а не диалог.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2013 г. 00:24
Экой Вы звонкий.


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 18:12
Спасибо. Прекрасное интервью. Для меня показатель уже то, что сразу перечитывать тянет.


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 18:48

цитата С.Соболев

Спокойнее, Щепетнев из старых фантастов

Да не сильно старый! Дебют: 1990год


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 19:23
Вот за это интервью особенно большое спасибо.


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 20:17
Спасибо большое за интервью, очень интересно!

И вот жаль, что не печатают. Как раз недавно читал его очередную колонку в «Компьютерре» и подумал, а вдруг чего издали у него, поискал и не нашел.


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 20:19
Спасибо за интервью!
Но на сайте журнала неплохо бы поправить — там фамилию автора два раза с ошибкой указали.


Ссылка на сообщение17 марта 2013 г. 23:06
Спасибо! Как привет из прошлого: «Рара авис» в свое время был одной из тех площадок, где я начинал публиковаться.


Ссылка на сообщение18 марта 2013 г. 00:20
Ух ты. Спасибо.


Ссылка на сообщение18 марта 2013 г. 00:48
Замечательный писатель-интеллектуал, работающий умело и нестандартно.
Страницы: 12

⇑ Наверх