Владимир Маканин Удавшийся


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Календула» > Владимир Маканин "Удавшийся рассказ о любви"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Маканин «Удавшийся рассказ о любви»

Статья написана 26 апреля 2013 г. 23:00

Небольшое предисловие. В последнее время я несколько отошла от нежно любимого мною фэнтези и стала все больше читать современную прозу.  Не так давно я вновь открыла для себя замечательного автора — В.С. Маканина. Когда-то, когда я еще училась в старших классах, а было это (страшно сказать) в прошлом веке, я познакомилась с его творчеством. Выпускное сочинение писала по его рассказу «Кавказский пленный». И до того меня зацепило его творчество, что я начала читать его рассказы, затем повести, думаю взяться за романы. Малая проза удается Маканину удивительно. Образы емкие, язык яркий, читать легко и интересно. Он поднимает серьезные темы: как традиционные для русской литературы, так и злободневные. Трактовки порой поражают — он смотрит на проблему под иным углом зрения. Большое влияние на творчество Маканина оказали Ф.М. Достоевский и М.А. Булгаков.

Можно с уверенностью сказать, что Маканин — мастер короткого жанра. Короткие повести и рассказы — его излюбленная форма, а излюбленная тема — частная жизнь человека, который ищет себя и свое место в нашем изменчивом мире. Маканин дает удивительно точные характеристики, и они удивительны тем, что ему удается создать образ при помощи штрихов, нескольких слов.

К слову, я взялась составить библиографию В.С. Маканина для ФантЛаба. И вот вновь вернулась к его творчеству.

Сегодня мне бы хотелось поделиться впечатлениями от прочтения повести «Удавшийся рассказ о любви» (2000) и немного поразмышлять.

Сюжет. История бывшего цензора, а ныне предпринимательницы,  Ларисы Игоревны, и ее друга — в прошлом писателя, а сейчас ведущего телепередачи — Сергея Ильича Тартасова. Они уже немолоды, некогда их связывали близкие отношения, но позже дороги разошлись, что не помешало им стать хорошими друзьями. История людей, пытающихся приспособиться под реалии современного мира и сохранить свое «я».

О чем эта повесть? О жизни, о людях, о прошлом и настоящем, о литературе и писательстве, о любви, о прожитом и пережитом, о способе сохранить себя и удержаться на плаву.

Уже первые строки берут за душу, что-то неуловимо напоминают, заставляют задуматься:

цитата

На склоне лет... Помудрев и уже заметно поседев... Что чувствует женщина, всю жизнь любившая одного-единственного мужчину?.. А ничего. Решительно ничего. Во всяком случае, ничего исключительного она, Лариса Игоревна, не чувствует. (Досаду на судьбу? Нет. Ничуть.) Как-никак была долго замужем. За другим мужчиной. Теперь живет одна. (Разошлась.) Уже давно одна.

Маканин дает точные социально-психологические характеристики своим героям. В то же время в повести присутствует и тонкий анализ подсознательных порывов, метаний, чувств героев. Автор показывает, как люди, находящиеся в разных жизненных обстоятельствах, пытаются сохранить свое «Я» и найти место в мире. Характеристика Тартасова дана через его внутренний монолог, воспоминания, рассуждения — о жизни, о литературе, о времени, об изменчивости мира, о своей судьбе. Окружающий пейзаж, хоть и дан короткими ремарками, так же отражает настроение героя — осень, томительное ожидание, свинцовое небо, листья под ногами — музыка осени. Тартасов — пожилой человек, писатель, вдовец, остро чувствующий свой возраст и переживающий безденежье. Его беспокоит нынешнее состояние литературы, но он понимает, что упадок этот нельзя изменить. Тартасов капризен и уныл. Он часто вспоминает прошлое, но без ностальгической грусти. Он по-старчески ворчлив и недоволен, считая себя обиженным жизнью. Обида сквозит в его словах, движениях, поведении. В отличие от Ларисы Игоревны, он так и не сумел «протиснуться через узкое место», не смог приспособиться к современной действительности.

Подруга Тартасова — Лариса Игоревна — цензор до мозга костей. Это тот случай, когда профессия наложила неизгладимый отпечаток на личность. Она строгий руководитель собственного небольшого бизнеса, сухая, прямолинейная, проблемы решает спокойно и профессионально. Она содержит небольшой бордель и мастерски им управляет, оставляя довольными клиентов, и заботясь о девушках, работающих у нее. она старается с оптимизмом смотреть вперед, не унывает перед трудностями, и вполне гармонично влилась в новую действительность.

В повести присутствует и образ лаза, узкого места — сквозной образ многих произведений Маканина, ставший уже лейтмотивом. Он имеет множество значений — это и переход из одного состояния в другое, и способ убежать от реальности, уйти в мир воспоминаний, и попытка спрятаться от мира, и некий творческий путь, позволяющий заглядывать в иные миры и эпохи, и способ обрести свободу, пусть и мнимую, это и вход в мир, в жизнь и выход.

Отдельно хочется сказать о языке автора. Маканин часто использует односоставные предложения, что придает стилю повествования рваную структуру, повествование идет рывками. Но в то же время такая манера помогает расставить акценты и обратить внимание читателя на важные аспекты и характеристики. В тексте много вводных предложений, пояснений, данных в скобках, что так же заостряет внимание читателя.

Название... «Удавшийся рассказ о любви». Почему удавшийся? Ведь повесть весьма печальна. История любви Ларисы Игоревны и Тартасова окончилась не традиционным хэппи эндом — каждый пошел своей дорогой. Они остались друзьями, но Лариса продолжала любить Тартасова. Разве это не неудавшаяся любовная история? А может, именно в этом и есть удача? Как сложилась бы ее жизнь, сложись их отношения иначе? Жизнь сильной волевой женщины рядом с инфантильным, невнятным нытиком? Возможно, на склоне лет Ларисе стало ясно видно, что могло бы быть и что есть сейчас. Ведь она вполне довольна своей жизнью. Она умеет находить светлое даже в самые темные времена.





443
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 мая 2013 г. 05:16
Удачи Вам в составлении библиографии Маканина — много написал. С Вашими суждениями о том, что Маканин мастер преимущественно короткой формы не вполне согласен, поскольку Андеграунд, Один и одна не уступают Отдушине или Где сходилось небо с холмами. Сейчас. по-моему, Маканин не в улчшей форме, а понравившийся Вам рассказ о любви несколько вторичен по отношению к темам более ранних вещей. Мне он удавшимся не показался, а еще и поздний сомнительный эротизм Маканина очень на любителя.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 мая 2013 г. 12:06
Библиографию составили, в мае должны открыть.

цитата prouste

Маканин мастер преимущественно короткой формы

Я не сказала «преимущественно». Я сказала, что ему отлично удается малая форма.
Романы пока в планах на прочтение (сейчас читаю рассказы Нила Геймана). Вполне верю, что и романы у Маканина получаются не хуже.

цитата prouste

поздний сомнительный эротизм Маканина очень на любителя

Эротизм тут — шелуха, ее можно и не замечать. Да, не самый лучший образец его прозы, но чем-то он меня зацепил. Рассказов много читала, в планах написать еще несколько отзывов.


Может, посоветуете, что у него в первую очерердь стоит прочесть?
 


Ссылка на сообщение2 мая 2013 г. 13:31
Из романов, как и писал, «Андеграунд», «Один и одна», «Предтеча». Из более короткой прозы — «Отдушина», «Где сходилось небо с холмами»,«Челловек свиты», «Гражданин убегающий», много чего хорошего написал. Одно но — проза Маканина 2000-х годов за исключением Асана, который при всех критиках довольно интересный на необычную тему для Маканина — хорош, представляет собой посредственное надрывное с упомянутым старческим эротизмом чтение, а «Две сестры и Кандинский», попадись кому первой книгой этого автора, способна напрочь отбить желание его читать. В моем представлении Маканин — писатель с великими книгами в прошлом ( как и Фазиль Искандер, Андрей Битов, Саша Соколов), от которого сейчас ожидать прорыва не приходится.
 


Ссылка на сообщение2 мая 2013 г. 13:43
Спасибо ))


⇑ Наверх