Андрей Мартьянов Издателю


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Андрей Мартьянов: «Издателю подавай попаданца Васю...». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Андрей Мартьянов: «Издателю подавай попаданца Васю...». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»

Статья написана 13 ноября 2013 г. 15:20

цитата

АНДРЕЙ МАРТЬЯНОВ: «ИЗДАТЕЛЮ ПОДАВАЙ ПОПАДАНЦА ВАСЮ...»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_fan_column....

— Современная российская альтернативно-историческая и тем более попаданческая фантастика то и дело впадает в одну из крайностей: или чрезвычайная поверхностность — или увлеченность, образно выражаясь, заклёпками, мелкими технологическими деталями в отрыве от экономики и геополитики. Комплексный, системный подход к истории в такой литературе скорее исключение, чем правило. В чем тут дело на ваш взгляд?

— Если вкратце, то проблема заключается в интересах разных целевых аудиторий. У нас же гражданская война вроде бы и не закончилась: тру-монархисту не предложишь текст про победу «кровавого Сталина», ему нужно, чтобы в 1918 в Москву вошел Адмиралъ Колчакъ и перевешал комиссаровъ на фонарях. Леваку такой сюжет будет противен, ему подавай товарища Троцкого и Мировую революцию. Заклепочничество же хорошо в меру; я нисколько не возражаю против увлечения техникой, сам грешен, но нельзя превращать худлит в технический справочник! Надо уважать читателя, соблюдая баланс — но, увы, комплексного подхода от многих авторов не дождешься. Пипл и так схавает.

— Казалось бы, жанровый рынок давно перенасыщен, однако романы про попаданцев продолжают выходить ровным потоком, несколько издательств целиком переориентировалось на выпуск литературы такого рода. Каков ваш прогноз — когда это кончится?

— Пока есть запрос от читающей публики — не кончится. И пока существуют авторы, воображения которых хватает лишь на то, чтобы отправить условного Васю в условный 1941 год, сотый раз «предупреждать о нападении». Весь этот мутный поток мне очень напоминает ситуацию середины 90-х годов, когда после оглушительного успеха «Волкодава» Марии Семеновой все ринулись писать «славянскую fantasy». Помнится, тогда в издательстве «Азбука» главред Вадим Назаров требовал поставить «славян» на конвейр, в результате чего появились литературные монстры наподобие «Владигора», забыл как имя автора. Кстати, благодаря тогдашней «Азбучной» политике я доселе испытываю отвращение к запаху любых литературных онуч — не столь давно предлагали мне войти в проект по временам Ивана Грозного, сулили неплохой гонорар. Отказался. Не могу, хоть ты тресни. Славянское моровое поветрие иссякло лет через пять, когда лапти-онучи-поневы и мечи-кладенцы попросту надоели до тошноты. Думаю, и с попаданчеством произойдет ровно то же. Давно пора.

— Вероятно, вас можно назвать одним из пионеров отечественных «книжных проектов» — особенно если вспомнить Конана, в девяностых исправно кормившего десятки российских писателей. Авторы, которые сегодня пишут в «серии с точками», часто оправдываются: мол, и в рамках проекта можно создать шедевр — к чему все они, естественно, только и стремятся. Не просто крепкую коммерческую вещь, а нечто такое, что станет общелитературным событием... Много ли на вашей памяти появилось таких шедевров?

— О-о, старина Конан! Кормилец, поилец и спать уложилец на протяжении многих лет. В голодные девяностые мы с прежним соавтором Мариной Кижиной исписали по теме Хайбории глубоко за четыреста авторских листов. Огромный объем. Помнится, как раз перед кризисом 1998 года нам в голову пришла мысль написать что-нибудь вроде Хайборийского «Властелина колец». Получилось — дилогия «Полуночная гроза», два толстенных тома, с сотней действующих персонажей, хронологией, картами и тьмой приложений. Судя по отзывам, до сих пор считается одним из лучших текстов в серии «Конан». К этому герою у меня отношение как к члену семьи.

С «общелитературными событиями» сложнее. Долгоиграющие серии обычно вырождаются — достаточно вспомнить пана Сапковского, с которого требовали еще, еще и еще «Ведьмака» (коммерческий успех был колоссален!), в результате последние книги резко упали по уровню качества. Большим событием в отечественной fantasy был «Тайный город» Вадима Панова, действительно отличная вещь, но сейчас (по моим ощущениям) автор начал от серии уставать.

Так что раз на раз не приходится. Главное не перезатягивать, как это произошло с бесконечными продолжениями «Летающих островов» А. Бушкова: новые похождения сексуально-озабоченного майора ВДВ Сварога сейчас вызывают грустную усмешку, а ведь первые книги вошли даже не в золотой, а в бриллиантовый фонд русской фантастики.





291
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 15:23
Многие замечания кажутся полезными, но после слов:

цитата Мартьянов

Долгоиграющие серии обычно вырождаются — достаточно вспомнить пана Сапковского, с которого требовали еще, еще и еще «Ведьмака» (коммерческий успех был колоссален!), в результате последние книги резко упали по уровню качества.

воспринимать их всерьез трудно. Ну-ну, упали. Мартьянову еще подниматься и подниматься до этого «падения». :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 15:46

цитата Green_Bear

воспринимать их всерьез трудно.

Ну я примерно так отреагировал еще после слов что автор написал один из лучших текстов в серии «Конан». Этак можно ляпнуть что тот же Успенский написал один из лучших романов в серии «Сточкер». А это просто хорошая книга, но к тому же проекту с буквами она притянута за уши. Лучшие вещи там честные развлекательные романы написанные нормальным языком, вроде Орехова или Калугина. А все творчество Успенского, Первушина, Лазарчука и прочих в рамках П.Р.О.Э.К.Т.А. похоже на блюдо хорошего повара. Которому заказали вареную картошку, а он принес бланманже щедро посыпанное картофельными очистками. А дальше и клиент недоволен, и повару почему-то обидно.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:17

цитата badger

Ну я примерно так отреагировал еще после слов что автор написал один из лучших текстов в серии «Конан»

Просто я с «кониной» незнаком от слова совсем. К тому же это можно списать на авторскую ностальгию. Но про Сапковского уже прозвучало симптоматично.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:21

цитата Green_Bear

Просто я с «кониной» незнаком от слова совсем.

Скажем, я тоже немного в этом копался8:-0 Но просто сам факт того что автор гордится тем что его текст лучший во вторичном сеттинге он как бы симптоматичен.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:33
ну, справедливости ради, Мартьянов с Кижиной действительно были там гораздо выше среднего уровня, то этот самый уровень там был очень низок.
И в написании книг из мира Вокодава тоже участие принимал. Стого времени он у меня в памяти застрял как автор проектной литературы
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:34
Вообще, да. Согласен. Обычно автор гордится родным миром, а не участием в проекте, к оторому не приложился только ленивый. :beer:


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 15:36
ИМХО не хватает маленькой преамбулы с инфой об интервьюируемом. Для меня, к примеру, большая часть писателей, которых Вы обспрашиваете — только фамилии.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 15:42
Инфа есть по ссылке, как и полная версия интервью.

цитата vvladimirsky

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 15:53
Как верно заметил предыдущий оратор, читайте полные версии, ссылки на них я всегда даю. Там и преамбула, и амбула.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 15:58
Ну, чтобы пойти по ссылке, мне же нужно, чтобы здесь зацепило, правда?
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:14
ОК, буду следующий раз давать ссылку на фантлабовскую страничку, посвященную автору -- если такая есть.


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:42
Василий, как-то «не вбросисто» :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:44
Весь запал ушел на предыдущий пост :-)))
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:52
Я вернулся «к привычному времяпрепровождению» (С) С.Л.

Следующий вброс -- по мере накопления материала.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:54
Давай, крепись, пока давление нового материала не подскажет -ПОРА! :-)))
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 16:54
Не, срать кирпичиками -- не наш метод. 8-)
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 17:19
Ты выдаешь более вычурные предметы? :-D
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 17:26
Ёжикообразные.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 17:29
Да, это болезненно. И для тебя и для окружающих :-D. Немного кефира по вечерам и ложка оливкого масла натощак исправят ситуацию. Мысли будут проистекать из тебя быстро, хотя будут несколько расплывчаты :-)))


Ссылка на сообщение13 ноября 2013 г. 21:26
Интервью нормальное, вопросы неглупые, ответы приличные.
Спасибо.
Про Сапковского, конечно, симптоматично, про Конана врать не стану, мартьяновского не читал (но верю — не Хаецкой ж единой), но интервью содержит еще более любопытные реплики:

цитата vvladimirsky

Славянское моровое поветрие иссякло лет через пять, когда лапти-онучи-поневы и мечи-кладенцы попросту надоели до тошноты. Думаю, и с попаданчеством произойдет ровно то же. Давно пора.
1. Не состоится. Попаданчество имеет гораздо больший потенциал. Ибо не ограничено набором лапти-онучи, хайборийской эпохой или Т.О.Ч.К.-ами. 2. Большинство попаданцев (если не прав, пусть поправят) пишутся не профессиональными писателями и ни к какому конвейеру оных профи не зовут. Отсюда, насколько понимаю, и негатив попер.

цитата

Так что наш девиз — максимальное качество при минимальной цене. Возвращаемся к старым традициям советского книгоиздания.
Вот так хорошо вел, про технику, экономику, системный подход — и так спалился.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2013 г. 23:28

цитата ааа иии

1. Не состоится. Попаданчество имеет гораздо больший потенциал. Ибо не ограничено набором лапти-онучи, хайборийской эпохой или Т.О.Ч.К.-ами. 2. Большинство попаданцев (если не прав, пусть поправят) пишутся не профессиональными писателями и ни к какому конвейеру оных профи не зовут. Отсюда, насколько понимаю, и негатив попер.

Ещё в 1998г. Я читал про какой то матери колокол. Грозный гибрид с попаданцами и лаптями. Так, что попаданство их все переживёт.


Ссылка на сообщение14 ноября 2013 г. 19:41
Похвала Панову говорит о Мартьянове многое. Я первую книгу «Тайного города» много лет назад прочитал — до сих пор тошнит при воспоминании.


Ссылка на сообщение15 ноября 2013 г. 07:50
Василий, а по какому принципу вы авторов для интервью отбираете? Нельзя ли заказать беседу с Успенским, например, или с Малицким?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2013 г. 16:08

цитата Pavel_Otmorozov

Василий, а по какому принципу вы авторов для интервью отбираете?


Хаотически. И по принципу наличия контактов.

цитата Pavel_Otmorozov

Нельзя ли заказать беседу с Успенским


С Успенским уже была беседа на этом ресурсе: http://krupaspb.ru/piterbook/fanc...

Актуальных контактов Малицкого у меня нет, да и книг я его, кажется, не читал. А если читал -- забыл. Что говорит о.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2013 г. 16:13
О, благодарю за ссылку. И за ответ.


⇑ Наверх