Kevin Egan
В здании суда в канун Нового Года в своем кабинете рано утром умирает судья Калвин. Его смерть по естественным причинам прошла бы как нечто рядовое, если бы не дата смерти. По правилам нью-йоркских судов, если судья умирает, помощники судьи имеют право доработать до конца календарного года. Смерть судьи для его секретарши Кэрол и клерка Тома означает, что уже на следующий день они останутся без работы. И найти новую работу при нынешних раскладах будет тяжело («Hard enough as it was to stay with the court system today, it was harder to find a decent job in the private sector. And for someone who had been in the court system as long as he had been, leaving was near impossible, even in a good economy»), а у обоих героев к тому же есть серьезные финансовые проблемы. Кэрол нужно в одиночку содержать сына-инвалида и больную мать, а Том из-за азартных игр попал в долгую яму, занял у ростовщика и теперь должен каждый месяц отдавать часть долга. Работающий на ростовщика костолом Доминик регулярно напоминает Тому, что будет, если тот перестанет платить.
Тому приходит в голову идея, как скрыть смерть судьи хотя бы на день. Если это удастся, то он и Кэрол, к которой он начинает испытывать нежные чувства, сохранят работу по крайней мере еще на год. Судьей и его последним в его жизни решением вдобавок к подчиненным интересуется лидер профсоюзной организации судов. Ситуация осложняется и быстро выходит из-под контроля.
Мы настолько стали требовательны к достоверности читаемых нами книг, что начали забывать: литература есть выдумка, фантазия. Если из нее вынуть элемент допустимого, прижать к земле, то уйдет все наслаждение. Скованному писателю становится негде развернуться, его сюжеты становятся достоверны, но предсказуемы. Вот чем освежает нас Кевин Иган и его роман «Midnight» — в нем есть пространство для сюжетного маневра. Сюжет можно назвать невероятным, но не настолько уж он и невероятный, если книгу не перенесли на полку с фантастикой. Иган, кажется, наследует писателям тридцатых и сороковых, которые не стеснялись искать лазейки для броских, даже диких сюжетов. Автор нашел интересную лазейку и щедро ее проэксплуатировал. Сюжетно «Midnight» — ядреная смесь судебного триллера и неонуара. Том и Кэрол – типичные нуаровые персонажи, загнанные в угол надломленные люди, которым кажется, что выхода нет. Вернее, выход есть, но не тот, что можно назвать законным. Персонажи на самом деле как бы и не переступают закон по-настоящему. Проблема в том, что там, где есть любители, там есть и профессионалы. И преступники-профессионалы как правило сильнее любителей.
Пара героев поначалу берет свою судьбу в свои руки, но по мере продвижения по роману мы видим, как их судьба выпадает из их рук. Захватчики становятся заложниками, и героям нельзя не сопереживать.
«Midnight» — напряженное чтиво, отличный образчик современного нуара.