Кабо В Р Круг и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Кабо В. Р. Круг и крест.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кабо В. Р. Круг и крест.

Статья написана 2 августа 2014 г. 23:27

  Кабо В. Круг и крест: Размышления этнолога о первобытной духовности. М., Восточная литература, 2007г. 328 с. переплет, обычный формат.

…Когда мы размышляем над тем, как возник наш с вами мир, неизбежно встаёт вопрос о его истоке, том, откуда он вырос. До возникновения письменной культуры многие тысячелетия существовали целые многие поколения людей, о которых нам известно очень и очень немногое. Многочисленные немые орудия, рисунки, петроглифы, могилы – вот что нам осталось в наследство от тех людей, которые являлись нашими предками, и которые, чтобы мы не говорили, заложили основу нашего мира, стали его фундаментом. Кто же они были? Как они мыслили? Как видели мир?

Долгие годы, конечно, пробовали отыскать ключ к первобытной духовности. Когда первые этнологи начали изучать народы, находящиеся на уровне каменного века, они сделали простой вывод: нужно попросту взглянуть на то, как они живут – и мы получим точный образ наших предков. Последствия этой теории аукнулись позже не в лучшую сторону, но, в принципе, общая парадигма может оказаться вполне рабочей – ведь люди жили в похожих условиях, пользовались схожими орудиями, и, быть может, их мышление также…?

Из этого постулата исходит и Владимир Кабо. Пару слов об авторе. Он не археолог, по большей части – этнограф, предмет его исследований – австралийские аборигены, всю жизнь он изучал различные формы искусства автохтонных народов маленького континента, не обходя вниманием ни древнее искусство, ни современное. Конечно, судьба преподнесла Кабо пару сюрпризов в виде пяти лет лагеря в Поморье, однако судьба его была относительно благополучной – полностью реабилитированный, этнограф смог защитить диссертации и работать в РАН, в Питере и Москве. Много ему пришлось работать не только с австралийским материалом, в годы работы в Институте Этнографии Владимир Рафаилович не раз совершал экспедиции в Сибирь, знакомясь с сакральными обычаями тамошних народов. Что наложило отпечаток на его творчество. Перед самым распадом Союза Кабо решил покинуть Россию, и уехал в свою любимую Австралию, где продолжил исследование обычаев аборигенов, уже лицом к лицу с ними…

Учёный был, мягко говоря, нетипичный. Если мы откроем классический вузовский учебник Алексеева, то увидим там данные по эволюции первобытной семейной общины, беспорядочных половых связях, промискуитете, изначальном матриархате и прочих прелестях. Кабо, однако, избегал подобных высказываний, считая их целиком фантастичными, плодом сомнительной аналогии. Хотя метод компаративистики играл в его творчестве немалую роль.

Как и многие учёные, Кабо задумывался и над общими проблемами своих исследований. Насколько современные полупервобытные народы близки духовно нашим предкам? Быть может, именно они являются отражением того далёкого прошлого, в котором кроются истоки мировых религий, языков, народов? Тогда он начал работать над материалом, который одинокого близок и этнографии, и археологии, и при этом – далёк от них. Кабо начал искать следы первобытной духовности, из которых происходит религия как явление, он попытался понять специфику мироведения людей, не знавших железа и плуга. Так была написана книга «Круг и крест», писавшаяся долгие годы, ещё с советских времён, и изданная только в 2002. На вооружение он взял два основных постулата. Первый – структура мышления у всех людей в общем и целом одинакова – запад для всех будет западом, а восток востоком, сторон света – 4. Второе – для возникновения религии необходимо чувство «священного», некий набор сакральных знаний, объясняющих окружающий мир с точки зрения иррационального.

Итак, первая часть – к чему поводит автор? Материал Кабо здесь – чисто этнографический. Различные народы современности (конечно, знакомый автору материал, австралийцы разных племён, и сибиряки). Главная задача – показать то сходство, которое прослеживается в образах картины мира и символике. В частности – Кабо много пишет о шаманизме как характерной черте архаичного строя, существующей в разных частях земного шара. То же самое и с символикой – скажем, крестообразная форма характерна для многих амулетов неразвитых народов. Тотемизм, обряды инициации, ритуалы, чародейство – всё это, считает Кабо, связано с глубинными представлениями человека о потустороннем, священном, и является скорее чертой коллективной психологии.

Вторая часть – о том же самом, но только – с позиции археологии. Материальные свидетельства – палеокартины со стен пещер, ритуальные инструменты, орнаменты и лабиринты. В результате он подметил несколько общих элементов архаичной картины мира, как то: обрядовость, нацеленная на изменение природы, образы Творца, богов и культурных героев, культ тотемических орудий. Кабо явно пытался выявить нечто «типическое» для архаичных обществ прошлого и настоящего.

Что считает Кабо источником религии? Постижение дуализма жизни и смерти приводит к появлению понятия о потустороннем мире, оно, в свою очередь, подводит к мысли о вещах «священных». Жизнь и смерть закольцованы друг в друге, также как и «священное» с обыденным. Они дуалистичны, и в то же время – пронизывают друг друга, «священное» постоянно оживает в ритуалах и обрядах, оно необходимо для управления обыденным. Первобытные ритуалы, символика, общность в мифологических сюжетах – всё это для Кабо является чертами коллективной психологии, исходящей из глубинной общности мышления людей, пришедшего к нам из глубокой древности.

Так что, я думаю, книга будет интересная для всех, кто хотя бы раз задумывался о том, откуда пошли фундаментальные основы нашего мира. Если ваши интересы не зациклены на вопросах древности славянских народов, а охватывают более глобальные проблемы – смело берите эту книгу.





516
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 августа 2014 г. 23:57
Спасибо, очень интересно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2014 г. 00:01
Не за что. Стараемся.


Ссылка на сообщение9 августа 2014 г. 12:50
Собственно, В.Кабо пытается дать ответ на вопрос о происхождении религии в рамках «современной научной парадигмы» или «эволюционизма», проще говоря, в основе методики исследования лежит простенькое рассуждение: «Бога нет, откуда же религия?»
При всем уважении к исследовательскому труду автора, он ищет ответ «под фонарем», а не там, где тот потерян.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2014 г. 22:36
Ну, как раз таки автор несколько раз повторяет о том, что вовсе не отрицает существования каких-то иррациональных сил.
 


Ссылка на сообщение9 августа 2014 г. 23:44

цитата AlisterOrm

вовсе не отрицает существования каких-то иррациональных сил
И это ничего не меняет в отправном положении исследования: «Бога нет».
Да и сама дихотомия «рационально — иррационально» весьма и весьма искусственна.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2014 г. 00:10
Ну, в этом никто не сомневается.
Впрочем, Кабо имеет право на свой взгляд. Любая концепция субъективна, от этого никуда не деться, но «надо что-то думать».
 


Ссылка на сообщение10 августа 2014 г. 17:44

цитата AlisterOrm

Кабо имеет право на свой взгляд
Вне всякого сомнения.

цитата AlisterOrm

Любая концепция субъективна, от этого никуда не деться, но «надо что-то думать».
По-моему, нет ничего объективнее хорошо продуманной, а, главное, прочувствованной и прожитой онтологии (кому же доверять, если не веришь себе?). :-):beer:
В свою очередь, осмелюсь порекомендовать Вам «Сорок уроков русского» С.Т.Алексеева, где автор, реализуя право на субъективность и опираясь на оригинальный собственный взгляд на дар человеческой речи размышляет, в числе прочего, о двуначальности человеческого бытия, о религии, вере, и многих других насущных вещах.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2014 г. 18:03

цитата Полковник

«Сорок уроков русского» С.Т.Алексеева


Действительно, славная вещица, но сугубая беллетристика — ибо на практике-то НЕ верифицируема...
 


Ссылка на сообщение10 августа 2014 г. 18:12

цитата lena_m

сугубая беллетристика — ибо на практике-то НЕ верифицируема...
НУ, ничего плохого или предосудительного в беллетристике не нахожу.
А практика — какая? С моей собственной, личной практикой пересечений множество, и в этом смысле я сам вполне могу говорить о прекрасной «верифицируемости» изложенного.
Остальные же вольны практиковать что угодно и, соответственно, делать собственные выводы.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2014 г. 18:21

цитата Полковник

ничего плохого или предосудительного в беллетристике не нахожу


И я не нахожу — ведь у беллетристики-то задача развлекать, а в этом, действительно, нет ни плохого, ни предосудительного...

цитата Полковник

А практика — какая? С моей собственной, личной практикой пересечений множество, и в этом смысле я сам вполне могу говорить о прекрасной «верифицируемости» изложенного.


Для верифицируемости сего, вообще говоря, маловато...
:-)

цитата Полковник

Остальные же вольны практиковать что угодно и, соответственно, делать собственные выводы


Собственно, вопрос-то только в том — КТО и КАК будет учитывать эти самые выводы...

Пока ещё не встречала в специальной литературе-периодике, чтобы предлагаемое Алексеевым кто-то-там учитывал в построениях... :-)
 


Ссылка на сообщение10 августа 2014 г. 18:34

цитата lena_m

у беллетристики-то задача развлекать
Я придерживаюсь того взгляда, что негодных источников информации нет. Есть целевая установка воспринимающего информацию и его способности к усвоению информации. Поэтому развлекаться можно чем угодно — и чтением «реферируемых журналов», и ПСС В.И.Ленина.

цитата lena_m

Собственно, вопрос-то только в том — КТО и КАК будет учитывать эти самые выводы...
Естественно! Корпоративные научные сообщества во многом замкнуты сами на себя, их уверенность в том, что они определяют течение мысли многих — понятное заблуждение. :-)
Востребованность результатов научных исследований порой может оказаться несопоставимой с влиянием на умы беллетристики.
В том числе и на ход мысли принимающих решения.:-)

цитата lena_m

Пока ещё не встречала в специальной литературе-периодике, чтобы предлагаемое Алексеевым кто-то-там учитывал в построениях... :-)
Не испытываю ни малейшего сомнения.

цитата lena_m

Для верифицируемости сего, вообще говоря, маловато... :-)
Мне хватает, а зарабатывающие «верифицируемостью» на жизнь пусть зарабатывают, тоже ведь люди. :beer:
 


Ссылка на сообщение10 августа 2014 г. 18:58

цитата Полковник

Я придерживаюсь того взгляда, что негодных источников информации нет.


Действительно, любые источники информации годятся — но только если это действительно источники информации, а не потоки словоблудия с потолка... :-)

Ну а для признания тех-иных сведений источниками информации есть наработанная уже веками процедура — фиксация, атрибуция, введение в оборот...

И иного не дано...

цитата Полковник

Корпоративные научные сообщества во многом замкнуты сами на себя


И это НЕ случайно, ибо экономит массу времени на проверках — как методов, так и сведений...

И это, ко всему прочему, итог многовекового развития науки этими самыми сообществами...

цитата Полковник

Востребованность результатов научных исследований порой может оказаться несопоставимой с влиянием на умы беллетристики.


Вообще говоря, уже в XX веке на практике-то, как раз, наоборот — влияние беллетристики на умы падает намного быстрей, чем влияние научных результатов...

Хотя влияние науки на умы не так, увы, велико как влияние СМИ...
 


Ссылка на сообщение10 августа 2014 г. 22:09

цитата lena_m

И иного не дано...
Эк оно, круто-то!:-)))
Можно перечислять также определение области исследования, шкалирование (формализацию), анализ... и пр. При этом верификация будет возможна исключительно в рамках произведенного шкалирования, а значит будет «объективной» в тех же пределах, т.е. заведомо предвзятой.
Если кто-то не воспринимает иных подходов — его проблемы.

цитата lena_m

если это действительно источники информации, а не потоки словоблудия с потолка... :-)
«Потоки», как раз, — одни из самых ценных источников информации.:-)
Однако, обсуждаемый труд к таковым отнести нельзя. Он выполнен в иного восприятия информации. Не формального, не «научного».

цитата lena_m

итог многовекового развития науки этими самыми сообществами...
:-D Востребованный в основном самими же сообществами и используемый «сильными мира сего» «в темную» от упомянутых замкнутых сообществ.
И «время» эти сообщества «экономят» исключительно для своих же междусобойчиков, и «методы» их все более походят на круговую поруку. :-)

цитата lena_m

уже в XX веке на практике-то, как раз, наоборот — влияние беллетристики на умы падает намного быстрей, чем влияние научных результатов...
Это взгляд изнутри «замкнутых научных сообществ», преломленный линзой корпоративного интереса и формального мышления, мировосприятия.
Беллетристика же теряет популярность в силу деградации способности восприятия даже относительно больших массивов информации все возрастающим большинством людей.

цитата lena_m

Хотя влияние науки на умы не так, увы, велико как влияние СМИ...
Поскольку «научные достижения» вне научных корпораций воспринимаются почти исключительно через СМИ, то сравнение влияний бессмысленно. СМИ имеют подавляющее преимущество.

А сама «наука» залезла нынче в такие тупиковые лабиринты, что лучше уж ей на «широкие массы умов» влиять поменьше. Чтобы ум за разум не заходил в массовом порядке.


⇑ Наверх