Олег Дивов Объекты в зеркале


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Олег Дивов «Объекты в зеркале заднего вида»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Олег Дивов «Объекты в зеркале заднего вида»

Статья написана 25 августа 2014 г. 18:29

Аннотация:

Если долго сидеть на берегу реки, однажды увидишь труп своего врага. Если долго стоять на конвейере, собирая автомобили, рано или поздно ты увидишь, как мимо плывут трупы твоих друзей. В прекрасном новом мире, где каждый сам за себя и место под солнцем можно добыть только бесчестьем, четверым молодым людям предстоит выбрать свой путь. Ложь, предательство, стукачество, подлость – иной дороги к успеху нет. Попробуй, не пожалеешь. Но если дружба и совесть дороже карьеры, ты найдешь другой выход. И когда в благополучном городе посреди благополучной страны шарахнет социальный взрыв, ты легко выберешь верную сторону. Все было ясно с самого начала, просто ты этого раньше не понимал. А в момент смертельного риска наконец-то заметил: объекты в зеркале заднего вида ближе, чем кажутся.




Если взять две ключевые фразы «производственный роман» и «автозавод», то скорее всего первое, что придет в голову, это нашумевший в свое время роман Хейли «Колеса». Тогда столь подробное и честное описание будней автомобильной промышленности со всеми ее достоинствами и недостатками оказалось почти открытием, если верить старым статьям и эссе. Но времена меняются, а с ними технологии и общество. Меняются принципы, которыми руководствуются крупные компании, меняются законы и доктрины. И лишь люди остаются прежними.

«Объекты в зеркале заднего вида» — вещь безусловно примечательная, выделяющаяся из общего ряда книг и фирменным Дивовским юмором, и злободневной социальной тематикой, и достойным литературным уровнем. Однако при подробном рассмотрении видно, что по уровню проработки фона ей далеко до «Колес». Дело в том, что Хейли делал сразу несколько срезов общественных отношений, показывая изнанку всей иерархической пирамиды, начиная от рабочих на конвейере и заканчивая советом директоров. Конфликты поколений, кризисы личности, разрушенные надежды и нереализованные мечты — у каждого уровня были свои проблемы и свой взгляд на мир. А вокруг шумел завод, проезжали ленты конвейеров, сверкали макеты будущих машин.

В отличие от Хейли, для Дивова автозавод — лишь средство, чтобы заострить внимание на противостоянии «маленького человека», образующих систему людей и самой Системы. Четыре ровесника, четыре разных характера: Михалыч — флегматик, Кен — холерик, Дженни — сангвиник и главный герой, Мишка — меланхолик. И на всех четверых одинаковая вера в собственные силы и право на прекрасное будущее, которое они спроектируют, создадут и соберут своими руками. Будущее, которое как они верят, принадлежит им. Итак, четыре разных дорожки, четыре судьбы и одна большая Система, у которой цель — повышать эффективность. Любыми методами.

Дивов мог писать не про автозавод, а про деревообрабатывающий или и вовсе про один из многочисленных офисов Интела или Гугл. Суть не в деталях — веддинге, циррусах и Большом Джоне — а в самой идее, которая делает человека даже не винтиком, а датчиком, инструментом, нуждающимся в тщательной настройке. Отрезать лишнюю ироничность, убавить критичность, загнать амбициозность и агрессивность в строго заданное русло. Моральность же и порядочность — ликвидировать как класс, по крайней мере, на средних и высших ступенях менеджмента. Лучший способ контролировать — заставить всех доносить на всех. Лучший способ править — разобщить и разделить всех. Вшить Кодекс корпоративной этики в подкорку, чтобы работник стал предсказуемым и четко исполняющим инструкции роботом.

Четкое разделение на русских, американцев и пиндосов, лишь подчеркивает интернациональность проблемы, демонстрируя, что все народы разные, но где-то просто дураки, а где-то еще запиндосенные. И потому нарастающее давление, возникающее ощущение, что смысла нет — вскоре достигает предела. Как раз к середине книги. Дивов поделил роман на три неравные части: серую, черную и утешительно белую. Заголовки абсолютно не случайны «Как это было», «Как это не было» и «Как это будет». И если в первой светлые моменты еще компенсируют идиотизм начальства, то во второй автор от души макает всех персонажей в ведерко с краской. У каждой шутки возникает своя изнанка. Методы оказываются еще менее порядочными, а часто откровенно людоедскими и подлыми. Даже десерт эпилога не способен полностью смыть ощущение коллективного предательства.

Если воспринимать роман, как оду борьбе с идиотизмом, то получилось впечатляюще. Да, часть злободневности все-таки потерялась, массовое опиндосивание сбавило темпы, возникла перспектива нового курса — уже на обрусение, но суть осталась неизменной. Нельзя прикрывать громкими слоганами зияющую пустоту — рано или поздно в ней чего-нибудь заведется, очень голодное и злое. Нельзя превращать людей в подлецов, иначе в критический момент не за кем будет прятаться. Да и вообще, лучше почаще оглядываться, ведь объекты в зеркале заднего вида ближе, чем кажутся.

Итог: саркастично-социально-психологический роман с деталями производственного.

Моя оценка: 8/10





357
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 августа 2014 г. 19:07
Отлично, но мне казалось гг все ж таки рассказчик, то есть меланхолик)) Причём активный, пока его космос чем-то не задеть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 2014 г. 20:15
Ну, я его — Мишку, главного героя, и назвал меланхоликом ;-) Что касается задеть, то в принципе, никого из героев лучше не трогать, а то как уронят))
 


Ссылка на сообщение25 августа 2014 г. 21:17
Аа, из-за запятых подумал, что вы о Дженни:

цитата Green_Bear

Дженни — сангвиник и главный герой

8:-0
 


Ссылка на сообщение26 августа 2014 г. 09:55
:-)


Ссылка на сообщение25 августа 2014 г. 19:16
Отличная рецензия, после которой сразу захотелось прочитать книгу. Если бы не одно но, книгу я уже прочитал ранее. :-)
Имхо полный бред, ничего не понравилось: ни сюжет, ни авторские задумки, ни авторский фирменный юмор, ни главные герои. Буфонада какая-то, к которой я совершенно не проникся. Правда нужно признать один факт, Дивов не мой писатель, да кое что нравится, но в большинстве своем не мое. Теперь мучительно думаю, а почему я поставил роману целых 4 балла, а не влепил двойку.8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 2014 г. 20:19
Если говорить начистоту, у меня сложное отношение к творчеству Дивова. «Симбионты» пошли, а «Лучший экипаж солнечной» — нет. «Леди не движется» — средне-равнодушно, рассказы — вяло. А вот «Объекты», особенно первая половина — внезапно пошли) Видимо, попал на одну волну с героем.


Ссылка на сообщение25 августа 2014 г. 19:45
У меня так вышло, что я начал с поздних книг Дивова, затем перешел к промежуточному этапу его творчества, а теперь вот подхожу к его раннему творчеству. И постоянно звучит про каждую его книгу, что это не вполне настоящий Дивов, а вот вы прочитайте вместо «Леди» какого-нибудь «Ночного смотрящего». Впрочем, и это не вполне настоящий Дивов, а вот вы прочитайте «Выбраковку». Хотя и здесь он не вполне подлинный, а вот зато прочитайте его рассказы...
Есть ощущение, что вот я их сейчас прочитаю, ничего особенно хорошего в них не найду, а мне посоветуют искать подлинного Дивова в его школьных сочинениях...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 2014 г. 19:54
Даю справку: «Выбраковка» опубликована в 1999 году (и был это уже шестой роман автора), а первый рассказ Дивова -- только в 2000-м. Так что картинка у вас в голове складывается не совсем верная.
 


Ссылка на сообщение25 августа 2014 г. 21:26

цитата vvladimirsky

Так что картинка у вас в голове складывается не совсем верная.

Виноват, бвана, моя старая негр неверно оформить свои мысли....8:-0
Хронологически шел по романам из настоящего в прошлое. А с рассказами перескочил на другую мысль: о том, что некоторые не любят романы Дивова, но уважают его рассказы.
 


Ссылка на сообщение25 августа 2014 г. 21:23
ИМХО, по-моему это здорово, когда ни одна из книг автора не похожа на предыдущую, нет штампованной серии, а есть эксперименты (и иной раз удачные) в различных жанровых направлениях)) И я бы не смог выделить какие-то его произведения в подкатегорию «настоящий Дивов», а вот в «новый/неожиданный Дивов», пожалуй, и вышло бы.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2014 г. 09:58
Меня трудно назвать экспертом в плане творчества Дивова, поэтому все последующее компиляция чужих мнений и моих впечатлений.
Есть «ранний» Дивов, романы в 90-ых, жесткие, саркастичные, чернушные, социальные, фантастические.
Есть «средний» Дивов, условно реалистичные романы, социальные, ироничные, юмористичные. Своего рода производственная и социальная проза.
Есть «поздний» Дивов, мягкая фантастика и психологически-социальная литература в одном флаконе. «Леди не движется», «Дама с собачкой» и т.д.
По рассказам что-то сказать трудно, это как фрагменты отдельных стилей Дивова и разных периодов.


Ссылка на сообщение25 августа 2014 г. 21:07

цитата vvladimirsky

Так что картинка у вас в голове складывается не совсем верная.

:beer:


Ссылка на сообщение26 августа 2014 г. 09:36
Я поставил девятку. Но мне все книги Дивова нравятся. В разной степени, но все. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2014 г. 09:59
Вам везет! ;-) Редко когда нравится все творчество активно пишущего и интересно мыслящего автора.


Ссылка на сообщение28 августа 2014 г. 18:34
Дивов очень своеобразный писатель — временами не верится, что один и тот же сочинитель написал и «Другие действия», и «У Билли есть хреновина»...

Что же касаемо Объектов, то читала с интересом, но так и не поняла посыл автора — к чему всё это...

Причём со мной это чуть ли не впервые, читая Дивова...

Для явно НЕразвлекательного произвдения сие не есть хорошо...

А вообще Дивов мой автор — ставлю его в нашей фантастике на самые первые места...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2014 г. 18:29

цитата lena_m

Дивов очень своеобразный писатель

Может и так, но в тех книгах, что я читал у него, всегда чувствуется определенный оттенок его циничного сарказма. Или же мне так кажется)

цитата lena_m

Что же касаемо Объектов, то читала с интересом, но так и не поняла посыл автора — к чему всё это...

Возможно, потому, что общий посыл чрезвычайно прост — «борьба с идиотизмом», ну и конкретные уточнения.


Ссылка на сообщение1 сентября 2014 г. 18:34

цитата Green_Bear

общий посыл чрезвычайно прост — «борьба с идиотизмом», ну и конкретные уточнения


Трудно согласиться — плохо сочетается с лейтмотивом ожидания на берегу реки...

цитата Green_Bear

всегда чувствуется определенный оттенок его циничного сарказма


На мой взгляд, даже в культовой его Выбраковке этого нет...


⇑ Наверх