Позднесоветская самодельная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «С.Соболев» > Позднесоветская самодельная рамочка как предмет повышенного спроса
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Позднесоветская самодельная рамочка как предмет повышенного спроса

Статья написана 25 октября 2014 г. 00:35

Некоторое время назад на Алибе всплыло около полусотни самоделок «под рамочку». Изготовители этих рамочек в 1990-91 гг не утруждали себя составлением «Содержания», да и на обложке писали по некоему странному принципу. Вот передо мной один такой томик: на корешке в столбик перечислены авторы, на лицевой части — книги этих авторов, включенные в подборку. Причем книг внутри — три, а авторов указано только два.

► Первая часть — томик Теодора Старджона «Золотая спираль», 134 страницы. Всего три произведения -«Оно» (It , 1940), «Ключ от неба» (It Opens the Sky, 1957), «Золотая спираль» (The Golden Helix, 1954).  Переводчики не указаны, но по рамке титульного листа мы узнаём великолепную серию «Сокровищница научно-фантастической мысли ХХ века» — смотрите некоторые сохранившиеся образцы изделий тех лет по ссылке:

https://fantlab.ru/series2354

Текст напечатан на больших листах с последующим уменьшением:

► Вторая часть — книга «Лилит», 112 стр. В ксерокопии вымараны все указания на авторство, вставлена машинописная ремарка «Фантастический роман» и удалены все указания на происхождение источника текста.

Видно что текст набран типографским шрифтом, и местами даже не одним:

Сейчас такое возможно на компьютере, но в 1991 году, если у человека вдруг оказывался в личном пользовании ПЭВМ IBM 286, то самое выгодное было его перtпродать, а не заниматься многочасовыми перепечатками книжек. Явно книжка отксерокопирована, и легко найти какая именно:

https://fantlab.ru/edition52285

Источник — книжка «Лилит» Лидии Обуховой, выпущенная в 1966 году «Знанием» тиражом в 300 000 экз. Треть миллиона штук. Через тридцать лет книгу продают в ксерокопиях. Во голод-то был на чтение. И еще в альманахе НФ-4 200 тыс. И еще переиздания в семидесятых. И всё это оказалось можно продать как иностранное произведение, если стереть ФИО автора.

Иллюстрации в книге выполнены Макаровым, но посмотрите на них по ссылке в карточке издания — в них совершенно нет свойственной Макарову жёсткости героических черт, и присутствуют несвойственные его перу расплывчатые абстракции. (Ещё немного про книжку «Лилит» — в колонке Владимира Ларионова)

► Третья часть книги — роман Ли Брекет (именно так) «Большой прыжок» (The Big Jump, 1955), 208 стр. Титул набран на машинке и украшен случайной картинкой, текст набран на машинке неряшливо, изначально для малого формата, отсюда крайне неровные правые поля. Такие самопалы делали до конца 1980х, когда новые технологии ксерокопирования с уменьшением позволили деятелям из, условно говоря, «Сокровищницы научно-фантастической мысли ХХ века» захватить весь рынок самиздата. Математика проста: на розничном рынке в Динамо или в Измалково (Олимпийского тогда не было, это были столицы московского чёрного книжного рынка) ксерокопия стоила 10 копеек за страницу, и неважно сколько знаков на странице. Для удобства ксерокопии были уже сделаны отдельными тетрадками — для дальнейшего переплета в книжечку. Покупая самиздат от «Сокровищницы научно-фантастической мысли ХХ века», человек за те же деньги получал раза в три  больше текста.

Бумага использованная для этой самоделки — исключительно качественная белая, на ощупь гладкая глянцевая. Переплет из красного бумвинила, тиснение глубокое, каптал даже есть. Книга шитая, форзацы разве что слепые, просто белые.

Сколько их еще таких самоделок валяется по стране в шкафах и на антресолях.





491
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 00:44 цитировать
Я писал в теме про «рамку», что в конце 80-х было много тиражирования самиздата в ксероксах. В основном, занимались этим в Москве, знаю я тех людей, кто это делал, я у них в те годы оптом закупался и торговал потом на питерском книжном рынке. Технология была простая (компьютерами в ней и не пахло): тексты печатались на печатной машинке на листах формата А4, затем на ксероксе лист уменьшался до А5, расклеивались страницы на листы А4 по два на каждую страницу так, чтобы образовывать тетради по 16-32 стр и далее тиражировались на двустороннем ксероксе в приличных количествах. Продавалось это все в листах. Вот, на фантлабе есть малая часть тех ксероксов: https://fantlab.ru/series2354

Ну и были умельцы, которые переплетали себе и другим эти вещи. Обычно переплеталось в простые переплеты, но иногда и в рамочные. Я видел, наверное, штук 20 разных этих самоделкиных рамочек.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 00:48 цитировать
Обратите внимание на «Ярость» Каттнера:
https://fantlab.ru/edition42102
она была сделана ну просто с ужасным уменьшением, там похоже 4 листа А4 на один А5 уместили.

Что надо признать, так это качество печати и бумаги у первоисточников — они были просто изумительными, сейчас такого ксерокса не найти.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 00:50 цитировать
Тиражировалось это все в каком-то оборонном институте (подпольно, конечно). Так что бумага и тонер там были весьма хорошие, на оборону материалов никто в СССР не жалел.

Каттнера помню, проходил он через мои руки. Не помню почему он такой мелкий был, но он был не один — еще пара книг таких была.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 00:55 цитировать
А мне втирали что печатается в Верховном Совете РСФСР :-))

Мелкие в две колонки — всё-такие слишком мелко, очень мелко получалось.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 07:43 цитировать
В наш КЛФ приносили эти книжки почитать. Один из членов КЛФ их изумительно переплетал всем желающим, но не «рамкой». За деньги естественно


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 00:50 цитировать
У меня Брекет «Тайна Синхарата» с похожей печатью/разметкой страниц. Но в отдельном переплёте и без уменьшения. Специально купил в букинисте в 90-х дабы хоть как-то приобщиться к самиздату :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 00:55 цитировать
Как артефакты очень и очень забавно конечно. История!
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:01 цитировать
Я даже сейчас у себя в Брянске пару месяцев назад нашёл несколько книг через alib. Но стоят они какие-то безумные (для меня, который книг давно не покупает, а если покупает, то сугубо для дела) 300 р. каждая :-(
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:11 цитировать
Самиздат в СССР был безумно дорог, а сейчас если только по инерции, если кому расставаться просто не хочется. Мне например не хочется.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 23:49 цитировать
дорого, это да. в среднем из расчета 5 руб. за 100 стр. машинописи формата А5. ну, по состоянию год на 85-й.
то есть бестер тот, которого я тебе посылал, обошелся, выходит, рублей в 20 в свое время.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2014 г. 16:54 цитировать
Я кстати выслал вчера посылку с книгами Александру Лютикову, и там этот Бестер для тебя экземпляр, но уже в улучшенном исполнении.

У нас машинописный самиздат менялся только 1 к 1 — один роман менялся на другой, и никак иначе. А уж когда ксероксы пошли то уже никто не менял, только продажа.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2014 г. 01:55 цитировать
спасибо-спасибо, жду


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 00:59 цитировать
А я купил в 1966-м эту самую «Лилит» из «Знания». И с большим удовольствием в свои 10 лет прочёл. А потом ещё и перечитывал. Книжечка и сейчас со мной. Там иллюстрации замечательные Ю.Макарова. Спасибо, что напомнил. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:10 цитировать
Необычная для НФ книжечка, хорошая такая, нестандартная.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:43 цитировать
С учётом эмоций, которые я получил от неё тогда, книжка просто бесценна :)) Она же эротическая, можно сказать.
А радость от покупки? Я ж сам выискивал фантастику в книжных магазинах района и сам покупал! А потом сам читал! :) Эта как раз была по моим карманным деньгам.
Сейчас найду — посмотрю, сколько стоила.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:55 цитировать
17 копеек!
А в выходных данных, кстати, написано: Изд-во «Знание», 1967.
Так что всё это со мной происходило в 1967 году. :)

Хотя... Книжка сдана в набор 13.05.1966, подписана к печати 13.10.1966.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 11:52 цитировать
Это доптираж у тебя кстати — в 1967 был, точно. Надо кстати добавить эту информацию к нам сюда на сайт — выпиши при возможности номер заказа и тираж. Или просто фото выходных данных. Я сделаю вторую карточку или в ту допишу, так быстрее чем через «заявки» будет.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 17:55 цитировать
Сергей, вот — я сделал ностальгическую запись со снимками — там и выходные данные есть. А если что-то ещё надо — спрашивай.

http://www.fantlab.ru/...
 


Ссылка на сообщение26 октября 2014 г. 16:55 цитировать
Чудесно.


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:10 цитировать
а я в начале 90-х в Измайлово взял 5 томов под рамку «амбера» за 120 руб (до сих пор помню, по тем временам весьма приличная сумма). сделаны были великолепно, бумага, переплет, ксерокс
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:12 цитировать
Амбер особенно часто перепечатывали, это да, это целая какая-то индустрия была. Да еще с вклейками Вальеховских картинок.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:18 цитировать
А вот Амбер бы я взял. Сугубо для коллекции. Но и для дела — переводы сравнить.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 11:55 цитировать
На некоторых вариантах, сделанных начале 1980х указан переводчик М.Гилинский. Собственно первое издание «за счет средств переводчика» — как раз его и было потом.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 12:07 цитировать
Это я знаю. Поэтому, собственно... Только вот потом куча переработок этих переводов было. Кстати, никто не знает, где библиографию Михаила Гилинского найти?
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 12:08 цитировать
Тут есть просто список переводов, с указанием книжек в базе:

https://fantlab.ru/tra...

А про самого Гилинского никаких сведений не вписано.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 04:12 цитировать

цитата С.Соболев

Амбер особенно часто перепечатывали, это да, это целая какая-то индустрия была.

Вероятно, в те годы как раз набирал популярность тезис о том, что как без санскрита и FoxPro нет спасенья для изучающих сравнительную компьютерную лингвистику, так без Амбера нет надежды плодотворно поработать с измененными состояниями сознания.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 11:53 цитировать
Это да, я видел рисунки к несостоявшемуся изданию Амбера начала 1990х — так они были завязаны на эзотерические образы.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:55 цитировать
Если сохранились, то давайте фото.


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:20 цитировать
Главное -это бренд известной, популярной и дефицитной серии. Вот под неё и работали. Ну еще и фантастика. При дефиците, вполне реальная картина.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 11:54 цитировать
Это точно, товары повышенного спроса.


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 01:54 цитировать
Таким же образом (не в рамке) были изданы книги из серий «Тарзан», «Фантомас» — тоже несколько лет тому назад продавались на алибе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 11:54 цитировать
Изданы или переупакованы или полные самоделки — это три разных ситуации всё-таки.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 12:30 цитировать
Судя по описанию — полные самоделки (машинопись плюс ксерокс). Причём датировано было времён СССР.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 12:31 цитировать
Описанию — чьему? Где это описание?
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 12:34 цитировать
Книг уже давно нет в продаже.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2014 г. 13:27 цитировать
А, на Алибе. Ну так да, там бывает всплывает самиздат. Но описания таких неформальных вещей почти всегда странные, неточные.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх