Всех небрежно и шутя


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Всех небрежно и шутя, направлял он на путя...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Всех небрежно и шутя, направлял он на путя...

Статья написана 9 ноября 2014 г. 12:25

Величко А.Ф. «Инженер его высочества», «Генерал его величества», «Гатчинский коршун» и далее... — последнего тома не осилил совсем, да и первые шли по диагонали...

Когда в прозекторскую доставляют очередной труп, или когда хирург в очередной раз подходит к столу, где лежит живой, но жутко покалеченный пациент — рано или поздно жалость и ужас отступают, остается холодное и рациональное вопрошение «Что тут еще можно спасти»?

Это типично-стандартный попаданческий цикл романов, который начинается с излечения антибиотиками одного из великих князей — в реальности умершего от туберкулеза — а заканчивается большим банкетом в Зимнем дворце, в 1917-м, когда все проблемы не только Русско-японской, но и Первой мировой войны вообщем-то разрешены, победы одержаны, и можно немного расслабиться.

Из хорошего там есть:

— здравая мысль, что если вы изобретаете самолет, то противники скопируют его с отставанием в 2-3 года (японцы применили свои самолеты уже при начале войны 1904-го);

— противника не следует дожимать до предела, а скорее включать его в свою зону влияния (ту же Японию практически не объели по результатам войны, а сделали союзником);

— что сам по себе парламент без сопровождающей его целой тучи неписанных обычаев — опасная и глупая штука;

— пятилетки надо верстать, исходя не из финансовых, а из кадровых соображений;

— что многим талантливым инженерам совершенно не подходят административные должности;

— что крупный бизнес иногда надо национализировать, и делать это аккуратно;

— что политические партии, даже самые радикальные, при правильно подходе могут приносить пользу.

Но кто-то сразу скажет, что это историко-политические достоинства. Не художественные. Правильно.

Из художественных там только определенная легкость чтения материала, да пара курьезов, типа «Черногорско-курильской империи». Точка.

Герой — нагловатый, хамоватый, хитроватый и жутко удачливый. Изъясняется преимущественно сленгом начала 21-го века. В прошлом (т.е. в будущем) — технический интеллигент. Потому быстренько осуществляет ряд прорывных инженерных проектов, создает (не напрягаясь) несколько исследовательских институтов, разведовательных структур и гражданских организаций.

Индустриализация идет не просто по маслу, а еще быстрее...

Отношения его с высшим светом описать легко. Герой небрежно похлопывает по плечу наследников и так же небрежно потрахивает вдовствующую императрицу.

Словом, автор напоминает студента, который пересказывает конспект истории той эпохи: главное — чтобы герои произнесли правильное решение проблемы, а там все устроится как бы само собой...

По шкале сложности — этот цикл есть прямым антиподом «Жерновов истории» А. Колганова. Там — зубодробительное перечисление всех сложностей индустриализации в Союзе 20-х гг. Здесь — легко порхание от проблемы к проблеме. Причем порхает не бабочка — порхает воробушек, который этих бабочек шмяк-шмяк-шмяк-шмяк.

Там где можно было обойтись эссе — на двадцать страниц максимум — автор написал ШЕСТЬ книг.

Пять баллов ему... По десятибалльной шкале.

Рекомендую: практикующим критикам-паталогоанатомам и фанатам попадачества. Остальным — нет.





187
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 ноября 2014 г. 14:04

цитата beskarss78

порхает воробушек
Птичко-неВеличко :-D


Ссылка на сообщение9 ноября 2014 г. 19:11
Читал с удовольствием. Самое главное тут — авторская ирония. С юмором всё хорошо.


Ссылка на сообщение12 ноября 2014 г. 19:46
Очень давно (в перестройку), на вопрос читателя «Почему у вас книг мало? А могли бы как на Западе две-три книги за год?» один из наших серьезных авторов ответил — «У меня столько умных слов не наберется.» А потом добавил серьезно, что книгу надо прожить, она как ребенок рождается и взрослеет — и вот на бумаге это заметно будет. Впрочем, книги Величко ничем особенным из «попаданцев» не выделяются, а «авторская ирония и юмор» — на «камеди клабах» и «кевеенах» этого море. С «умными словами» — да, сложно.
Кстати, вспомнил старые времена — как читал Щербакова, Рыбина, Михановского да и еще кой-кого из «МГ» по диагонали. И ничего не терялось. Здесь осилил только три... По диагонали. Вы — даже больше. Это подвиг:-))) Мда...Мы еще пожалеем о «МГ» — они писали меньше...


Ссылка на сообщение16 ноября 2014 г. 00:52
Спасибо за наводку на «Жернова истории».
Удивительное ощущение — ностальгия по семинарам по «Истории КПСС». Даже не предполагал, что такое возможно)))
Ну и другое удивительное ощущение: речь Сталина на съезде, которая читается, как экшн-сцена — это нечто.
Хотя при взятом замахе о литературных качествах текста даже говорить не приходится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2014 г. 17:03
Всегда рад помочь. :-)

Имхо, кроме нескольких хороших вещей — с драматургией, с вменяемыми героями и не слишком перевранной историей — от моды на попаданчество непременно должна остаться и парочка вот таких произведений. Абсолютное погружение в эпоху — но не литературное, а скорее документально-публицистическое. Потом можно будет снимать эти вещи с полки и говорить: попаданец и прогрессор должны работать вот так — медленно и неслышно, аккуратное и последовательно.


⇑ Наверх