Марков Г Е Кочевники


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Марков Г. Е. Кочевники Азии
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марков Г. Е. Кочевники Азии

Статья написана 2 августа 2015 г. 01:18

С лёгкой руки наших историков в «народ» ушло представление о том, что кочевое общество суть паразитическое, и ни на что, кроме грабежей, не способно. Можно вспомнить хотя бы из недавнего высказывания пресловутого Яковенко. Как правило, подобные учёные практически не выползают за рамки своих тем, и ознакомится с вопросом не желают. Между тем кочевники представляют из себя одну из самых больших загадок в истории, на мой взгляд, ничуть не меньшую, чем загадка Пирамид. Их образ жизни очень и очень отличается от жизни осёдлых, и недаром, во все времена, эти две «формации» сталкивались друг с другом в схватке – часто основанной просто на непонимании и неприятии друг друга. Кочевничье общество, кочевничье хозяйство, построено для одного – для выживания людей в суровых природных условиях. Какова его структура?

В нашей стране подобные споры занимают особое место – особенно среди советских учёных, востоковедов и – что смотрится довольно забавно – русистов. Дедушка Маркс, конечно, о кочевниках в своих работах не забывал, и упоминал о них, но вскользь. Не включив, конечно, их в свою туманную схему «Produktionsweisen». Поэтому изгонялись историки как могли. Asiatischeproduktionsweise здесь искать бесполезно, поэтому сделали упор на Feodalischeproduktionsweise. Вариант, казалось бы, безотказный – существуют вассально-ленные отношения, сеньор наделяет вассала средствами производства – землёй, и тот проводит планомерную эксплуатацию подчинённого населения… Красиво, понятно, стройно – для примера можно взять старенькую книжку Владимирцова, «Монгольский кочевой феодализм» (1934). Что служило объектом ленного пожалования, источником богатства? «Земля!» — так уверенно говорили и монголовед Владимирцов, и специалист по уйгурам Златкин, и известнейший арабист Першиц, прибавляя к «феодализму» слово «патриархальный». Да, действительно, глупый же вопрос, всё очевидно?

Но не всё спокойно в научном мире – почти сразу начали раздаваться голоса против. В 1955 г. этим голосом стал С. Толибеков, оспаривающий наличие феодализма у казахов дороссийского периода. Дискуссия была бурная, и достаточно плодотворная, однако большая часть кочевниковедов всё равно осталась на своих позициях, которые Толыбеков в недостаточной степени раскритиковал.

Однако наиболее чувствительный удар по «кочевому феодализму» нанёс историк и этнолог Геннадий Марков, автор книги «Кочевники Азии» (1977). Он рассмотрел социально-экономическую структуру четырёх наиболее крупных общностей – монголов, казахов, туркмен и арабов. Для всех этих общностей, как было установлено на множестве примеров, был характерно объединение на основе рода, или – реже – индивида, то есть – личностных отношений. На этом строится социум. Если большим массам людей нужно объединиться для экономических нужд, они делят между собой скот, а уже потом рассуждают о местах его выпаса. Если, скажем, монгольскому вельможе или арабскому шейху нужно будет наградить своего подчинённого, то он даст определённое количество голов животных. А где же земля? Ни источники права, ни немногочисленные нарративы, ни что иное не говорят о каких-то особых правах на пастбища. В праве кочевников нет понятия о размежёвке владений, нет понятия обмена и купли продажи. Земля, вернее, то, что из неё растёт, источники воды и торные дороги – всё это было общим, в большинстве случаев.

О каком феодализме в этих условиях может идти речь? И уж тем паче, о «восточной деспотии»? Но тогда возникает резонный вопрос – как можно обозначить этот весьма специфический способ производства, в котором, безусловно, сквозит что-то общее, заложенное не в абстрактных «формационных» категориях, а в самой хозяйственной необходимости? Увы – Марков не даёт ответа. Социальное кочевников было очень подвижным. Это явно не «военная демократия», поскольку знатность рода, богатство и определённые привилегии никто не отменял. Доклассовое общество? Тоже нет – слишком явно было выражено разделение между процветающими и выживающими. Да и словечко «патриархальный уклад» тоже не очень идёт, так как далеко не везде объединения возникали по крови.

Вопросы остались открытыми, и Марков на них не ответил. Но он смог показать главное – что в основе кочевничьей социальной реальности лежат спорадические личностные и экономические связи, которые далеко выходят за рамки привычных схем. Структуры этого общества настолько аморфны, что составить какую то модель очень сложно, хотя что-то общее у них есть, безусловно… А вот называть это общество «протоклассовым» очень сложно – во первых, классы, пусть даже и очень аморфные, существовали и у туркмен, и у арабов, и у прочих. Во вторых – сложно называть многотысячелетний социальный котёл «процессом образования классов» — слишком уж сложна реальность для таких глобальных обобщений и сведения всех процессов к «переходному периоду».

Пожалуй, второй важный вопрос – происхождение кочевничества. И опять же – Марков не даёт однозначного ответа на вопрос о том, откуда оно взялось. Но версию даёт вполне рабочую – о многоукладности хозяйства, в условиях ухудшающихся климатической условиях в горно-степных зонах Азии, когда земледельческо-скотоводческие племена постепенно приходили к мысли о сезонных перекочёвках. Первоисточники такой интересной перемены остаются загадкой, однако мысль о сложном генезисе кочевничества через хозяйственное объединение групп людей с разными типами экономик заслуживает внимания.

Итог: я не знаю даже, стоит ли эту книгу рекомендовать начинающему «интерессанту». В наше время они с огромным трудом продираются сквозь социально-экономические труды, предпочитая политику и культуру. С другой стороны – что ещё показывает, как жили люди, как договаривались между собой, что ели и пили? Так что попробуйте прочитать эту вещь. Она заслуживает самого пристального внимания.





354
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 августа 2015 г. 04:51
Спасибо. Как всегда, интересно.
А личного проекта у Вас нет? Сайта, например, или блога. Вот туда бы всё это, чтоб не пропало втуне...8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2015 г. 20:38

цитата glupec

А личного проекта у Вас нет? Сайта, например, или блога.


Блог наличествует:

http://alisterorm.livejournal.com
 


Ссылка на сообщение2 августа 2015 г. 22:47
Да, есть, смотрите комментарий Елены. Спасибо Вам!
 


Ссылка на сообщение2 августа 2015 г. 22:51
Насчёт «не пропадало втуне», имеете ввиду монетизацию?
 


Ссылка на сообщение3 августа 2015 г. 06:01
Имею в виду, что формат колонки Вы уже ИМХО переросли. Сборник рецензий малотиражкой... или что-н. еще в этом духе.
Мне, например, всегда интересно Вас читать. Хоть я и не историк по специальности.
 


Ссылка на сообщение3 августа 2015 г. 10:08
Благодарю! Я делаю эти рецензии с двумя целями:
1. Осмысление того, что я прочитал, и укладка в мой «чердак».
2. Тренировка по быстроте, грамотности и логичности изложения. Чаще всего на подобную рецензию у меня уходит минут 40.
А сборник рецензий, думаю, особо никому не нужен. Потом, когда нибудь...


Ссылка на сообщение2 августа 2015 г. 12:57
Спасибо!


Ссылка на сообщение2 августа 2015 г. 16:18
Вот ты и до Маркова добрался.
Куда ещё заведёт тебя твой необузданный интеллект?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2015 г. 22:50
Всюду, где есть о самоорганизации общества! Но, вообще,у меня есть чёткие группы книг для чтения, и я никогда от них не отступаю. Хоть и разбавляю чем-нибудь весёленьким.


Ссылка на сообщение2 августа 2015 г. 20:37
Желательно привести данные книги, да и время написания работы...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2015 г. 22:48
Спасибо! Попробую. Но дата написания — в тексте рецензии.


⇑ Наверх