Рецензия на книгу Сергей


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензия на книгу: Сергей Шикарев, «13»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на книгу: Сергей Шикарев, «13»

Статья написана 22 октября 2015 г. 00:13

«Ex Libris НГ», еженедельное приложение к «Независимой газете», издание еще более неуловимое, чем «Книжное обозрение». То хоть на столичных книжных ярмарках можно купить, а это только в киоске поймаешь, если повезло в нужный день оказаться в Москве. Так что о публикациях в этом замечательном СМИ я узнаю когда текст появляется на сайте. Вот этот, скажем, появился 08.10.2015. К настоящему моменту, если повар нам не врет, рецензию на сайте прочитало чуть больше 1000 человек. И все же считаю своим долгом поделиться с обитетелями ФЛ. Не только потому, что герой рецензии вошел в лонг-лист Независимой литературной премии «Дебют». Но и потому, что это дебютная книга моего друга, товарища и коллеги Сергея Шикарева, он же авторитетный фантлабовец shickarev. Прошу любить и жаловать!

Ах да, фоточка для привлечения внимания: Петербургская фантастическая ассамблея-2014, справа герой рецензии, слева автор рецензии, в центре — какой-то молодой талантливый автор. :-)))


Предыдущие рецензии в колонке:

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»

Ростки на скудной земле


Шикарев Сергей. 13: Статьи, рецензии. — М.: Крот, 2015. — 500 с. — Тир. не указан. — ISBN 978-5-600-00384-2.


Сергею Шикареву выпала нелегкая для литературного критика судьба: жить в эпоху перепроизводства, когда на смену «хэнд-мейду», кропотливому ручному созданию художественных текстов, пришел литературно-издательский конвейер. Процессы, которые в западной литературе растянулись на целое столетие, у нас уложились менее чем в два десятка лет. На рубеже 1980-1990-х наша «жанровая» литература, главная область специализации Шикарева, могла похвастаться от силы тремя десятками новых книг в год — сегодня счет идет на тысячи наименований. Если добавить допечатки и переиздания, можно смело констатировать: индустриализация «текущего литературного процесса» успешно свершилась, ура, товарищи!

Или все-таки не ура?

Чтобы уцелеть под ураганным градом новинок, не дать раскатать себя в тонкий блин, наследнику Белинского и Писарева сегодня надо иметь стальной хребет — и четко придерживаться выбранной стратегии. Когда все, что ты пишешь, работает на одну цель, одну задачу, можно сфокусироваться на главном и отбросить второстепенное — что облегчает жизнь и самому рецензенту, и его читателям. Сборник критики и публицистики Сергея Шикарева «13» любопытен именно тем, что показывает процесс поиска рецензентом своей стратегии, своей темы. Перед автором стоял выбор: оставить только лучшие, самые ударные тексты, или опубликовать под одной обложкой всё написанное за 13 лет в профессии. Шикарев предпочел второй вариант: в состав этой книги вошли статьи и рецензии, печатавшиеся в журналах «Питерbook», «Звездная дорога», «Реальность фантастики», «Мир фантастики», в газетах «Книжное обозрение», «Ex Libris НГ» и других СМИ — но в основном, конечно, в легендарном журнале «Если». Не только «the best of» — но тем сильнее впечатляет объем проделанной работы.

За это время Шикареву доводилось писать о разных книгах, и не всегда по своему собственному выбору. Одни авторы, произведения и темы вызывают у него живой отклик, другие рецензируются в силу суровой необходимости — это хорошо видно по статьям и обзорам (и, увы, знакомо всем труженикам на ниве книжной журналистики). С годами в сферу интересов Шикарева все чаще попадают нонконформистские книги с элементами постмодерна (такие, как «Друд» Дэна Симмонса, «Экстрим» Кристофера Приста или «Радуга тяготения» Томаса Пинчона), а также тексты, возникшие на стыке разных литературных жанров и научных дисциплин («Конец радуг» Вернора Винджа, «Ложная слепота» Питера Уоттса, «Система мира» Нила Стивенсона). С самого начала карьеры рецензента особенно привлекают переводные произведения. Отечественных фантастов, которые смогли заинтересовать Шикарева, можно пересчитать по пальцам — в основном это авторы пограничных текстов, ловко соединяющие ходы и приемы, которые в «формульной литературе» объединять не принято: Виктор Пелевин, Мария Галина, Ольга Онойко, Владимир Данихнов... Ну а самая лихая и бойкая биографическая статья, включенная в этот сборник, посвящена жизни и творчеству Филиппа Фармера — прирожденного мистификатора, хулигана, провокатора, нарушителя табу и жонглера архетипами.

Как и Фармеру, Шикареву тесно и не слишком комфортно за колючей проволокой «жанрового гетто». Но вместо того, чтобы бежать в обетованную землю мэйнстрима, сбивая со следа вертухаев, он выбрал другой путь. В каждой рецензии, каждой статье автор стремится привнести кусочек большого мира на эту скудную землю, разнообразить и облагородить пейзаж, познакомить любителей фантастики с книгами, о которых они при прочих равных скорее всего никогда не услышали бы. Так на страницах журнала фантастики «Если» появились развернутые рецензии на романы «Трикстер, Гермес, Джокер» Джима Доджа, «Американский Голиаф» Харви Джейкобса, «Мистер Себастиан и черный маг» Дэниела Уоллеса, на уже упомянутую «Радугу тяготения» в конце концов. Та же культуртрегерская задача, если покопаться, лежит и в основе многих других начинаний Шикарева, от создания рейтинга «Книжный компас», позже переименованного в «F-Zone», до активного участия в работе оргкомитета премии «Новые горизонты», вручающейся за новаторские, нонконформистские произведения. Есть ли смысл в таком просветительстве, или книжный вал в очередной раз неизбежно сметет нежные побеги, которые с огромны трудом удалось привить? Очень хочется верить, что есть. Ведь ради чего еще писать то, что мы пишем — не ради гонораров же, в самом деле?..


Источник: http://www.ng.ru/non-fiction/2015-10-08/7_vladymyrs...





1774
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 октября 2015 г. 10:22 цитировать
«The beast of» or «the best of» — that is the question?
And thanks a lot :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2015 г. 10:28 цитировать
Ага, сенкс, поправил.


Ссылка на сообщение22 октября 2015 г. 11:37 цитировать
Cпасибо за добрые слова!

Стальной хребет (хребет из нержавеющей стали?), бакенбарды и выдвигающиеся когти из адамантия — таковы, я считаю, обязательные атрибуты фантастического критика. )
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2015 г. 12:57 цитировать
 


Ссылка на сообщение22 октября 2015 г. 20:44 цитировать
Это я после того, как допишу статью ))
 


Ссылка на сообщение30 октября 2015 г. 10:36 цитировать
А ведь неплохо получился :-)
 


Ссылка на сообщение30 октября 2015 г. 17:12 цитировать
Спасибо!

Правда, я редко пишу статьи )


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 17:11 цитировать
Очень хорошая книга, заслуживающая все те номинации и награды, которые она получила... Очень хорошая рецензия...
Но... Эта книга могла бы стать отличным справочником для исследователей фантастики в целом и творчества её отдельных авторов в частности. Но, увы, не станет. Не станет по одной простой причине — в ней нет какого-либо указателя: хотя бы упоминаемых личностей-авторов, а лучше еще и произведений. Ситуацию могло бы исправить подробное содержание — хотя бы такое, как на странице в Фантлабе, но и его нет в книге... Чтобы найти что-то конкретное в книге, нужно ее полностью прочитать-пролистать. Но кто это будет делать — есть ведь вероятность ничего нужного там не найти?..
Эта претензия, конечно, в первую очередь адресована редакторам-издателям. Я бы вообще запретил издавать книги нон-фикшн без именных указателей!...
А за книгу спасибо!!!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 18:33 цитировать
Увы, отсутствие такого указателя — большое моё упущение.
Хотя вот идея о том, что

цитата lemolog

нужно ее полностью прочитать-пролистать
мне провокационно приятна.
Учту на следующий раз.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 18:48 цитировать
И я, и я на вооружение возьму! Как раз сейчас сборник рецензий верстается... Правда, полный академический именной указатель здесь, мне кажется, не обязателен — но список, о какой книге какого автора на какой странице — сделаем.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 20:39 цитировать
Ух ты, это интересно!
 


Ссылка на сообщение27 октября 2015 г. 11:34 цитировать

цитата vvladimirsky

список, о какой книге какого автора на какой странице


В просторечии это называется содержание )
 


Ссылка на сообщение27 октября 2015 г. 16:27 цитировать
Не совсем. И не всегда.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 11:27 цитировать
И не всем
 


Ссылка на сообщение27 октября 2015 г. 23:31 цитировать
Не, он про предметный указатель.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 11:27 цитировать
Предметный указатель он вроде про предметы, про термины да про понятия
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 11:37 цитировать
Твой тезка про именной указатель. Или предметно-именной. Честно говоря, не вижу особого смысла для такой книги: вот пишешь ты, к примеру, что «роман Пупкина напоминает «Солярис» Станислава Лема». Обязательно ли читателю знать, что на такой-то странице ты упомянул Лема и «Солярис», не важно в каком контексте? По-моему, это излишество.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 11:51 цитировать
Это иронический комментарий с картинкой. Вот такой 8-);-)

цитата vvladimirsky

По-моему, это излишество.


Это всё атрибуты научных изданий, где просто необходим справочный аппарат.
Конечно, он очень полезен. Но сейчас и матёрые вроде издательства им часто пренебрегают.
Увы, падает культура книгоиздания. Мало кто читает Мильчина-старшего.

А вот Соболев-то, знаю, читает.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 12:30 цитировать
Язневичу только не говори об этом, ему как раз все упоминания Лема нужны, везде, в любых книгах.
С люденами та же ситуация. Недавно встретил въедливого почитателя Де Кампа.
То есть даже в фэндоме есть группы квалифицированных читателей, коим подобный аппарат облегчает фантастиковедческие штудии и культурологические изыскания.

Делать правда сложно.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 13:49 цитировать
...А уж сколько писателей/критиков первым делом лезет в предметный указатель всяких тематических научных книжек: не упомянули ли меня, любимого? Грешен, сам такой.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 14:31 цитировать
:)))
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 14:41 цитировать
Так ведь упоминают... Хотя и реже, чем мы того заслуживаем. :-)))
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 14:51 цитировать
Есть такие коллекционеры сносок про себя, есть!
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 15:03 цитировать
Это иногда бывает полезно в нашей отрасли — когда правильный человек тебя упомянул в верном контексте.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 15:08 цитировать
Прокачка!
 


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 20:38 цитировать
Эх, улучшать такие книги можно бесконечно.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2015 г. 11:52 цитировать
Совершенно с тобой согласен


Ссылка на сообщение30 октября 2015 г. 10:39 цитировать
А где бы почитать данную книженцию?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 октября 2015 г. 10:54 цитировать
А вот сейчас автор данной книженции и издатель данной книженции подскажут.

Но, боюсь, нынче уже нигде.
 


Ссылка на сообщение30 октября 2015 г. 17:11 цитировать
Тираж уже раскуплен.

Если читаете в электронном виде, то знайте ;-) — на Фантлабе в качестве ознакомительного фрагмента выложена большая (три раздела из четырёх) часть книги. А вообще, это же всё в разное время публиковалось в «Если».

https://fantlab.ru/edition136...




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх