Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 августа 2015 г. 16:24

Еще один отзыв члена жюри литературной премии "Новые Горизонты". Журналист, литературный критик Константин Мильчин о повести Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь?" (номинатор Андрей Щербак-Жуков):

цитата
Одна из лучших попыток написать «нашего русского Гарри Поттера». Вернее, Коми-Поттера. Фольклорный колорит затягивает, а наблюдая за приключениями героев ты плавно перемещаешься в собственное детство. Но, на фоне достоинств книги, особенно четко видны недостатки — плохо прописан один из главных героев, Пера-богатырь, да и конец сказки слабоват. От сильного текста ждешь чего-то более серьезного.

Читаем повесть на "ФантЛабе" в pdf-формате.

Оцениваем на портале ReadRate.


Статья написана 1 августа 2015 г. 11:09

И еще две книги, которые будут представлены на нашей книжной ярмарке. Объединяет эти издания то, что оба они подводят итог литературных конкурсов, напрямую связанных с фантастическим жанром.


✔ Сборник "ФАНТКРИТИК. 10 ЯРКИХ ЛЕТ" — 150 рублей

Юбилейный сборник, выпущенный по итогам открытого конкурса статей и рецензий на книги фантастического жанра, который проводит Петербургская Книжная ярмарка ДК им. Крупской. Среди авторов Мариана Алфёрова, Владимир Пузий, Сергей Соболев, Владислав Женевский, Дмитрий Володихин, Ника Батхен, Игорь Пронин и многие другие. Подробнее о конкурсе "Фанткритик-2015".


✔ Сборник "ПИСЬМА НЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" — 260 рублей

Антология, подготовленная оргкомитетом знаменитого казанского фестиваля фантастики и ролевых игр "Зиланткон", в которую вошли произведения участников мастер-классов "Зиланта", микрорассказы, отмеченные дипломами, а также произведения лауреатов "Большого Зиланта" и почетных гостей конвента, в том числе Евгения Лукина, Святослава Логинова, Леонида Кудрявцева, Марии Галиной, Леонида Каганова, Владимира Аренева, Дмитрия Колодана, Далии Трускиновской и других мэтров.

"Фанткритик. 10 ярких лет"
"Фанткритик. 10 ярких лет"
"Письма не нашего времени"
"Письма не нашего времени"


Статья написана 29 июля 2015 г. 14:32

И снова о книгах, которые будут ждать вас на ярмарке Петербургской фантастической ассамблеи. Представляем подборку изданий по литературному мастерству и литературной учебе, без которых за покорение книжного Олимпа и браться мечтать не стоит :-)

Константин Былинский, Дитмар Розенталь, "ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ" — 480 рублей

Одно из канонических пособий по литературной редактуре — бездонный источник откровений для молодых талантливых авторов, а также акул пера и шакалов ротационных машин.

Андрей Филиппов, Наталья Романова, "СТИЛИСТИКА И СТИЛИ" — 480 рублей

Все о функциональных стилях и стилистических особенностях жанров плюс стилистический словарь на 900 статей — теоретическая база, без которой лучше не браться за сочинение художественной прозы.

Уильям Индик, "ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ СЦЕНАРИСТОВ" — 590 рублей

Американский продюсер, сценарист и писатель дает практические советы, как строить сюжет и создавать психологически достоверные, выпуклые образы.

Юрген Вольф, "ШКОЛА ЛИТЕРАТУРНОГО МАСТЕРСТВА" — 445 рублей

Еще один западный эксперт рассказывает представителям творческих профессий, как структурировать материал, строить сюжет, описывать взаимоотношения между героями. Подзаголовок книги как нельзя более красноречив: "От концепции до публикации. Рассказы, романы, статьи, нон-фикшн, сценарии, новые медиа".

Джулия Кэмерон, "ПРАВО ПИСАТЬ" — 490 рублей

Пособие "для продвинутых" — с уклоном в психологию писателей. Методики и упражнения, которые помогут литератору преодолеть внезапный ступор, "боязнь чистого листа" и множество других проблем.

Кристофер Воглер, "ПУТЕШЕСТВИЕ ПИСАТЕЛЯ" — 680 рублей

Один из главных американских сценарных гуру — об архетипах, лежащих в основе любого сюжета. Нечто среднее между культурологическим исследованием и практическим пособием для писателей и сценаристов.

К. Былинский, Д. Розенталь, "Литературное редактирование"
К. Былинский, Д. Розенталь, "Литературное редактирование"
А. Филиппов, Н. Романова, "Стилистика и стили"
А. Филиппов, Н. Романова, "Стилистика и стили"

У. Индик, "Психология для сценаристов"
У. Индик, "Психология для сценаристов"
Ю. Вольф, "Школа литературного мастерства"
Ю. Вольф, "Школа литературного мастерства"

Д. Кэмерон, "Право писать"
Д. Кэмерон, "Право писать"
К. Воглер, "Путешествие писателя"
К. Воглер, "Путешествие писателя"


Статья написана 29 июля 2015 г. 00:14

Из отзывов жюри премии "Новые Горизонты" на произведения, вошедшие в номинационный список 2015 года. Музыкальный и литературный критик Артём Рондарев о повести Василия Щепетнёва "В ожидании Красной Армии" (номинатор Сергей Шикарев):

цитата
Совсем короткая повесть, сделанная по жанровой модели триллера, потому что разворачивается очень медленно и решительно не готова выдавать читателю ничего, никакой информации до последнего момента; звучит завлекательно, но погодите радоваться. Текст заметно, даже, я б сказал, намеренно художественный, сделанный довольно складно, с элементами бытописательства и регулярно сбивающийся на нечто вроде сказа: «Где-то у самого края правого глаза болталось пятнышко, серое, нечеткое. Точно крался, примеряясь к горлу, кто-то быстрый, чуткий – стоило повернуть голову, и пятнышко стремительно отлетало назад, за спину. Старое, нерассосавшееся кровоизлияние в глазу, память о маленьком инсульте, плате за чемпионство. Инсультике. Мальчонке». Такой стиль ожидаешь найти в произведениях на деревенскую тематику; здешнее повествование, собственно, тоже некоторое время мимикрирует под деревенскую тему и, на мой вкус, делает это слишком долго: когда текст объемом в тридцать страниц на первую треть занят бытописательством, причем с весьма неопределенной целью (отыскать здесь хотя бы намек на то, о чем будет все остальное, весьма трудно, несмотря даже на эзотерический флэшбек из каких-то военных времен с пробуждением чего-то невнятного), — на мой взгляд, роскошь непозволительная, к тому же рождающая подозрения то ли в раздувании объема, то ли в писательской самодостаточной увлеченности, не считающейся с чужими интересами.

Повествование движется неспешно, персонажи разговаривают джентльменским набором скрытых и прямых цитат, вроде «иных уж нет, а те далече», имеются описания природы, внутренние монологи и этнографические беседы с крестьянами; все это, повторюсь, происходит на объеме тридцати страниц. В итоге посреди чтения я понял, что не могу с уверенностью даже сказать, кто тут главный герой, от имени которого написана почти весь текст: то ли городской доктор, приехавший работать в деревню, то ли бывший шахматист, подвизающийся на врачебном попроще, то ли все вместе, но зачем? Зачем приехал, что делает, почему так меланхолично и со вкусом рефлексирует свою жизнь, словно она у него крайне не задалась, – чего из событийного ряда вывести никак не возможно? Есть такой сорт мужской жеманности, когда человек говорит сплошь эллипсисами, метафорами и паузами, и всем понятно, что на душе у него многое, но что именно – он не скажет, потому что мужик, не хипстер какой: вот это и есть модель сборки даннойповести. В итоге мне пришлось силой держать себя, чтобы не начать пропускать абзацы: когда человек говорит многозначительностями и обиняками, причем без очевидной на то причины, мне всегда хочется нажать кнопку перемотки, я из-за этого не смог смотреть в свое время любимый всем советским народом сериал про Будулая.

При этом регулярно в текст встревают эпизоды из какой-то другой жизни, причем из какой именно – понять тоже решительно невозможно, выглядит это так:

«– Груз в пути. Прибудет завтра, – инженер снял наушники, отключил питание.

– Связь хорошая, – военный свою пару наушников положил на предписанное место. Аккуратист.

– Ионосфера, – инженер неопределенно пошевелил в воздухе пальцами правой руки. Из-за этого стукача не удалось толком побыть в эфире. Пошарил наскоро, настраиваясь, обрывки фраз, немецкий, немецкий, немецкий. Где наши? Жмурки на свету.

– Проверю системы, – инженер пошел к двери.

– Я с вами, – надел фуражку военный. Строго пасет, не забалуешь.»

Да, это эпизод целиком, от астериска до астериска; мне он напомнил, каюсь, анекдот про «Петька, приборы». По каким-то мельчайшим признакам можно подозревать, что дело происходит в шарашке, но, во-первых, я не уверен, например, что я подозреваю правильно, а во-вторых, почему же мне нужно непременно подозревать? Да, а сверху и снизу от этого эпизода там опять деревня, врач, термометры, быт, сказ, скрытые цитаты и скромное мужество главного героя, который ни за что, ни под какой пыткой не скажет читателю, что же его все-таки мучает.

Потом в текст начинают вырваться товарищ Сталин, солдаты, десантники, автоматные очереди, и оказывается, что тебя так долго держали на коротком поводке для того, чтобы выдать в итоге весьма странную, в первую очередь — лишенную способности к убедительному объяснению происходящего тайну; сравнить это можно с тем, как если бы вам подарили на день рождения десяток вложенных друг в друга коробок, прочно перевязанных веревками, и когда бы вы их все развязали и открыли (потихоньку сатанея и начиная проклинать дарителя), то на дне последней обнаружили бы неизвестный объект, который вам некуда приткнуть и пользоваться которым непонятно, как. Причем, если бы автор не держал читателя на коротком поводке столько времени – этотфокус мог бы даже показаться занятным: но тут ты просто устал, устал ничего не понимать, выискивать намеки на мотивации, слушать речь жеманного главного героя, у которого, возможно, была трудная жизнь, и он поэтому достоин был бы сочувствия, – если бы не полоскал мозги своей уклончивостью так долго и с таким вкусом.

Граждане писатели! Не делайте из внутреннего мира мужественного мужчины прием! Даже у Хемингуэя это получилось плохо!

Прочитать повесть, выложенную с разрешения автора, можно на портале "Лаборатория фантастики".

Ну а выставить свою оценку этому тексту и другим претендентам на "Новые Горизонты-2015" — на портале ReadRate.


Статья написана 28 июля 2015 г. 23:42

Дискуссия о возвращении человечества в космос (мероприятия с участием иностранного гостя)

Космическая экспансия – золотая мечта человечества, фетиш поклонников научной фантастики. Космические корабли, бороздящие просторы галактики, колонизированные звездные системы, терроформированные планеты… Ну и звездные войны, конкуренция, борьба за ресурсы – куда уж без этого. Между тем в последние десятилетия человечество сильно охладело к теме освоения дальнего космоса. И один из жанров, которые неизменно подогревают наш интерес к межзвездным странствиям, – «новая космическая опера». Наш почетный иностранный гость Аластер Рейнольдс не только один из столпов «новой космооперы», но и профессиональный астрофизик, участник Европейской космической программы, человек, много размышлявший на эту тему и как ученый, и как писатель. О космическом будущем человечества, перспективах и вызовах с иностранным гостем беседуют футуролог Константин Фрумкин, специалист ракетно-космической отрасли, популяризатор космонавтики Александр Хохлов и другие. Модерирует дискуссию писатель Антон Первушин.


Доклад «Утопленные утопии, похороненные ухронии» (Николай Караев) (общелитературная секция)

Ухрония (uchronie) — французский неологизм, придуманный в XIX веке по аналогии с утопией. Слово «утопия» означает «несуществующее место», а «ухрония» — это «несуществующее время»; нам этот поджанр известен под названием «альтернативная история», калькой с английского alternative history. И хотя наиболее известные ухронии вроде «Человека в Высоком замке» Филипа Дика и «Паваны» Кита Робертса написаны англоязычными писателями, французские фантасты тяготеют к сочинению ухроний куда больше своих американских и британских коллег. Тем обиднее то, что современная французская фантастика за пределами Пятой республики практически неизвестна. Об истории французских ухроний расскажет журналист и писатель Николай Караев.


Круглый стол «Есть ли будущее у фантастических журналов?» (общелитературная секция)

Двадцать лет назад, в 1990-х, новые журналы фантастики появлялись на одной шестой части суши по нескольку штук за год – правда, долго не жили за редкими исключениями. В 2000-х ситуация стабилизировалась, на протяжении десятилетия отечественная «журнальная» фантастика держалась на трех слонах: «Мир фантастики», «Если» и «Полдень. XXI век». В 2012–2013 годах мы лишились разом двух из трех этих изданий. Сегодня два последних журнала ищут способ возродиться во всей славе своей, используя разные методы и придерживаясь разной стратегии. О том, есть ли у журналов фантастики перспектива в современной России, нужны ли они читателям и в чем вообще смысл жанровой периодики в эпоху Интернета, мы поговорим на Петербургской фантастической ассамблее с представителями «Мира фантастики», «Если», «Полдня. XXI век» и других профильных изданий. Ведет круглый стол журналист Василий Владимирский.


Круглый стол «Не брендовые» авторы в условиях изменения книжного рынка (общелитературная секция)

На Петербургской фантастической ассамблее мы не раз обсуждали, как меняется российский книжный рынок – с точки зрения издателей, книготорговцев, критиков, читателей. Но осталась еще одна категория участников текущего литературного процесса, до сих пор нами не охваченная, – авторы, которые в значительной степени и делают современную жанровую прозу, те, кто не спешит встраиваться в коммерческие издательские «проекты», у кого нет за плечами полудюжины романов, снискавших успех у читателей, за кем не стоит мощный медиахолдниг, решивший сделать на них ставку. Каково это – начинать карабкаться на литературные Олимпы в эпоху, когда падают тиражи и гонорары, а добиться того, чтобы о твоей книге говорили все от мала до велика, непросто даже для «живых классиков»? Об этом мы попросили рассказать писателей Елену Арифуллину, Марину Дробкову, Анну Семироль и др. – для некоторых участников нашего конвента их практический опыт, смеем надеяться, окажется полезен.


Доклад «Поэтика эпиграфа» (Алан Кубатиев) (секция литмастерства)

Чего только не суют несознательные авторы в эпиграф! Обычно это банальное желание продемонстрировать собственную эрудицию. Иногда встречаются яркие, интересные, но очевидно притянутые за уши цитаты. Бывает, что эпиграф работает во вред творческому замыслу, раскрывая какую-то значимую информацию. А порою и вовсе смотришь недоуменно: что это и зачем оно здесь? О тонкостях использования эпиграфа как творческого инструмента расскажет участникам Ассамблеи литературовед А. Кубатиев.

Эпиграф — это:

а) лучший способ узнать об авторе, которого вы никогда не читали;

б) ошибиться / догадаться, что использователь эпиграфа имел в виду;

в) приспособить к своим целям мысль автора, эпиграф из которого вы использовали;

г) придать своему тексту то значение, которого в нем нет;

д) сделать собственный текст ярче, изысканнее, значительнее.

Но для этого нужно...


Круглый стол: “Подход к характерам: игры vs. книги” (секция компьютерных игр)

Существует великое множество методик создания правдоподобного живого характера — и в литературе, и в кино, и в играх уже успели наработать свой инструментарий. На Петербургской фантастической ассамблее писатели и гейм-дизайнеры сравнят подходы и поучатся друг у друга. А заодно порассуждают, в чем разница — следить за героем и быть им? Как сделать интересным персонажа-пустышку, которого игрок создает сам в начале игры? Как адаптировать уже готовый характер (например, описанный в книге) для игры и дать ему свободу воли?





  Подписка

Количество подписчиков: 360

⇑ Наверх