Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 сентября 2015 г. 10:16

А вот подскажите, коллеги, в каких повестях-романах-рассказах герои-писатели переживают свои исторические прототипы? Ну вот типа такого:

— Николай Гумилев — "Посмотри в глаза чудовищ" и продолжения Лазарчука-Успенского

— Николай Гумилев — "Подземелья Третьего Рима" Тима Скоренко

— Эдгар По — "Темный трон" Желязны-Саберхагена

— Александр Пушкин — "В поисках господина П." Алана Кубатиева

— Антон Чехов — "Второе июля четвертого года" Бориса Штерна.

Где еще? "Мир реки" Фармера не предлагать, там другая история.


Статья написана 25 сентября 2015 г. 00:09

Научить человека писать невозможно – это факт, на который обожают ссылаться Молодые Талантливые Авторы. Но тому, кто вообще способен к обучению, можно помочь избежать самых позорных, самых распространенных ошибок, объяснить, как сделать текст ярче, выразительнее, звонче, мускулистее. Об этом традиционно забывают МТА, раз за разом изобретающие плохонький велосипед, едва способный преодолеть пару метров, прежде чем рассыплется. Между тем, уроки литературного мастерства не помешали бы и некоторым любимцам публики с тиражами в десятки и сотни тысяч экземпляров. Пятидневный литературный семинар, который в этом году впервые проводился в Санкт-Петербурге под эгидой Петербургской фантастической ассамблеи, предназначен именно для тех, кто понимает: учиться не стыдно, стыдно оставаться неучем. И сейчас, через месяц по окончанию семинара, работа продолжается. По крайней мере, работа оргкомитета и мастеров: писателей Евгения Лукина, Святослава Логинова, Алана Кубатиева и Владимира Аренева. Сегодня мы публикуем список произведений, которые ведущие готовы рекомендовать к публикации в российские издательства, публикующие фантастику – разумеется, после более или менее глубокой доработки:?


Группа № 1 (Е. Лукин, С. Логинов)

Ведущие готовы рекомендовать рукопись к публикации после внесения автором правок по результатам обсуждения на семинаре:


• Вадим Волобуев, роман "Благую весть принёс я вам" (С. Логинов);

• Руслан Нурушев, роман "Акция" (Е. Лукин).

Ведущие могут повторно рассмотреть текст в индивидуальном порядке после его глубокой переработки автором:

• Ирина Кучеренкова, роман "Когда сновидец засыпает";

• Ирина Нечаева, роман "Сова и хлеб".



Группа № 2 (А. Кубатиев)

Ведущий готов рекомендовать рукопись к публикации после внесения автором правок по результатам обсуждения на семинаре:

• Елена Арифуллина, роман "Последние станут первыми".

Ведущий может повторно рассмотреть текст в индивидуальном порядке после его глубокой переработки автором:

• Ольга Денисова, повесть "Мёртвая зыбь";

• Светлана Тулина, повесть "Живые и мёртвые".



Группа № 3 (В. Аренев)

Ведущий готов рекомендовать рукопись к публикации после внесения автором правок по результатам обсуждения на семинаре:

• Любовь Паршина, роман "Хроники Нового Вавилона".

Ведущий может повторно рассмотреть текст в индивидуальном порядке после его глубокой переработки автором:

• Ольга Толстова, роман "Я не знаю".


Статья написана 23 сентября 2015 г. 20:42

По материалам сайта Петербургской книжной ярмарки ДК им. Крупской: http://krupaspb.ru/piterbook/events.html?...

цитата
25-26 сентября в Пушкине под Санкт-Петербургом пройдет второй фестиваль имени Александра Беляева.

25 сентября жители и гости города Пушкин смогут задать вопросы петербургским писателям и популяризаторам науки О`Санчесу, Юлии Андреевой, Александру Железнякову, Антону и Елене Первушиным, Андрею Буровскому, Вячеславу Катамидзе, посмотреть фильмы по книгам Александра Беляева в кинотеатре «Аврора». Ну а главным событием 26 сентября станет вручение литературных наград в Доме Культуры на улице Набережной. В первую очередь это, разумеется, ежегодная российская литературная премия имени Александра Беляева, присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения, но не только. Сред других наград — премия «Двойная звезда», учрежденная в 2014 году оргкомитетами «Беляевской премии» и традиционного конкурса Петербургской книжной ярмарки «Фанткритик».

Согласно положению о премии, «Двойная звезда» присуждается за литературно-критические книги, посвященные фантастическим произведениям и их авторам, и состоит из нагрудной медали, памятного знака и почетного диплома.

Премия вручается по двум номинациям. В прошлом году ее обладателями стали Зеев Бар-Селла за биографическую книгу «Александр Беляев» и Антон Первушин за исследование «Десять мифов о советской фантастике». В 2015 году на награду претендуют:



В номинации «Биография»:

1. Елисеев Глеб. Эдгар Аллан По. Поэт кошмара и ужаса. — М.: Вече, 2014.

2. Прашкевич Геннадий. Брэдбери. — М.: Молодая гвардия, 2014.

3. Фельштинский Юрий, Чернявский Георгий. Джордж Оруэлл. Жизнь, труд, время. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2014.

4. Чертанов Максим. Дюма. — М.: Молодая гвардия, 2014.

5. Язневич Виктор. Станислав Лем. — Минск: Книжный Дом, 2014.



В номинации «Литературно-критическое исследование»:

1. Арбитман Роман. Антипутеводитель по современной русской литературе: 99 книг, которые не надо читать. — М.: Центрополиграф, 2014.

2. Борисов Владимир. Читатель амфибрахия. — Иерусалим: Млечный Путь, 2014.

3. Васильев Владимир Г.. Диалог с зеркалом с книгой в руках. — Иерусалим: Млечный Путь, 2014.

4. Володихин Дмитрий. Поклонение культуре. Статьи о братьях Стругацких. — Севастополь: Шико-Севастополь, 2014.

5. Павлов Александр. Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.

6. Шикарев Сергей. 13. — М.: Крот, 2015 (по факту — декабрь 2014).



Победителя определит жюри премии, куда в этом сезоне вошли:

Василий Владимирский — литературный критик (Санкт-Петербург).

Андрей Ермолаев — редактор, библиограф, критик (Санкт-Петербург).

Александр Кононов — главный редактор издательства «Симпозиум», деятельность которого была отмечена Беляевской премией 2013 года (Санкт-Петербург).

Антон Первушин — прозаик, критик, дважды лауреат Беляевской премии (2002-й и 2004 годы) и лауреат «Двойной звезды» 2014 года (Санкт-Петербург).

Михаил Шавшин — прозаик, критик (Санкт-Петербург).


Статья написана 22 сентября 2015 г. 20:22

И для поклонников иллюстрированных изданий. :-))) В издательстве "Книжный Клуб Фантастика" полным ходом готовится к выходу новый артбук "МИР ИГРЫ ASSASSIN`S CREED VI: SYNDICATE"! Формат 230X320, объем 192 страницы, выборочное лакирование, тираж 4000 экземпляров. Старт продаж запланирован на 23 октября 2015 года.

Любители книжек с картинками и фанаты "Кредо убийцы", готовьте денежки!


Статья написана 17 сентября 2015 г. 17:42

На прошлой неделе повесил рецензию из "Книжного обозрения" — сегодня продолжение: подборка материалов о книгах Майкла Суэнвика. Осторожно, Игорь, многабукф! Но Суэнвик, ИМХО, того заслуживает.

Фоточка для привлечения внимания: мы с Майклом на границе. Одна из "Аэлит", мы на границе Европы и Азии.

Американский Сорокин

Майкл Суэнвик. Танцы с медведями: Роман. / Michael Swanwick. Dancing With Bears, 2011. Пер. с англ. А.Кузнецовой. — М.: Эксмо, 2015. — 416 с. — (Современная зарубежная фантастика. Только бестселлеры). Тир. 2500. — ISBN 978-5-699-76546-1.

Американец Майкл Суэнвик — мужчина серьезный, ответственный, над книгами работает обстоятельно, с чувством-толком-расстановкой. Прежде, чем взяться за роман «Танцы с медведями» о Московии будущего, он несколько раз побывал в России, посетил Екатеринбург, Москву и Санкт-Петербург, засыпал каверзными вопросами российских друзей и переводчиков. И, разумеется, изучил гору литературы о нашей стране, включая основной корпус русской классики. Так что будьте покойны: водку тут разливаю из самоваров неспроста, а каждый куст «развесистой клюквы» высажен и любовно удобрен автором с далеко идущей целью.

Роман «Танцы с медведями» входит в цикл «Даргер и Довесок», посвященный приключениям двух обаятельных авантюристов в постапокалиптическом мире. После бунта машин, когда демоны и безумные боги, расплодившиеся в интернете, восстали против людей, над человечеством сгустились сумерки Средневековья. Правда, это специфическое Средневековье: крупные страны распались на феодальные вотчины, техника сложнее мельничного колеса под запретом, радио приравнено к черной магии, зато генные инженеры трудятся не покладая рук, а плоды биотехнологий доступны любому нищеброду. Даргер и Довесок чувствуют себя в этом мире как рыбы в воде: сокровища буквально валяются под ногами, предприимчивому джентльмену остается только протянуть руку. Особенно в древней Москве, всегда славившейся своими богатствами...

Местами эта книга до одури напоминает «Теллурию» Владимира Сорокина: не исключено, что Суэнвик читал «День опричника» из того же цикла, переведенный на английский еще в 2008 году. В «Танцах с медведями» хватает типично сорокинских гротесковых деталей: по улицам русской столицы бродят гиганты-неандертальцы, генномодифицированные гвардейцы-медведи и карлики-саванты; баронесса Лукойл-Газпром угощает избранное общество блюдами из ее собственной клонированной плоти; стихи Пушкина употребляют в жидком виде, как вино, а молодежь подсаживается на вещество под названием «Распутин», которое не только чудодейственно укрепляет потенцию во время массовых оргий, но и позволяет «узреть Господа во всей Славе Его».

Единственное чего не хватает для полного сходства — сорокинской игры с языком. Мотивы сказок «Тысячи и одной ночи» Суэнвик на живую нитку объединил с эстетикой русского лубка — и на том успокоился. «Мелодии накладывались одна на другую, сталкиваясь и переплетаясь, а в результате получалась экзотическая и варварская музыка, одинаково ассоциирующаяся и с Московией, и с Византией». Посольство из Стамбула везет чудесный дар русскому князю: семь юных наложниц из лучшей генетической лаборатории Халифата. Девушки столь прекрасны, что ни один мужчина не может устоять перед их чарами. Увы, как ни мечтали бы Жемчужины Востока поскорей изведать радости плотской любви, биологический защитный механизм не дает им наброситься на первого встречного: расстаться с девственностью они могут только в объятиях суженного. Но князь Московии не спешит дать византийскому послу аудиенцию — как выясняется, по вполне уважительной причине... Шахрезада могла бы рассказывать эту историю много ночей подряд, да и Суэнвик не стесняется использовать повествовательные приемы, характерные именно для восточной сказки. Впрочем, заканчивается роман абсолютно по-нашему, по-русски. Москва пылает, народ безмолвствует, будущее страны тонет в тумане. Еще бы переводчица А.Кузнецова не путала «пожарных» (тех, кто тушит пожары) с «пожарниками» (жуками из подотряда разноядных) — совсем аутентично получилось бы.

«Культурные герои» Майкла Суэнвика

Майкл Суэнвик. Хроники железных драконов: Роман. / Michael Swanwick. Iron Dragon's Daughter, 1993. The Dragons of Babel, 2008. Пер. с англ. А.Кузнецовой, М.Пчелинцева. — СПб.: Азбука. М.: Азбука-Аттикус, 2015. — 768 с. — (Звёзды новой фантастики. Майкл Суэнвик). Тир. 3500. — ISBN 978-5-389-08947-1.

Майкл Суэнвик. Однажды на краю времени: Повести, рассказы. / Michael Swanwick. The Best of Michael Swanwick, 2008. Пер. с англ. — М.: СПб.: Азбука. М.: Азбука-Аттикус, 2015. — 544 с. — (Звёзды новой фантастики. Майкл Суэнвик). Тир. 4000. — ISBN 978-5-389-08717-0.

Самое известное эссе Майкла Суэнвика (по крайней мере, самое известное в России) называется «Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя». Статья посвящена противостоянию киберпанков и «гуманистов» в 1980-х, однако выбор заголовка явно не случаен. Постмодерн как сплав «высокой» и «низкой» культуры, как отказ от нерушимых иерархий, всех и всяческих «сословных перегородок» — это относится прежде всего к художественному методу самого Суэнвика, к его собственной литературной стратегии. Ну а если у кого-то до сих пор остались сомнения, стоит ли считать писателя постмодернистом, сборник «The Best of Michael Swanwick» (в русском переводе «Однажды на краю времени»), подготовленный в 2008 году, смею надеяться, не оставит от них камня на камне.

В итоговую антологию Майкла Суэнвика вошло более двадцати рассказов и небольших повестей, написанных почти за три десятилетия. Уже в самом раннем тексте, «Празднике Святой Дженис» (1980, рассказ выдвинут на премию «Небьюла»), автор легко, без всякой натуги и пафоса объединяет историю постапокалиптической Америки, эротизм современной поп-музыки и древние ритуалы плодородия, уходящие корнями в мезолит. И это только начало: чем дальше, тем причудливее становятся композиции, изощреннее ход авторской мысли, шире круг затронутых тем. Через все эти годы Суэнвик сумел пронести детское любопытство и непосредственность: свои сюжеты он находит на стыке областей знания, которые кажутся абсолютно не связанными. Антропология. Астрофизика. Прикладная теология. Палеонтология. Теория архетипов. Нейрофизиология. История религий. Философия экзистенциализма. Квантовая физика (куда уж без нее!). Отсылки к современной американской поп-культуре и европейской живописи эпохи Ренессанса. Цитаты из британских поэтов XVIII-XIX веков и IT-гуру... Эрудиция автора внушает почти мистический трепет, причем все это не лежит мертвым грузом бесполезных знаний, а работает на полную катушку — на углубление подтекста, на развитие образов героев, на интригу и внутреннюю динамику текста, наконец.

Главная проблема, которая возникает при разговоре о «малой форме» писателя, не в том, что Суэнвик «шибко умный» для сочинителя жанровой прозы. Интеллектуалов среди современных западных фантастов как раз хватает: Грег Иган и Нил Стивенсон, Вернор Виндж и Питер Уоттс, Тед Чан и Йен Макдональд... Дело скорее в том, с какой невероятной легкостью автор переходит от жанра к жанру, от одной повествовательной традиции к другой — от фэнтези в стиле Роджера Желязны («Цыганский вор») к научной фантастике «ближнего прицела» («Как пульс размеренный машины бьется», «Медленная жизнь»), от антиутопии («Мертвый», «Свободомыслящие») к «хроноопере» («Светящиеся двери», «Хронолегион», «Скерцо с тираннозавром»), от «магического реализма» («Край мира») к плутовской авантюрной прозе («Пес сказал «гав-гав»). За этими стремительными эволюциями действительно непросто уследить. Можно разве что вычленить ключевые образы и темы, проходящие через все рассказы Суэнвика: вечно возрождающаяся богиня; добровольная искупительная жертва; жизнь после смерти; искусственное изменение личности. И, конечно, почти неизменной остается фигура главного героя, пытливого и внимательного наблюдателя с аналитическим складом ума и предрасположенностью к парадоксальным выводам.

То же и с романами писателя. Дилогию «Хроники железных драконов», в которую входят «Дочь Железного дракона» (1993) и «Драконы Вавилона» (2008), часто называют революционной для англо-американской фантастики. Но здесь, по сути, нет ничего такого, чего не встречалось бы в рассказах Суэнвика и к чему не был бы готов читатель его «малой» прозы. Волшебная страна, Файерилэнд, переживающая эпоху индустриализации — отличный бэкграунд, фон, на котором может разыгрываться абсолютно любая драма. Магия, электричество и хромированная сталь. Зерновые фьючерсы, венчурные сделки и человеческие жертвоприношения в ночь полнолуния. Мобильные телефоны и амулеты, под завязку заряженные волшебством. Ревущие мартеновские печи, вокруг которых неторопливо вышагивают каменные великаны... Изобретательно, остроумно, изящно — но главная фишка не в этом. «Хроники железных драконов» написаны на полях «Золотой ветви» Фрэзера и «Белой Богини» Грейвса, «Метаморфоз и символов либидо» Юнга и «Героя с тысячью лицами» Кэмпбелла, «Тотема и табу» Фрейда и «Структурной антропологии» Леви-Стросса, трудов Михаила Бахтина и Эрнста Кассирера, Конрада Лоренца и Фердинанда де Соссюра. По сути, оба романа, разделенные полутора десятилетиями — переосмысление культурологической и антропологической традиции XX века, развернутый литературный комментарий в переводе на язык фэнтези. Девушка-подменыш, проходящая долгий путь от дымных цехов фабрики, где дети-рабы собирают механических чудовищ, до Спирального замка, средоточия и сути Мультиверсума. Юноша, на собственном опыте познающий, что между игрой, грезой, мистификацией, дерзкой аферой и подлинной реальностью нет никакой границы... Оба они — воплощенные архетипы, ходячие мифологемы, живущие в окружении других таких же «культурных героев».

Если в чем-то Майкл Суэнвик и остается несгибаемым традиционалистом, так это в том, что касается композиции, архитектоники текста. Его произведения ближе к сочинениям Курта Воннегута или Умберто Эко, чем Уильяма Берроуза или Саши Соколова. Суэнвик отменно владеет всеми традиционными типами сюжета — линейным, многолинейным, опоясывающим и так далее, хоть сейчас на страницы хрестоматии. Но при этом не злоупотребляет такими привычными для читателя XXI века радикальным приемами, как «поток сознания», центон или «метод нарезок». То есть на самом-то деле каждый из этих приемов можно встретить на страницах его книг — но в качестве единичного вкрапления в сюжетную ткань. Как подчеркивал Киплинг, всякую историю можно рассказать тысячей разных способов. Суэнвик выбирает не самый простой путь — но при этом никогда не забывает, что рассказывает историю. А значит, не забывает и увлечь, заинтриговать, закинуть наживку. Автор бесстрашно устремляется в путь по магическому лабиринту постмодерна, увлекая за собой читателя — но не бойтесь потеряться среди бесконечных галерей, переходов и коридоров: ариаднова нить сюжета укажет путь, выведет из темных закоулков на свет. Ну а встреча с Минотавром — или Железным драконом, если повезет, — добавит этому литературному трипу ярких психоделических красок.


© Василий Владимирский, "Книжное обозрение", №1-2 (2403-2404), 2015, стр.20.; №9-10 (2411-2412), 2015, стр.20.







  Подписка

Количество подписчиков: 362

⇑ Наверх