Рецензии на книгу Ким Стенли


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «vvladimirsky» > Рецензии на книгу: Ким Стенли Робинсон, «2312»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензии на книгу: Ким Стенли Робинсон, «2312»

Статья написана 12 ноября 2015 г. 18:35

На недавнем «Зиланте» обсуждали сценарии космической экспансии. По-моему, всем участникам этой дискуссии надо было сперва в обязательном порядке, через «немогу» прочитать эту книгу, а отдельные места заучить наизусть. 8-)


Предыдущие рецензии в колонке:

— на книги Питера Уоттса «Морские звезды», «Водоворот», «Бетагемот» (трилогия «Рифтеры»)

— на книгу Нила Стивенсона «Вирус «Reamde»»

— на сборник статей и рецензий Сергея Шикарева «13»

— на книги Вернора Винджа «Пламя над бездной» и «Глубина в небе»

— на книгу Александра Золотько «Анна Каренина-2»

— на книгу Дэна Симмонса «Фазы гравитации»

— на книги Майкла Суэнвика «Хроники железных драконов», «Однажды на краю времени» и «Танцы с медведями»

— на книгу Нила Геймана «The Sandman. Песочный Человек. Книга 4. Пора туманов»


Люди как боги и люди как крысы


Ким Стенли Робинсон. 2312: Роман. / Kim Stanley Robinson. 2312, 2012. Пер. с англ. Александра Грузберга. — М.: АСТ, 2015. — 480 с. — (Сны разума). 2000 экз. — ISBN 978-5-17-079626-7.


Ким Стенли Робинсон (не путать с однофамильцем Спайдером Робинсоном) — без малого классик англо-американской фантастики, антипод Уильяма Гибсона, неформальный лидер так называемых «гуманистов». Именно его единомышленники (вместе с киберпанками) ставили на уши западную фантастику в далеких 1980-х, но без хлестких манифестов, громких скандалов и публичных оскорблений оппонентов. В России К.С.Робинсона почти не знают: до недавнего времени у нас была переведена только его «Калифорнийская трилогия» плюс несколько повестей и рассказов. Выпуск нового романа — рискованный шаг с коммерческой точки зрения. Не потому, что «2312» — слишком объемистая, слишком сложная или слишком умная книга: романы Нила Стивенсона, к примеру, продавались у нас довольно бойко. Но в отличии от Стивенсона (или Симмонса) Робинсону в принципе не знакомы такие понятия, как «драйв» и «саспенс». «2312» действительно умная и мощная книга: путеводитель по освоенной человечеством Солнечной системе, история любви Свон с Меркурия и Варама с Титана, шпионский роман и справочник по политологии, астрофизике, кибернетике, биологии и медицине начала XXIV века под одной обложкой. Но тяжеловесность, неторопливость, неповоротливость повествования никогда не дадут роману стать бестселлером.

А жаль: Ким Стенли Робинсон обращается к одному из интереснейших жанров, незаслуженно забытому современными фантастами по обе стороны океана. Герои его романа живут в постдефицитном, посткапиталистическом обществе, работающем по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Коммунистическим это общество стараются не называть — но, похоже, только потому, что само слово было полностью скомпрометировано еще в XX веке. Персонажи книги конструируют сложные биосистемы и моют грязные тарелки, вкалывают на стройке и изучают строение мозга, читают Марка Твена и Марселя Пруста, слушают Бетховена, Вагнера, Дебюсси, терраформируют планеты и создают новые произведения искусства, используя как материал собственное тело и бесхозные астероиды... Они имеют доступ к почти неограниченным ресурсам, но в большинстве случаев не чураются черной работы — ведь в космосе от этой работы часто зависит общее выживание. «Поле попашет — попишет стихи» — сказал классик. Только так, и никак иначе.

В этом мире радикально решены гендерные проблемы, не дающие покоя нашим современникам. Изменение пола — по прихоти, а чаще по медицинским показаниям, — рутинная операция, которую несколько раз в жизни проходит подавляющее большинство обитателей Солнечной системы. Хотя половая самоидентификация по-прежнему закладывается на первом триместре развития плода, гендерным стереотипам больше не придают значения: мальчик, девочка — какая разница, лишь бы человек был хороший.

Но главное, конечно, продолжительность жизни. Биотехнологическая революция привела к тому, что обитатели планет и астероидов Солнечной системы живут по полтора-два столетия — а в перспективе способны протянуть много дольше. Особенно если произойдет новый прорыв на этом фронте, о близости которого говорит один из персонажей. Это, разумеется, в корне меняет их отношение к жизни как таковой — и до неузнаваемости меняет общество.

Словом, перед нами натуральная утопия — в духе утопий эпохи Ренессанса с их долгими подробными экскурсиями по «островам блаженных», многословными отступлениями и отсылками к античности. И, само собой, в этом прекрасном новом мире «даже последний земледелец имеет не менее трех рабов» — квантовых компьютеров, квакомов, искусственных интеллектов, координирующих работу всей инфраструктуры. Но даже в постдефицитной бесклассовой утопии не обходится без конфликтов, и один из связан именно с искусственным интеллектом, вдруг проявившим неожиданную независимость.

Второй ключевой конфликт имеет прямое отношение к Земле, материнской планете, с которой обитатели Приземелья по ряду причин никак не могут разорвать связь. Пока люди азартно терраформировали Марс и Венеру, строили города на Меркурии и Титане, обживали астероиды, создавали общество, основанное на взаимном уважении, Земля жила привычной жизнью — и если менялась, то в худшую сторону. Бесчисленные малые войны, экологические катастрофы разного масштаба, три миллиарда людей за чертой бедности, безработица, голод, болезни... «Земля — это люди как боги и люди как крысы. — Безжалостно подводит итог один из героев Робинсона. — В огромной вращающейся карусели Земля — это красная лошадка с привязанной к ней бомбой. И сойти с этой карусели невозможно». Но, может быть, процесс удастся повернуть вспять, используя ту же стратегию, те же технологии, что и при освоении Солнечной системы?..

К сожалению, жемчужное зерно интриги тонет в многостраничных описаниях природы и отвлеченных рассуждениях героев обо всем на свете — Марселя Пруста Робинсон упоминает явно не случайно. При всей масштабности и литературной отточенности, роман «2312» удостоен только писательской премии «Небьюла», хотя выдвигался и на «Хьюго», и на «Локус», и на Премию Британской ассоциации научной фантастики, премии имени Артура Кларка, Джона Кэмбелла, Джеймса Типтри-младшего... Понятно и почему выдвигался, и почему ничего не получил. И все же отдадим должное составителям серии «Сны Разума»: хорошо, что издали! Чай, не только «темной фэнтези» и young-adult fiction жива современная англо-американская фантастика.


Источник:

http://krupaspb.ru/piterbook/recenzii/index.html?nn...





1948
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 ноября 2015 г. 19:16 цитировать

цитата vvladimirsky

И все же отдадим должное составителям серии «Сны Разума»: хорошо, что издали!
Дадада,дай им б-г здоровья, за это! Качественная, «скучная» НФ, зверь в наших краях редкий.


Ссылка на сообщение12 ноября 2015 г. 20:25 цитировать
Cпасибо за отзыв. Где-то похожие впечатления


Ссылка на сообщение12 ноября 2015 г. 23:47 цитировать
Книга в планах, жду электронку. Признаться, на многое не рассчитывал, поэтому ваш отзыв определенно заинтриговал, спасибо. Надо сказать, серия и правда вышла замечательная, но её уже закрыли. И к сожалению, мало авторов успели охватить. И не все из тех, кого успели — стоило. Но за того же Дукая буду вечно благодарен :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2015 г. 11:53 цитировать
Ну, «2312» не из тех книг, что читаются запоем, тем не менее роман важный для понимания того, как устроена современная взрослая англо-американская фантастика.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2015 г. 13:41 цитировать
Важный, да, но в плане устройства куда большим показателем была бы трилогия о Марсе.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2015 г. 14:00 цитировать
Это да. Но для наших издателей (и изрядной части читателей) это уже устаревший материал.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2015 г. 14:50 цитировать
Крайне жаль. Но что-то надо сделать, чтобы трилогию тем не менее издали.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2015 г. 17:14 цитировать
Может быть «Книжный клуб Фантастика» заинтересуется, почему бы нет.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2015 г. 17:13 цитировать
Как читается это на самом деле очень индивидуально, с чем я неоднократно и даже с некоторым удивлением сталкивался. В конце-концов, книга то небольшая, даже если читается медленно.


Ссылка на сообщение13 ноября 2015 г. 21:21 цитировать
Спасибо за рецензию.
Думал, стОит ли приобретать данную книгу, все же купил. Хотя, к стыду своему, автора спутал с другим Робинсоном, тем, который Спайдер 8-] Читал Звездный танец, и подумал, что этот роман от того же автора. А проверить лень было.
В общем, почитаем.


Ссылка на сообщение13 ноября 2015 г. 21:51 цитировать
Ничего нового и интересного в этой утопии нет, по крайней мере из рецензии это не ясно. По-моему, Бэнкс писал примерно о том же.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2015 г. 22:23 цитировать
Бэнкс писал а) гораздо увлекательнее и б) не в масштабах Солнечной системы/ближайшего будущего человечества.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2015 г. 22:41 цитировать
А) Что и требовалось доказать. (На кой читать тогда Робинсона?) б) И насколько это принципипиально? Или раз пишут про будущее ближайших 200 лет — то это как бы менее фантастика?
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2015 г. 09:25 цитировать
а) читать вообще не обязательно, лениво — листайте артбуки, их есть у меня. б) да, это принципиально — поскольку «2312» один из самых совершенных с точки зрения литературного мастерства НФ-роман последних лет. Ну как Дюма и неоднократно упомянутый в рецензии Марсель Пруст.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2015 г. 21:45 цитировать
У меня хватает хороших книг для чтения. И Бэнкса я предпочту Робинсону.


Ссылка на сообщение18 ноября 2015 г. 19:24 цитировать
Слабоватая книга. Пожалел, что купил, в электронке прочитать было бы достаточно.
При том, что «Дикий берег» Робинсона в свое время очень порадовал




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх