Питер Уоттс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Питер Уоттс «Водоворот»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Питер Уоттс «Водоворот»

Статья написана 19 ноября 2015 г. 18:59

Аннотация:

Западное побережье Северной Америки лежит в руинах. Огромное цунами уничтожило миллионы человек, а те, кто уцелел, пострадали от землетрясения. В общем хаосе поначалу мало кто обращает внимание на странную эпидемию, поразившую растительность вдоль берега, и на неожиданно возникший среди беженцев культ Мадонны Разрушения, восставшей после катастрофы из морских глубин. А в диких цифровых джунглях, которые некогда называли Интернетом, что-то огромное и чуждое всему человеческому строит планы на нее, женщину с пустыми белыми глазами и имплантатами в теле. Женщину, которой движет только ярость; женщину, которая несет с собой конец света.

Ее зовут Лени Кларк. Она не умерла, несмотря на старания ее работодателей.

Теперь пришло время мстить, и по счетам заплатят все…




От взрыва атомных бомб океан содрогнулся и обрушился чудовищным цунами на атлантическое побережье Северной Америки. Однако молот ударил впустую, поскольку двум целям удалось выжить в толще воды, превратившейся в гигантскую наковальню. И потому миллионы жертв — это только начало. Бетагемот выбирается на сушу, поэтому теперь корпам придется пойти на новые жертвы, чтобы совершить невозможное и остановить, замедлить, оттянуть крах биосферы и гибель человечества. Водоворот событий, разросшийся от океанских пучин до целого континента, вовлекает в себя миллионы судеб и безжалостно ломает их.

Увеличение интереса к теме постапокалипсиса в последние годы, можно объяснить двумя путями. Во-первых, как скрытое желание самого человечества или коллективного бессознательного покончить с собой. Во-вторых, как крайнее проявление эгоизма — пусть умрет весь мир, а я спляшу на руинах. Если перемножить эти мотивы, то получится новая роль Лени Кларк, ставшей в "Водовороте" воплощенной Мадонной Разрушения, Русалкой Апокалипсиса, огненной ведьмой и еще сотнями жестоких божеств. Оставляя за собой смертоносный след Бетагемота, она ведет Крестовый поход против врагов — призраков прошлого, энергетической корпорации и всего земного шара.

Расширяя поле действия по сравнению с "Морскими звездами", Питер Уоттс играючи вводит новых персонажей, как эпизодических, нужных лишь, чтобы показать события с иного ракурса и ярче описать очередной психотип, так и ключевых, за которыми читателю предстоит следить на протяжении всего романа. Ахилл Дежарден, "правонарушитель", судья и палач в одном лице, когда дело доходит до разрешения экстремальных ситуаций и выбора сценария с наименьшими человеческими жертвами. Убей десятерых, чтобы спасти тысячу. Нормальный рассудок не способен постоянно выносить такую нагрузку и оставаться абсолютно беспристрастным, поэтому в крови Ахилла полным-полно специальных препаратов и химии. В том числе и Трип Вины, заставляющее принимать верное решение, и Отпущение Грехов, позволяющее жить дальше. Так было — но вскоре все изменится.

Жива и Лени, еще недавно бывшая прирожденной жертвой, а теперь обращающая всю накопленную ненависть и гнев на окружающих. Но даже у воплощенного символа Апокалипсиса есть предел сил, особенно, когда окажется, что нельзя доверять даже собственной памяти. А прирожденный убийца с правилами, Кен Лабин, вскоре вновь отправится в погоню. В начале — за ответами, а потом — за угрозой миру. Су-Хон Перро, оператор "оводов" — патрулирующих побережье ботов. И другие — корпы и сотрудники УЛН, молодая шпана и боязливые обыватели. Десятки глаз следят за Лени, гадая о ее мотивах, целях и союзниках. Союзниках, которые внезапно возникают в Сети — Водовороте, как ее теперь называют.

Но все вышеперечисленное в значительной степени является лишь оболочкой, формой, позволяющей автору поместить в книгу научные теории, футурологические модели и прогнозы. Законы термодинамики и теория информации — вот базис, фундамент, минимально достаточный набор инструментов, по мнению Уоттса, чтобы отпрепарировать любую проблему, смоделировать необходимый процесс. Вооружившись этими методами, можно покорять вершины экосистемного моделирования или опускаться в бездны социальных стратегий, сражаться с заполонившими компьютерные сети вирусными программами или анализировать решения энергетической корпорации. Уоттс откровенно развлекается, используя пестрые метафоры с разнообразными ассоциативными цепочками — от библейских цитат, до научных аналогий. Следить за его логикой и улавливать намеки между строк — превосходная гимнастика для ума!

Итог: отличная НФ с мрачным апокалиптическим сценарием и динамичным сюжетом.

Моя оценка: 9/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Питера Уоттса «Морские звезды».

  2. Рецензия на роман Питера Уоттса «Эхопраксия».

  3. Рецензия на роман Цезария Збежховского «Всесожжение».





1480
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 ноября 2015 г. 19:06
Уоттс действительно отличный фантаст. Вот только переводчики его подвели, в том же «Водовороте». То ли огуглились, то ли перестарались.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2015 г. 19:10
Учитывая, что Уоттс справился даже с такой муторной задачей, как написать увлекательную игровую новеллизацию-боевик — «Crysis. Легион», то уж на поле НФ ему грех спотыкаться. Сперва хотел сказать, что в НФ ряду ему нет равных, потом засомневался — но все же да. Так, как это делает Уоттс, могут работать очень немногие. И у каждого сильного нф-шника свой фирменный стиль. Поэтому равных в этой нише — мрачного твердого НФ ближнего прицела — у Уоттса нет:)
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2015 г. 21:47
Согласен. Хотя, может быть, мы (я имею в виду себя) не очень-то представляем себе современную чистую НФ. Среди наших авторов таких я просто не встречал уже много лет. Из зарубежных: Джеймс Кори — неплохи, атмосфера, фон, характеры, технические атрибуты, но это все-таки космоопера. А, может, у меня это все же ностальгия по «золотому веку».
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2015 г. 07:09

цитата mogzonec

Из зарубежных: Джеймс Кори — неплохи, атмосфера, фон, характеры, технические атрибуты, но это все-таки космоопера

Кори — да, больше приключенческого плана и таки космоопера, хотя подобное есть и у нас.
Но вот ниже ilya_cf уже любезно привел аналогичные — хотя бы частично — НФ. Брин, Уилсон, Иган, Гибсон, Макдональд — а тогда уже и Райаниеми со Стивенсоном.

цитата mogzonec

Хотя, может быть, мы (я имею в виду себя) не очень-то представляем себе современную чистую НФ.

Ну, переводы все-таки позволяют нам достаточно неплохо представлять ситуацию, пусть и с задержкой.

цитата mogzonec

 А, может, у меня это все же ностальгия по «золотому веку».

Азимов, Кларк?)
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2015 г. 22:58

цитата Green_Bear

Поэтому равных в этой нише — мрачного твердого НФ ближнего прицела — у Уоттса нет

Иган, как я понимаю, не в счёт?
Сюда ведь вписываются и Брин «Бытие», Уилсон «Спин», Макдональд «Дом дервиша»

Отрадно, что некий Гибсон, случайно заглянув в нишу «мрачного твердого НФ ближнего прицела», своими «Периферийными устройствами», не напрягаясь, показывает как надо ту самую нишу качественно наполнять. На зависть всем бетагемотам.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2015 г. 06:59

цитата ilya_cf

Иган, как я понимаю, не в счёт?

Читал его «Отчаяние». Увы, слабее «Рифтеров». Во-1, Иган не столь тщательно прорабатывает НФ-подложку — хотя, возможно, его лучшие романы еще не переведены. Во-2, к финалу он срывается в манифестацию своих идей и мировоззрения. Во-3, фантдоп вида «напишем уравнение вселенной и станем почти богами», м-м-м, почему я считаю это ближе к фэнтези, чем к НФ?) Даже сингулярные технологии Райаниеми правдоподобнее.

цитата ilya_cf

и Брин «Бытие»

Хорошо и даже было бы отлично, если бы не смазанные последние части — манифесты, если бы не рваный сюжет и не странные страхи перед властью богачей и аристо. Но да, тут вы меня уели.

цитата ilya_cf

Уилсон «Спин»

А с какой стати хорошая гуманитарная НФ стала вдруг на равных соперничать с твердой НФ? Уилсон порой и вовсе балансирует на грани с психологической прозой.

цитата ilya_cf

Макдональд «Дом дервиша»

Очень ближний прицел, они с Уоттсом действуют в разных временных интервалах, ЕМНИП.

цитата ilya_cf

Отрадно, что некий Гибсон, случайно заглянув в нишу «мрачного твердого НФ ближнего прицела», своими «Периферийными устройствами», не напрягаясь, показывает как надо ту самую нишу качественно наполнять. На зависть всем бетагемотам.

Гм, у меня остались — да, вкусовщина — очень поверхностные и неровные впечатления от «Перифералий». Местами — хорошо, а местами — словно набросок, конструктор «сочини и сделай сам».
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2015 г. 19:07
Согласен, если строго подходить формально, то Уильям Гибсон не НФ. Хоть и киберпанк.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 13:48

цитата С.Соболев

Согласен, если строго подходить формально, то Уильям Гибсон не НФ. Хоть и киберпанк.

С киберпанком вообще довольно сложно, его теперь трактуют, как хотят — «олдовый», настоящий, «пост-киберпанк», «неокиберпанк» и т.д.

Но интересно было бы услышать, а почему вы считаете конкретно «Периферийные устройства» — не НФ? Ранний Гибсон — да, там перелицовка фэнтезийных-рыцарских и вестерн-ковбойских мотивов. Но поздний?..
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 13:56
Можно просто отвлечься от «киберпанка» и продолжить мыслить в классической терминологии, твёрдая нф, мягкая нф, нф, лёгонькая нф, и т.д. Что до Периферийных устройств то сказать не могу потому что не ознакомлен покамест.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 14:00

цитата С.Соболев

твёрдая нф, мягкая нф, нф, лёгонькая нф

Ну если так, то ранние кибер-рассказы Гибсона — скорее легонькое ретро-нф, по крайней мере, таковым его еще можно было считать раньше. Сейчас, спустя десятилетия, они уже технически устарели. Что касается морального устаревания/актуальности — то это дискуссионный вопрос:)

цитата С.Соболев

Что до Периферийных устройств то сказать не могу потому что не ознакомлен покамест.

Что же, тогда у вас все впереди:) Лично у меня сложились такие впечатления от этого романа — http://green-bear-den....
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 14:10
Правильно там в каментах говорят, рассказы лучше.
Романы Гибсона можно не читать. Это эмоциональные переживания в мире необычных холодных технологий, не более того.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2015 г. 14:16
Спасибо, буду иметь в виду, чего ждать от крупной формы Гибсона.

цитата С.Соболев

эмоциональные переживания в мире необычных холодных технологий

красивая формулировка, однако.


Ссылка на сообщение20 ноября 2015 г. 00:01
Про Ахилла то совсем не верно сказано. он не верно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2015 г. 07:00
Я не хочу спойлерить и забегать в «Бетагемот», рассказывая, каким демоном станет наш тихоня и правдолюб:)


Ссылка на сообщение20 ноября 2015 г. 23:36
Green_Bear хорошая рецензия! Приятно было почитать единомышленника. Спасибо!
Думаю, в список надое еще добавить Бачигалупи. Тоже футуро-пессимистично настроенный парень)) Правда он больше по биологии-экологии угарает, и более дилетнтско, но мозгам особо тоже расслабляться не дает, за что и люблю.;-)
А Уоттс — кмк он умело балансирует между хардом НФ и открытости к людям. Во всяком случае, умеет влюбить в себя читателя. я, прочитав когда-то Ложную слепоту, понял — хочу заиметь и прочитать все тексты этого автора. И ни разу он меня не разочаровал. Даже после прочтения Кризиса.Легиона — впервые в жизни заъотелось поиграть в комп. игру, так зацепило;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2015 г. 15:52
Всегда пожалуйста!)

цитата vfvfhm

Думаю, в список надое еще добавить Бачигалупи. Тоже футуро-пессимистично настроенный парень)) Правда он больше по биологии-экологии угарает, и более дилетнтско, но мозгам особо тоже расслабляться не дает, за что и люблю.

Ога, Бачигалупи с «Заводной» тоже приходил мне на ум, вся разница с Уоттсом в том, что Паоло не счел нужным приводить конкретные научные модели — генных модификаций, экономического расслоения, энергетических установок — а положился на общие слова описания. Но нечто родственное в атмосфере и духе у них безусловно есть.

цитата vfvfhm

Даже после прочтения Кризиса.Легиона — впервые в жизни заъотелось поиграть в комп. игру, так зацепило

Игра хуже))) Жаль, что нельзя сделать было ее научной)
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2015 г. 16:07

цитата Green_Bear

вся разница с Уоттсом в том, что Паоло не счел нужным приводить конкретные научные модели

Ну, и еще мне нравится строгий подход Уоттса как ученого к фактам.
Когда он описывает боевых дельфинов, то не стенает: ах-ах американская военщина зверушек мучает! Он объясняет почему лучше всего подошел определенный вид дельфинов для военной киборгизации: ведь они не только умные, но и коварные;-)
Это и есть настоящая хард НФ — жестко, зато правдиво:-)))
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2015 г. 08:12

цитата vfvfhm

Когда он описывает боевых дельфинов, то не стенает: ах-ах американская военщина зверушек мучает! Он объясняет почему лучше всего подошел определенный вид дельфинов для военной киборгизации: ведь они не только умные, но и коварные
Это и есть настоящая хард НФ — жестко, зато правдиво

Угу, такой реализм я тоже люблю, хотя справедливости ради, его сейчас хватает, как в фэнтези, так и НФ. Идейная составляющая — хорошо, конечно, но все должно быть в меру.


⇑ Наверх