Омерзительная восьмерка


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > «Омерзительная восьмерка»: чтоб наказанье преступленью стало равным
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Омерзительная восьмерка»: чтоб наказанье преступленью стало равным

Статья написана 20 января 2016 г. 10:04

(Для родной газеты.)

Квентин Тарантино уходит в отрыв: судя по отзывам на «Восьмерку», дилижанс режиссера выехал из округа Понимающих Критиков и вот-вот пересечет вброд реку Зрительской Любви.

Понимающие Критики – существа загадочные: на них не угодишь. Если ты снял массовое кино а-ля последние «Звездные войны», намеренно следуя голливудским схемам и изо всех сил теребя вкусовые сосочки невзыскательного зрителя, значит, ты продался Рынку. Предположим. Но если ты снял кино авторское, фирменное, с отсылками к любимым лентам... «Да ты идешь на поводу у внутреннего гика! – гневно возопит хор Критиков. – Гадкий Тарантино! Если уж мы, Понимающие Критики, ничего не поняли...»

И довольно о них. Тарантино давно заслужил право быть понятым: если вы не вникли в его фильм, это основание для вывода скорее о себе, чем о режиссере. И, конечно, Тарантино давно доказал, что не сводится к популярной в Интернете формуле (простите, блюстители духовности!) «кровь, кишки, распидорасило», несмотря на присутствие всего этого в его кино. Тарантино непрост, совсем непрост! Вот «Омерзительная восьмерка»: для начала пересчитайте персонажей – тогда и поговорим.

Никто не выйдет отсюда живым

Однако начать надо с того, что восьмой фильм Тарантино (аж с двумя восьмерками в оригинальном названии: «THE H8FUL EIGHT») прекрасен чисто кинематографически. Начинается он с панорам заснеженных гор и северных, штат Вайоминг, пейзажей, и все это под музыку Эннио Морриконе. Так могли начинаться фильмы в Италии или Японии полвека назад. Но не к черту ли условности вроде эпох и культур? Определенно к черту!

Первый и главный символ фильма – деревянный Христос на кресте, еле узнаваемый сквозь метель. Бог мог умереть, Его можно спрятать в ледяном аду, о Нем можно забыть – но все-таки Он есть. И проявит себя, дополнив всякое преступление наказанием.

...Итак, Вайоминг, 1870-е. Буран и множество иных обстоятельств собирает на горном перевале, в лавке «Галантерейные товары Минни», она же постоялый двор, разношерстную компанию. По преимуществу мужскую, с одним исключением: Дэйзи Домерг (Дженнифер Джейсон Ли) – женщина со следами побоев на лице, беглая преступница, убийца и так далее. Ее изловил и везет в город Ред-Рок охотник за головами Джон Рут (Курт Рассел) – суровый мужик в меховой шапке, прозванный Вешателем, ибо предпочитает брать бандитов живыми и лично доставлять их к месту казни.

По пути дилижанс Рута, ведомый кучером О.Б. (Джеймс Паркс), принимает на борт майора Маркиза Уоррена (Сэмюэл Л. Джексон), чернокожего коллегу Вешателя. Уоррен менее щепетилен и везет замерзшие бандитские трупы. Чуть погодя к ним присоединяется Крис Мэнникс (Уолтон Гоггинс), едущий в тот же Ред-Рок, чтобы вступить, по его словам, в должность шерифа.

В «Товарах Минни» их встречают не менее колоритные джентльмены: Освальдо Мобрей (Тим Рот), англичанин и, по его словам, палач; Джо Гейдж (Майкл Мэдсен), по его словам, ковбой, едущий к матушке; Сэнфорд Смитерз (Брюс Дерн), по его словам, генерал армии конфедератов; и мексиканец Марко (Демиан Бишир), по его словам, подменяющий Минни – та с мужем поехала проведать родных.

Ясно как день, что не все эти люди – те, за кого они себя выдают: кажется, банда мисс Домерг решила отбить ее по пути в Ред-Рок. Это и есть интрига: две трети ленты – сплошь диалоги (а также стрельба, кровь, кишки и далее по тексту) на постоялом дворе. Перед нами своего рода герметический детектив: запертым в замкнутом пространстве героям надо выяснить, кто из них кто, – и желательно прежде, чем бандиты реализуют свои гнусные планы. Иначе мало кто выйдет отсюда живым.

Собственно, это всё, чем фильм хочет казаться. Эдакий кроссовер «Великолепной семерки» и «Десяти негритят». Безделушка, порожденная внутренним гиком Тарантино, не более.

Но – пересчитайте героев. Их точно восемь? Вы уверены?

Черно-белый ад беззакония

Их, разумеется, девять. Если верить постеру фильма, кучера можно не считать, но постеру в частности и этому режиссеру вообще на слово верить не следует. И дело не в О.Б., просто... извините, обойдемся без спойлеров. Поверьте на слово: пересчет действующих лиц – важен. Восьмерка в «Восьмерке» есть, но ее нужно вычислить. Если зритель хочет понять кино, ему придется влезть в шкуру сыщика – и стать героем действа по сценарию хитроумного Тарантино.

Важнее другое: «Омерзительная восьмерка» – нечто большее, чем немудреный детектив. Кровь-кишки и поиски волков в овечьих шкурах – прикрытие. В действительности все не так, как на самом деле.

В действительности Тарантино снимает в последние годы мощное идеологическо-историческое кино. «Безславные ублютки» (именно так) – фильм о нацизме, о непротивлении нацизму и сопротивлении нацизму. «Джанго освобожденный» – фильм о рабстве, о том, почему рабство в США было возможно, и опять же о сопротивлении. Странно было бы после таких работ снять ниочёмный детективчик. Но нет: «Омерзительная восьмерка» – фильм о Гражданской войне, о расизме и его преодолении, о братоубийственной бойне и ее последствиях, ну и о том, что единственной пристойной идеей, которая может объединить самых разных людей, является идея справедливости.

Не зря нам так долго показывают черную и белую лошадей, скачущих рядом сквозь буран; не зря майор Уоррен чернокож и воевал, естественно, за северян, противников рабовладения. Он даже возит с собой письмо от Линкольна (уже убитого). И, наоборот, Крис Мэнникс – сын Мародера Мэнникса, одного из командиров армии южан. Как и старый генерал Смитерз, едущий в Ред-Рок, чтобы найти могилу сына, который, оказывается, поехал туда, чтобы убить Уоррена. Уоррен в итоге сделал с этим сыном кое-что страшное. Или не сделал – возможно, эта жуткая история выдумана им так же, как история с письмом Линкольна, – но ненависть, ненависть не подделаешь!

Отношения героев, их мотивы, их разговоры, их лексика («ниггеры», «белые») – все вертится вокруг войны, которая кончилась несколько лет назад, но в сердцах продолжает бушевать. Освальдо Мобрей в какой-то момент предлагает разделить постоялый двор на две половины: Север и Юг – и разойтись по своим углам. И, наверное, все тут по-своему виновны, все преступники, все омерзительны – как и бывает на гражданской войне, – но постепенно становится видна разница: одни переступают через Закон, другие – нет.

Даже если итог почти одинаков, разница эта существенна. По Квентину Тарантино единственная имеющая смысл граница пролегает не между белыми и черными (или Севером и Югом), а между беззаконием и законностью. И Бог Тарантино, само собой, раздаст всем по заслугам – но поборники законности проживут все-таки несколько дольше.





2109
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 10:19
А что вкусовые сосочки тожно можно теребить?
Ты что-то перепутал. ))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 10:22
Риторический приём такой, не помню, как на латыни, но Коля наверняка знает.
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 10:57
В тексте, Сережа, можно. Главное, чтоб читалось нескучно :)
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 11:01
Точно можно? А то сайт ведь и дети читают! ))
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 11:12
Не сумлевайся :-)))


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 10:24

цитата angels_chinese

Освальдо Мобрей (Тим Рот), англичанин и, по его словам, палач; Джо Гейдж (Майкл Мэдсен)
Палачом вроде Тим Рот был???o_O
Полностью согласен с рецензией.
Финал получился классным.. Так сказать, межрасовая толерантность в действии:-))):-D
Для меня главной «темной лошадкой» был Уолтон Гоггинс. Любопытно было, вытянет он или нет? Ведь актерский состав попался именитый, и тут он, не самый знаменитый актер. А получилось-то как здорово у него
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 10:56
Ага, Тим Рот. Он так играет, что фиг узнаешь, конечно. Актер потому что :)
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 11:02
А мне понравилось. Роль его маленькая, но запоминающаяся
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 11:13
Так я и говорю.
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 11:16
:beer:


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 11:07
Фильм классный.
Рецензия замечательная.
Спасибо!


P.S.
Фильм смотрел дважды, впечатлён сильнее, чем прежними семью фильмами Тарантино.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 11:12
Как по мне, «Ублютков» переплюнуть очень сложно, но я пристрастен, конечно.
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 11:20
Все мы пристрастны))
Моя страсть — история. И в «Омерзительной восьмёрке» с ней обошлись аккуратнее 8:-0
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 11:28
Моя тоже, и «Ублютки» — это классная альтернативка :)
 


Ссылка на сообщение20 января 2016 г. 11:33
Как альтернативка, спору нет, достойная фильма!:beer:


Ссылка на сообщение21 января 2016 г. 10:28
Так поздно ты посмотрел.
Здорово, что понравилось.
Крест виден ясно, а не чуть, все-таки крупный план.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2016 г. 10:39
Крест в снегу. И — нет, не поздно. Как у нас пошло, так и посмотрел.
 


Ссылка на сообщение21 января 2016 г. 11:24
Ага, в снегу.
Главное — понравилось.
И ведь длительность совершенно не ощущается ))


Ссылка на сообщение21 января 2016 г. 12:09
Ну не знаю, я, конечно, не эстет по Гашеку, но последние фильмы Тарантино легко укладываются в формулу «Кровь, кишки, разэтосамое». Особенно «Джанго», которого я просто выключил на середине, когда надоели постоянные бессмысленные перестрелки и взрывы крови. Скучно, господа.

свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2016 г. 14:10
heleknar
Вы данный фильм смотрели?
 


Ссылка на сообщение21 января 2016 г. 14:16
Как раз в последних фильмах они небессмысленные. «Килл-Билла» еще можно постаивть под сомнение — два фильмища про месть, — но не последнюю трилогию.


Ссылка на сообщение25 января 2016 г. 13:41
КИЛЛ БИЛЛ последний нормальный фильм Таранта, после этого было извращение истории, Джанго с неприятным ГГ, ну О8 ниче так получилась, лучше двух предыдущих. Но не сравнить с КЧ, БП и с Биллом тем же.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2016 г. 18:03
А почему вы один фильм написали как «Килл Билл», а остальные — нет и их русские переводы. 8:-0
 


Ссылка на сообщение25 января 2016 г. 18:16
«Извращение истории»?))) сказал человек на форуме сайта фантастики, где почти треть новых произведений — еще какая надуманная альтернативная история. То, что в них пишут МТА, Тарантино даже в бреду не могло привидеться))


Ссылка на сообщение25 января 2016 г. 18:47

цитата topless-lurje

еще какая надуманная альтернативная история. То, что в них пишут МТА, Тарантино даже в бреду не могло привидеться))

А я их практически не читаю даже)) Тем более,МТА)) Это про каких нибудь попаданцев?)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 января 2016 г. 19:10
Да не только. Попаданцы — отдельная тема, есть еще просто альтернативщина, самая обычная, про людей «того» времени, но она тоже не отличается качеством. Поэтому и был удивлен, что вы так резко выступили против «ублюдков» Тарантино. У него, по крайней мере, все в рамках тех лет и личности вполне узнаваемы (Гитлер, конечно, каррикатурен, но тот же Геббельс очень даже). Это не Петр первый, который в начале своего царствования вдруг решил вклиниться в третью англо-голландскую войну и надрал задницы всем участвующим в конфликте сторонам!!!
 


Ссылка на сообщение25 января 2016 г. 19:32
Тарантино в принципе про то, что если бы было организованное еврейское сопротивление — неважно, из Америки или собственно европейское, — война кончилась бы на год раньше.
 


Ссылка на сообщение25 января 2016 г. 20:31
И что? Его право так показывать выдуманные события (не в смысле WWII, а в смысле создания этого самого еврейского сопротивления). Точно так же, как МТА в праве писать про попаданцев в Сталина, благодаря которым война была выиграна вообще за год с потерей в сотню голов со стороны Союза! Но это почему-то не называется извращением истории
Я просто серьезно не понимаю из-за чего такой кипишь. Если бы Тарантино был первопроходцем жанра альт.истории — это одно, но ведь уже есть куча книг, фильмов, игр, постановок. С таким же успехом и «железное небо» можно уличить в извращении истории.
 


Ссылка на сообщение25 января 2016 г. 21:31
Это вы меня спутали с предыдущим оратором. Я-то «Ублютков» обожаю в том числе за альтернативную историю.
 


Ссылка на сообщение26 января 2016 г. 01:29
Возможно не так понял, извините


Ссылка на сообщение26 января 2016 г. 10:27
Спасибо за отзыв-рецензию-впечатление! Были легкие сомнения, но теперь они отпали: иду опять на Тарантино-вестерн!


Ссылка на сообщение2 февраля 2016 г. 17:21
Фильм превосходный, рецензия хороша.


⇑ Наверх