Майкл Крайтон


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «m4x» > Майкл Крайтон — Сфера
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Майкл Крайтон — Сфера

Статья написана 22 марта 2016 г. 13:02

Майкл Крайтон — Сфера

Роман, 1987 год. Перевод на русский: О. Кутумина.

http://fantlab.ru/­­images/­­editio... " align=left style='margin-right:10px; max-width:600px'>

Сперва, как это весьма часто и бывает, я сподобился посмотреть экранизацию романа  «Сфера» / Sphere (1998, США, реж: Барри Левинсон), и поэтому уже знал, о чём эта книга и чего от неё ждать. С другой стороны, Крайтон редко разочаровывает, его произведения всегда динамичны, со стремительно развивающимся сюжетом, при этом автор не упускает из внимания всяческие мелочи, придающие объем и правдоподобность повествованию, а часто описывает технические детали так тщательно и подробно, что его объяснения понятны даже самому неподготовленному читателю.

Сюжет фильма не сильно отличается от изложенного в романе: на дне океана найден космический корабль, упавший туда лет 300 тому назад. Рядом с находкой сооружается подводная станция, и на нее прибывает команда ученых-специалистов: доктор Норман Гудмэн, доктор Элизабет Гальперин, доктор Гарри Эдамс, доктор Тэд Филдинг и другие коллеги. Возглавляет отряд капитан Хэролд Барнс.

Вскоре ученые обнаруживают по соседству со станцией гигантский блестящий шар. Им удается проникнуть внутрь сферы, хотя никаких дверей или каких-либо иных проемов не наблюдалось. После этого начались кошмары, потому что сфера, как выяснилось, обладала таинственным и непостижимым влиянием на тех, кто побывал внутри нее…

Трейлер.

Фильм великолепен по накалу страстей, несмотря на довольно стандартные и давно набившие оскомину киноштампы (внезапная изоляция героев в самый ответственный момент, длинные наукообразные диалоги, нелогичное поведение и пр.). Концовка, увы, немного подкачала, но в общем и целом актеры со своей задачей справились, — ну, разве что, Дастин Хоффман не на своем месте, на мой взгляд. Зато Джексон на высоте. После просмотра я решил обратиться к первоисточнику, тем более что Майкл Крайтон себя положительно  зарекомендовал давно и прочно.

Разумеется, я прекрасно отдаю себе отчет, что книга и фильм совершенно разные вещи и соответственно преследуют разные цели, аудитория у них тоже различна, равно как и способы, с помощью которых эти цели достигаются. Понятно, что не всякую фантазию автора можно отснять, и не все тщательно выписанные детали романа удаётся экранизировать, этого не позволит ни бюджет фильма, ни хронометраж. С другой стороны восприятие киноленты более насыщенное, у режиссёра имеется множество отработанных методов, начиная от подбора актёров до разработки визуальных планов, усиливающих воздействие на зрителя. Поэтому я далёк от мысли, что фильм лучше или хуже книги, такое сравнение некорректно и подобно сравнению телефона с телеграфом.

Роман по прочтении оставил после себя хорошее впечатление, Крайтон не подвёл и на этот раз. Характеры героев выписаны достаточно тщательно, но без излишних деталей и усиленного самокопания, как, например у Уоттса в Морских звёздах. Я считаю это достоинством. Техническим деталям Крайтон также уделил внимание, есть несколько моментов, которые особенно хороши. Например, описание аптечки со списком медпоказаний, найденной Норманом, который только после этого начинает догадываться, что пребывание на подводной станции для него может быть очень небезопасно. И таких деталей много, взять, например, изменение обстановки корабля и даже планировки станции, это характерная деталь кошмарного сна, но происходящая в реальности.

http://data.fantlab.ru/­­blogfiles/­&sh... " align=left style='margin-right:10px; max-width:600px'>

Читая этот роман, я сразу подумал о «Пикнике на обочине» Стругацких, и не только потому, что там тоже речь шла о сфере, исполняющей желания. И даже совсем не потому, что в обоих произведениях люди сталкиваются с неизвестными могущественными силами, цели и устремления которых понять невозможно. Обе книги о людях, об их переживаниях, о том, как они поведут себя в стесненной и стрессовой обстановке. Об их выборе, не всегда очевидном и всегда непростом, и жертвах, на которые придется пойти не только для этого выбора, но и после того, как он уже сделан.

Еще одно произведение, пришедшее мне на ум, это  Запретная планета, там, как вы помните, тоже имела место быть таинственная инопланетная машина, высвобождающая чудовищные силы.





144
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх