15 апреля день рождения


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Lartis» > 15 апреля - день рождения Бориса Стругацкого
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

15 апреля — день рождения Бориса Стругацкого

Статья написана 14 апреля 2016 г. 20:35
Размещена:
Шесть лет назад главный редактор журнала «ЛитГид» Ольга Генина обратилась ко мне с просьбой дать несколько снимков Бориса Стругацкого для того, чтобы подверстать их к беседе с писателем. Фото я послал, интервью БНС долго не появлялось, у журнала случились какие-то проблемы, но в 2011-м было опубликовано (Литгид (М.). – 2011. – № 1. – С. 64.).

Мне был прислан экземпляр, но что-то я его никак не могу найти. А файл с текстом сохранился. Мне кажется, что эта беседа с Борисом Натановичем в сети не выкладывалась. Надеюсь, Ольга Генина не будет на меня в обиде, если я эту беседу выложу в день рождения знаменитого фантаста.


http://ic.pics.livejournal.com/­­larti...»>http://ic.pics.livejournal.com/­­larti...» alt="» title="">






В бизнесе это называется «Законом Парето» — 20% усилий приносят 80% результата. В литературе количество качественных  произведений можно вывести по  «Закону Старджона», который звучит следующим образом: «Девяносто процентов всего на свете – дерьмо». Оставшиеся 10% достойной внимания литературы — это много или мало? «10%  — это, слава богу, вполне достаточно! Это десятки и сотни имен и названий ежегодно. Не успеть прочитать «за всю свою счастливую жизнь». И сколько бы ты ни протянул, ты снова и снова будешь открывать для себя внезапные имена. Как это прекрасно!», — считает  Борис Стругацкий. Вот именно об этих 10 процентах и пойдет речь.

- Борис Натанович, произвести впечатление на писателя вдвойне сложнее, нежели на человека, не занимающегося литературой профессионально.  Были ли книги, которые все-таки смогли  произвести на Вас сильнейшее впечатление, заставили плакать или хохотать?

— Книги, потрясшие меня эмоционально, не редкость. Например, «Пригоршня праха» Ивлина Во. Или, скажем, «Архипелаг ГУЛАГ».  А в самой  ранней молодости — «Красный смех» Леонида Андреева. Хихикать приходилось над публицистикой Ильфа-Петрова, над Лемовским «Вторжением с Альдебарана», над Джеромом К. Джеромом, над Гашеком… А вот не плакал я ни разу. Хотя, помнится, слезы подступали, когда я читал последние странички повести «ПривычнОе дело» Василия Белова.

- Были ли книги, которые перевернули Ваше представление о жизни?

— Нет, такой книги в моей жизни не было. Более того, очень немного было у меня книг, которые дарили мне действительно новые идеи и сколько-нибудь заметно меняли мои представления. Помню «Лисы в винограднике» Фейхтвангера, например.  Меня тогда поразила фейхтвангеровская идея о том, что никто из участников любого массового движения, имеющего целью изменить ход истории, никогда не достигает цели, которую он преследовал. Это была замечательная иллюстрация к «теореме Толстого»: история движется по равнодействующей миллионов воль, — и каждая индивидуальная воля, как правило, не совпадает с этой равнодействующей.

— Говорят, что современное поколение мало читает. Возможно. Но почему же тогда  старшее поколение, воспитанное на книгах, сейчас читает все меньше? Девушка, когда-то не расстававшаяся с томиком Тургенева, сейчас  превратилась в даму, разгадывающую  кроссворды в метро или с упоением читающую  «мыльные» детективы  и женские романы. Как Вы думаете, почему?

—  «Душа обязана трудиться», а чтение это  не только  развлечение, но и труд. Труд творческий — он облагораживает душу, он совершенно бескорыстен, он доставляет наслаждение, но это, все-таки, труд. Он требует усилия, он напрягает, он заставляет преодолевать (косность, непонимание, лень), и это не всякому нравится. Мы же любим, когда «весело и ни о чем не надо думать». Поэтому мы предпочитаем чтению движущиеся и звучащие картинки, — ТВ с «попсой», компьютерные игры, кинокомедии. А уж если читать, то что-нибудь «легкое»: простенький детектив или невзыскательное фэнтези. Мое поколение читало много. Читать было престижно, это было модно и круто, — мы соревновались и хвастались: кто прочитал новую книжку, кто открыл нового автора, кто раскопал что-то неслыханное в букинистическом… Но, боюсь, мы были такими, не потому, что мы были умнее или вообще лучше нынешних. Боюсь, это происходило только потому, что мир тогдашних наших развлечений был невообразимо убог: новые фильмы появлялись пару раз в год; никаких компьютерных игр не было и в помине; магнитофоны – только казенные; телевидение – две программы; диски – «на костях». А сенсорный голод был не меньше, чем сейчас. Вот и читали, уходили в воображаемые миры, созданные для нас великими  и не очень.

-  Ваша душа сейчас над чем трудится?

— Я сейчас никудышный читатель. Я составляю ежемесячный альманах «Полдень, XXI век»; я член нескольких литературных жюри; принимаю участие в работе семинара писателей-фантастов… Это означает, что я обязан прочитывать множество рукописей и все мало-мальски заметные новинки года. У меня практически не остается времени читать удовольствия ради, — только по обязанности. Сейчас я готовлю шорт-лист для так называемой АБС-премии, и на столе у меня три десятка томиков фантастики прошлого года, — я должен все это прочитать до начала мая, чтобы определить достойных. И ведь это не все, — в полный список входит еще, наверное, столько же.

— Есть ли книги, которые Вы настоятельно не рекомендуете читать? После прочтения которых Вам захотелось помыть руки?

— Таких книг великое множество. Естественно, я их не запомнил. На счет «помыть руки» не знаю, не помню… Разве что Кочетов со Шевцовым? Но это было так давно…

—  Известно, что после «Тли» карьера журналиста Шевцова закончилась в одну секунду. В 44 года он остался военным пенсионером с 84 рублями пенсии и без каких бы то ни было перспектив в жизни. Сейчас о нем мало кто вспоминает. Но есть и талантливые авторы некогда популярные, но забытые сейчас, можете вспомнить таких?

— Лев Кассиль со своим «Кондуитом и Швамбранией». Чудесная была книжка. В первом издании, пока ее еще не изуродовала редактура. Кэрвуда бы я, пожалуй, попытался переиздать. Луи Жаколио «Грабители морей»… Ярчайшие воспоминания молодых лет. Впрочем, я их лет уж 50 как не перечитывал, а ведь книги стареют. Не так быстро, как кино, но все-таки. Рукописи не горят, да, но книги – стареют и умирают (или, может быть, только впадают в анабиоз?)

- Может быть, если Вы их не перечитывали полвека, то книги не такие уж и любимые?  Ведь Вы всегда говорили, что книги  обязательно нужно перечитывать. Наверняка ведь есть произведения, которые Вы перечитывали более 10 раз?

— Сказано: «если книгу не стоит перечитывать, то ее и читать не стоило». С удовольствием добавлю: квалифицированный читатель это человек, который не только много читает, но много и перечитывает. Перечитывание книги это специфический процесс, совсем не похожий на первочтение. В этом есть что-то от возвращения в доброе прошлое, или наслаждения внезапным открытием того, что еще вчера было от тебя скрыто, или от того чувства, которое мы испытываем, убеждаясь вновь, что твой друг прекрасен и благороден, и радостно повторяя: «хорошее всегда хорошо». Первочтение это всего лишь знакомство, перечитывание это уже дружба. По 10 раз я перечитывал многие книги. Например, «Гиперболоид» А.Толстого. Или Булгакова – «Театральный роман».

— Если перечитывать, то и цитировать. Вы говорите, что чаще всего цитируете Пушкина. Можете составить рейтинг из наиболее часто употребляемых Вами цитат Пушкина или других авторов?

— Ну, нет. Какой там еще рейтинг? Приходит в голову – к месту или не месту – и цитируешь. «И в распухнувшее тело раки черные впились…» Наверное, чаще всего приходится тревожить великую тень во время споров о литературе. Тут уж все идет в ход: «Зависеть от царя, зависеть от народа не все ли нам равно…» «Затем, что ветру, и орлу, и сердцу девы нет закона!..» «Ты сам свой высший суд…»  А потом вдруг, ни с того, ни с сего вспомнишь: «…Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен…», и читаешь до конца, все, что помнишь. И думаешь: какие стихи! Какие божественные стихи! Ведь на обложке школьных тетрадей их дураки из Наркомпроса печатали, надеялись так у школяра с детства  вызвать уважение-почтение к гению. А вызывали только лишь раздражение и отвращение…

— Самый веселый и самый грустный автор, на Ваш взгляд.

— «Самых веселых» наберется добрый десяток, да и «самых грустных» — очередь. Ну, пусть будет самый веселый Марк Твен, — он же и самый грустный.

- «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!». Какую книгу Вы бы раздавали даром, в обязательном порядке?

— Когда-то, помню, прочитав «ГУЛАГ», я подумал: что было бы, если бы каждый гражданин СССР, проснувшись поутру, обнаружил бы у себя под подушкой эту книгу?  Теперь я знаю точно: ничего бы не произошло. Да и тогда я это понимал прекрасно.

— Вы, как и все петербуржцы страстно любите свой город. Какие произведения о Санкт-Петербурге Вы бы советовали прочитать каждому жителю столицы? Да и жителям других городов тоже?

— Наверное, Гоголя, «Петербургские повести». «Медный всадник», пожалуй, будет хорош. Алексей Толстой хорошо писал  Петербург в «Трилогии», но у него там лишь эпизоды. Правда, эпизоды просто блистательные.

— Какие  книги, на Ваш взгляд, должен любить или хотя бы просто прочитать  каждый уважающий себя человек?

— Я не представляю себе библиотеки без Толстого, Чехова, Достоевского, Булгакова. Без Уэллса, без Воннегута, без Лема, без Оруэлла. Без Ильфа с Петровым, без Марка Твена, без Джерома Клапки Джерома… Господи, да я и десятой доли не перечислил здесь авторов, без которых не мыслю своего книжного мира. Но ведь возьмите любого другого читателя, — список будет совсем другой. Там появятся Тургенев и Леонид Андреев; Шоу и Камю; Гессе и Лесков; Азимов и Ефремов. И это тоже будет вполне почтенное и уважаемое собрание, но – не моё.

—  Был ли автор, которого Вы открыли для себя сравнительно недавно и очень сильно пожалели, что не были знакомы с его творчеством раньше?

— Последним из таких был, пожалуй, Булгаков, — начало 70-х, «Мастер и Маргарита» в журнале «Москва». С тех пор – никого.

— Считаете ли Вы, что есть книги, которые  ни в коем случае нельзя читать в молодости, в юности, а нужно и можно осмыслить только в зрелом возрасте?

— Наверняка такие книги есть. Слово «нельзя» в этом контексте мне не нравится, но, естественно, легко назвать десятки замечательных книг, читать которые подростку не то чтобы вредно, но бесполезно. Я сам, помню, в школе пытался читать Салтыкова-Щедрина, «Современную идиллию», и был дьявольски разочарован. Ведь это была книга из отцовской библиотеки, а потом я знал, что отец очень Щедрина любил и даже о нем писал. Теперь это моя любимая у Салтыкова-Щедрина книга.

- Говорят, что  гений и злодейство  несовместимы. Может ли нехороший  человек написать хорошее произведение?

— О большинстве «хороших» авторов известно, что человеки они были, мягко выражаясь, не слишком хорошие. Кто – игрок, кто – карьерист, кто – ядовитый, как гадюка, а кто так и просто пьяница. Талантливый человек талантлив во всем, так что талантливый писатель и в своих недостатках как правило талантлив.

— Лично для Вас какая книга самая дорогая и Вы всегда хотели бы иметь ее при себе?

— Одной такой нет. Библиотечка, томиков на пятьдесят, — иначе «понта нет, начальник».





996
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 апреля 2016 г. 20:58 цитировать
«Известно, что после «Тли» карьера журналиста Шевцова закончилась в одну секунду. В 44 года он остался военным пенсионером с 84 рублями пенсии и без каких бы то ни было перспектив в жизни».
Не знал ни о таком произведении, ни об авторе. Но о судьбе его сказано со злорадным чувством приговора. Ну или коллективных писем творческой интеллигенции с криком: распни его! Ой, с требованием расстрелять как врага народа...
Как-то в день рождения Б.Н. Стругацкого ожидалось более тонкого и интересного текста, чем интервью «про вашу любимую книгу?»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 апреля 2016 г. 21:10 цитировать
Ишь ты... «Ожидалось». Интервью БНС полно. Я нашёл и выложил малоизвестное, в интернете незасвеченное. И когда вы только научитесь спасибо говорить...
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 11:38 цитировать
Lartis, спасибо :-)

Интервью интересное, хотя и неоднозначное.:-)
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 15:05 цитировать
За то, что интересно — благодарю всегда. Благодарить за то, что не понравилось — ну нет охоты кривить душой.
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 11:37 цитировать

цитата порубеж_ник

Не знал ни о таком произведении, ни об авторе


порубеж_ник, а Вы прочтите.
Для понимания момента, так сказать.
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 15:08 цитировать
Да почитал. Самой «Тлёй» не заинтересовался: просто мне в принципе самоценная идея юдофобии или юдофилии неинтересна.


Ссылка на сообщение14 апреля 2016 г. 21:39 цитировать
А мне понравилось интервью.
Я как книжный червь тоже всегда про любимые книжки спрашиваю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 апреля 2016 г. 21:44 цитировать
Просто у вас нормальная человеческая реакция. В отличие от. :)
 


Ссылка на сообщение14 апреля 2016 г. 22:26 цитировать
Да отличное интервью, спасибо большое!


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 09:30 цитировать
Спасибо за интервью! Б. Стругацкий интересный собеседник. О чем бы он не говорил, все нужно слушать и «мотать на ус!»)

Сам вспомнил цитату:«Значит нужные книги ты в детстве читал!»


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 12:10 цитировать
Спасибо за неизвестное интервью!
Шевцов был убежденным антисемитом, что было хорошо заметно в его книгах. И вряд ли БНС питал к его творчеству теплые (да даже и нейтральные) чувства.
Помню, услышав как-то, что Шевцов в одном своем романе в качестве примера козней сионизма сообщал, что в известном советском литературном журнале «Юность», при публикации поэзии, стихи разделяли не пятиконечными звездочками, как все другие советские журналы, а шестиконечными, я скачал из сети старые номера «Юности», чтобы проверить — так ли это было на самом деле.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 13:29 цитировать
)))))
И?
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 14:41 цитировать
Смотрите сами:
Это «Юность» за 1966 год — роман Шевцова еще не увидел свет —



А это «Юность» за 1979 год — роман Шевцова уже давно опубликован —

 


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 17:33 цитировать
да... чем только люди не занимаются
а некоторым женские груди везде мерещатся.


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 13:41 цитировать
.... смотрю на клавиатуру:

**************************************

БЛИИИН:-(((:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2016 г. 15:11 цитировать
Ну я же говорю, что та, что противоположная идея друг друга стоят. :-)


Ссылка на сообщение20 апреля 2016 г. 21:40 цитировать

цитата Lartis

Известно, что после «Тли» карьера журналиста Шевцова закончилась в одну секунду.

Тут ты, Володя, немножко грешишь супротив истины. Ни фига она не закончилась. Работал зам. редактора «Москвы», печатал книжки одну за другой, даже «Избранное» в 3 томах в 1988-м. Прожил 92 года. Не горевал, короче.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 апреля 2016 г. 23:11 цитировать
Влад, это не я грешу. Беседовал с Натанычем не я. Беседовала Генина. Я фотки дал для журнала.
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2016 г. 14:08 цитировать
Ой, извини. Что-то я стормозил.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх