Герметичный детектив в горящем борделе.
Пепеляев взял Пермь — за окнами 1918-й.
Белой армии отчаянно нужны деньги, провиант, патроны, снаряды. Но еще больше нужен хоть какой-то порядок.
Порядком не пахнет. Категорически. Весь фильм практически все персонажи пытаются хоть как-то утвердиться, ну хоть на каких-то основаниях, найти базу, упереться рогами в дно.
И каждый раз — снизу стучат.
Пепеляев созвал местных буржуев — дайте денег. Фиг тебе — ответили те. Наша частная собственность, никому ничего не дадим.
Сцены вдавливания средств из буржуазии — ах, давно я такого не видел! За триста процентов прибыли идёт коллективное самоповешение...
/события 2014-20... — показывают, что часть бизнесменов охотно вписывается в структуры власти. Выгодное это дело, даже в самые горячие времена. Не показали этот момент. Хотя, с другой стороны, что за человек Пепеляев — с таким и денег можно не заработать, и в землю лечь/
Генерал — расстреливает каждую секунду, пытается давать примеры бескорыстия и точности. Но все — напрасно. Он будто лягушка в медленно нагреваемой кастрюле с кровью. Сколько не бейся, масла не собьешь, а все равно сваришься.
Подчиненные ограничены или запуганы. Солдаты воюют как оловянные фигурки со свинцовыми мозгами — стойко, но тупо. Хотя временами с тупостью солдат откровенно перебирают авторы. А всякая хитрая сволочь желает быстро сорвать банк и раствориться в ночи...
Хорошо видно, что молодой (тогда ему и тридцати лет не было) генерал оказывается злой пародией на Бонапарта: толковый военачальник, волевой человек, он просто бессилен в административных вопросах, и немедленно превращается в наивного обывателя, стоит только отойти от карты. Когда ему приносят расстрельные списки со словами «раз уже составили надо расстреливать, а кто там — дело десятое», он просто подмахивает, хотя и возражает поначалу. Управлять машиной террора он даже не пытается, нет административных возможностей.
Как никогда в этом фильме показано, что идея, время которой прошло — бессильна. Кадры решили всё — вешайтесь. И любая ярость не придаст мощи удару...
На секунду в действии мелькает брильянт — именно этим камнем можно заинтересовать местных состоятельных господ или даже иностранных. Камень крадут чуть не из генеральских рук.
Приходится срочно отводить от расстрельной стенки следователя — который с красными сотрудничал — потому как надежда только на него (и отчасти фантастикой выглядит экспресс-расследование).
В этом хороводе кривых зеркал — авторы не удержали уровень драмы, когда и людей можно показать во всех ракурсах, и сюжет раскрутить. Увы, люди большей частью представлены гротескными масками. К завиткам этих масок имеются претензии, хотя в основе своей идея очень сильная.
К сожалению, камерный формат иногда превращает монологи актеров из реального общения — в речи говорящих голов.
Но какое-то количество сцен под открытым небом — имеется (на 30-ти градусном морозе у актеров не идет пар изо рта — ага, ага, снег бутафорский...)
Итого: сериал создает впечатление «нашедшего равновесие маятника». В том смысле, что какое-то время после 1991-го на коне были фильмы с хрустом французской булки. Светлые образы агентов охранки против вахлацко-заговорщицкой массы немецких агентов. Сериал «Колчак» или вот недавний «Герой» — своего рода «божецаряхрани» в киношном исполнении.
И тут мы видим белый террор анфас. И в профиль. Показано — почему «Белое дело» проиграло.
Вещь не без проблем, но к просмотру — рекомендую.