Затаившись


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» > Затаившись
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Затаившись

Статья написана 8 августа 2016 г. 11:50

сопроводительный текст

Есть такой поджанр — «камерный постапокалипсис» — когда после катастрофы/войны/чумы в бункере сидят оставшиеся люди и разыгрывают драму.

Наснимали подобного очень много. Дешево. Атмосферно. Можно сочетать ужастик с хайтеком, с разными приемчиками по выживанию. Декорации ведь маленькие, потому могут быть любыми. Наконец, это выигрышно в плане актерского мастерства — лицо будет в кадре не три минуты, а верные полчаса.

После явного успеха этого года — «Кловерфилд, 10» — киношники сподобились выдать очень сильный дубль.

Повтор, разумеется, лишь в самой концепции — сидящие в бункере — все остальное сменили.

Как?

Важнейшая составляющая «камерного постапокалипсиса» — это финт в конце. Просто сидеть, ждать, ждать, ждать, ждать — ноль драматизма. Героически прочищать вентиляцию, канализацию и водопровод? Не романтично. Задача-максимум, которую ставит перед собой фильм — добиться, чтобы его посмотрели второй раз. Потому как первые сцены, где легкие несоответствия мешают понять логику персонажей — получают своё объяснение, надо увидеть всё еще раз. Стало быть, в финале это самое объяснение должно прозвучать, и быть максимально неожиданным. Как имя убийцы в хорошем детективе.

Итак — есть убежище, в котором семья уже год прячется от не слишком понятной катастрофы. Родители изо всех сил пытаются быть культурными. Воспитывают дочку. Самоконтроль — это главное. Снаружи ходят какие-то смутно обозначаемые чудовища.

Все три лица «уже где-то мелькали» — и, надо сказать, актеры не подводят. Потому как первые сцены это «один день в убежище», и оживить мрачную обстановку с жалкими попытками разнообразить быть (вырезанные из жестянок отражатели, которые делают керосиновую лампу похожей на солнце) — могут только человеческие лица. Электричества нет, только свечи. Шуметь нельзя.

Флешбэками они вспоминают начало катастрофы.

Одновременно идет накопление противоречий: с одной стороны зритель не понимает «мелких черточек» в поведении персонажей, с другой — вот именно сегодня жить в убежище становится невозможно: крыса пожрала консервы, её попытались убить, из-за этого пожар, огонь прошел наверх и теперь дым обозначает место убежища.

Показателен момент с перископом — когда отец выходит наружу, мать дает дочери палку с зеркальцем, выглянуть сквозь вентиляционное отверстие — хотя раньше запрещала смотреть, потому что это грозило смертью.

В итоге пожар они тушат — сверху облачность, сумрак прям чернобыльский, везде развалины — но сквозь развалины пробежали олени, кем-то напуганные.

На место убежища приходит «дышащий». Один. Лезет внутрь, но не может сломать люк и ждет других таких же. Тут активное нагнетание и одновременно флешбэки начала эпидемии.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

В результате — ломятся через люк, их пытается задержать отец семейства, а мать с дочерью кидаются через вентиляцию. Их ловят снаружи.

Тут флешбэки и недомолвки сходятся: изолированную горную долину разбомбили в пыль потому как карантин — там началась зомби-эпидемия. Семье повезло добежать до школьного бомбоубежища. Они заразились — вирус в воздухе. Спокойный человек — остается человеком, а впавший в истерику — вполне себе зомбифицируется. Как успокоится — снова человек.

Семейка рвет на части группу спецназа, но отец получил настолько серьезные ранения, что уже никуда не пойдёт. Дочка обретает самоконтроль. В этом самоконтроле — важнейшая победа и самый явный результат года сидения под землей.

После схватки они пытаются прятаться в каких-то подземных ходах — и их находит мальчик-зомби из флешбэка. Соседнее убежище занято именно соседями, и они приглашают их к себе. Финал — отчасти хэппи-энд. Дескать, посидим еще капельку. Или поживём.

Явным проколом смотрится пожалуй, только отсутствие любого оружия в бункере. за год сидения, даже постоянно пытаясь себя контролировать, они бы наверняка сделали какую-то пику, дубинку, примотали бы на палку заточенный кусок железа...

Да, подобные финты — мы маленькая семейная группа прячемся от ужаса, но при том сами мы ужас — уже встречались. И детишки с кожной болезнью, требовавшей темноты, оказывались привидениями, и много чего еще. Здесь взяли декорации «постапокалипсиса». Какое-то общественное содержание, социалка и прочее — всё редуцировано до жанровой рамки ужастика. Но сделали серьезно, поработали.

Добротная работа в рамках жанра. Рекомендую любителям.





1460
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 августа 2016 г. 13:19 цитировать

цитата beskarss78

После явного успеха этого года — «Кловерфилд, 10» — киношники сподобились выдать очень сильный дубль.

Вроде как раз наоборот: Hidden 2015, Cloverfield Lane 2016
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2016 г. 13:23 цитировать
Как бы да...
 


Ссылка на сообщение8 августа 2016 г. 14:45 цитировать
https://www.kinopoisk.ru/film... — ссылка на фильм


Ссылка на сообщение8 августа 2016 г. 13:49 цитировать
Ещё раньше был Right at Your Door (2006).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2016 г. 14:45 цитировать
Да, подобные финты — мы маленькая семейная группа прячемся от ужаса, но при том сами мы ужас — уже встречались.


Ссылка на сообщение9 августа 2016 г. 02:27 цитировать
Посмотрел по «наводке». Фильм впечатлил гораздо сильнее многих высокобюджетных зомби/вирус-аопокалипсисов. Спасибо за рекомендацию.


Ссылка на сообщение9 августа 2016 г. 03:48 цитировать
Очень хороший фильм получился! Всячески рекомендую к просмотру!


Ссылка на сообщение12 августа 2016 г. 20:07 цитировать
Спасибо, каким-то образом пропустил этот фильм (а после «Кловерфилда» слегка подсел на такую тематику). Впечатлён.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх