9 по 9


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алекс Громов» > 9 по 9
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

9 по 9

Статья написана 9 октября 2016 г. 02:54

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах non-fiction.

«Центральный сюжет Атлантиды – мир прекрасных благословенных и простых, хотя и благородных ценностей, разлагают материализм и высокомерие, которые одолевали древних греков... В этом контексте Атлантида служит мощной метафорой будущего, хотя для древних греков она олицетворяла прошлое». В современном обществе потребления и глобализации нужен идеал. Простой и доходчивый.

Но именно художественная концепция Атлантиды (самая массовая) базируется на ее платоновском описании – образцовая древняя метрополия, возведенная на острове.  Потом атланты возгордились и… получили по заслугам.

Многие искатели Атлантиды утверждали, что она до сих пор не найдена именно потому, что Платон, пересказывая ее историю, ошибся при переводе первоисточников, но, скорее всего, намеренно исказил координаты ее нахождения».

Джоэль Леви. Атлантида и другие утраченные цивилизации

Атлантида уже несколько столетий является одной из самых упоминаемых, но необъясненных понятий в человеческой истории. О ней написаны тысячи книг. Но почему эта исчезнувшая цивилизация (к тому же неизвестно, существовавшая ли на самом деле) до сих пор будоражит воображение миллионов людей и побуждает проводить дорогостоящие исследования?

Существуют десятки различных версий об этом потерянном континенте (острове, цивилизации), начиная с платоновского описания и заканчивая различными теориями мистиков, пророков и прорицателей XIX и XX веков, дополняемые при этом разнообразными фантазиями писателей, художников, кино- и телережиссеров, заботливо создающих для миллионов людей собственный неповторимый образ Атлантиды. При этом «современное описание Атлантиды может включать пирамиды, волшебные кристаллы, телепатию и летательные аппараты, хотя ничего из этого не было в платоновской версии».

Если вернуться к первоисточнику, то оказывается, что платоновская Атлантида безнадежно устарела – она была версией идеального государства тех далеких эпох, высокоразвитой цивилизацией бронзового века (главным металлом в нем была бронза).

Каким же образом это давно отсталая цивилизация (уже несколько веков относящаяся к категории дикарей) стала неким притягательным символом? Концепция вечного города обернулась теорией Працивилизации – возникнув в одном месте, цивилизация распространилась по всему миру, создав более поздние центры, в которых общество начало развиваться независимо друг от друга.

Одно дело – история одной из множества забытых культур (какое значение для жителей современных мегаполисов имеют дорийцы?), но совсем иное значение приобретает поиск Матери цивилизаций, Працивилизации, являвшейся не только первоисточником нынешней, но и исходным материалом для современного представления о породившей нас древней цивилизации.

Представления об Атлантиде  эволюционировали параллельно с развитием нашей цивилизации. При этом парадокс Атлантиды заключается в том, что мистическая атлантология (преобладающая в общей массе массовых поисков), помимо традиционных оккультных средств (свидетельства предсказателей, астральных путешествий и вызова духа умерших), активно использовала всевозможные архивные материалы и даже современные научные теории и исследования для обоснования собственных теорий.

В этом издании все «варианты» Атлантиды собраны воедино: от классической Атлантиды Платона до мистических теорий и попыток ее поиска в самых разных регионах Земли. Людям нужна вечная иллюзия. Что может быть красивей и недостижимей мифа о Золотом веке, берущем свое начало во времена библейской истории об Эдеме, грехопадении и изгнании из Рая? Платон создал новый дивный миф – не только подтверждавший эту древнейшую традицию, но все больше востребованный с развитием цивилизаций.

Неужели Атлантида исчезла бесследно? В 1200 г. до н.э. фараон Мернептах защищал Египет от «народов моря». Примерно в это же время «народами моря» был уничтожен Угарит. Могли ли таинственные «народы моря» быть воинами Атлантиды?

А что могло быть воссоздано по образцу Атлантиды? Карфаген! Атланты, спасшиеся после катастрофы, распространились по миру и основали множество различных цивилизаций, среди которых была и финикийская. Поэтому при возведении Карфагена они пользовались уцелевшими тайными знаниями. Карфаген, который когда-то называли – Сияющий город, тоже был великой державой, мечтающей о мировом господстве.

Среди прочих кандидатов на звание «настоящей Атлантиды» оказалась и минойская цивилизация, существовавшая на Крите и разрушенная природными катастрофами. Но Крит в отличие от Атлантиды, так и не погрузился в пучину морскую. Также как и соседний остров Тира. В результате взрыва вулкана на нём образовался современный Санторин – группа островов в Эгейском море.

«Почти сразу после открытия Америки европейцами образованные люди того времени знакомые с сочинениями Платона, стали сопоставлять её с Атлантидой. Для многих стало очевидным, что потомки жителей Атлантиды были основателями исчезнувших цивилизаций Америки. Так столица ацтеков Теночтитлан по планировке (расположен на острове и окружен каналами и дамбами) походил на столицу Атлантиды».

«Уже в ранней античности получили развитие два типа хронологических систем. В исторических сочинениях господствовала «династическая», или «генеалогическая» хронология, основанная на перечнях разного рода правителей, с тенденцией возводить начало первых династий к баснословно далеки эпохам и мифическим персонажам. В то же время в астрономии, нуждавшейся в упорядоченностей системе счета времени, получили распространение эры – более или менее строги хронологические шкалы, привязанные к историческим событиям (вроде «Канона царей» Клавдия Птолемея)».

Павел Кузенков. Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции III-XV веков

В издании рассказывается о системах летоисчисления, бытовавших когда-то и существующих поныне, причем подчеркивается, что активная разработка хронологических систем — и календарей, и эр — началась именно с началом христианской эпохи, в первые века «нашей» эры. Автор книги — доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. «До этого даже в пределах одной Римской империи существовало великое множество локальных традиций счета времени. Свои календари были едва ли не в каждом крупном городе. Это было отражением той политической и культурной мозаики, которую представлял собой Античный мир. На подчиненных римлянами территориях постепенно вводилось единообразие — в частности, вошел в обиход юлианский календарь. Но только с победой христианства этот процесс принял системный характер»

Изучение разных систем летоисчисления помогает найти ключ ко многим загадкам отечественной исторической хронологии, в том числе – приходу на Русь Рюрика и походам русских князей на Царьград. В истории, как в судебном расследовании, всегда очень важно знать последовательность событий, иногда до часов и даже минут. Изучая ее, можно выявить причинно-следственные связи, а за ними — и цепочки чьих-то умыслов и действий. Отдельный раздел посвящен звезде волхвов.

«Интерпретация, данная волхвами явившейся звезде – рождение великого царя в Иудее, — опиралась на определенные символические основания, выявить которые позволяет обращение к древневосточной астрологической традиции. «Царской планетой» в шумеро-вавилонской и эллинистической астрологии считался Юпитер (аккадский Мардук, греческий Зевс). Эта яркая планета, отображавшая верховного бога вавилонского (а впоследствии и греко-римского) пантеона занимала первое место в иерархии «блуждающих звезд» и считалась звездой «по умолчанию» (откуда его позднее вавилонское название – Каккабу, собственно, «звезда»). Положение Юпитера на небе имело первостепенную важность и занимало первые строчки календарных таблиц…»

Книга сопровождается обширным справочным материалом, в том числе электронными синхронистическими таблицами для пересчета различных эр, определения дат Пасхи и основных праздников, правлений Царей и Императоров… «II-V века – период подлинного расцвета исторической хронографии в христианском мире. Интерес к ней подпитывался не в последнюю очередь эсхатологическими ожиданиями, связанными с хилиастической доктриной о близком пришествии «субботнего» 7-го тысячелетия. Однако к VI веку, когда по всем вариантам христианской хронологии  6000 год благополучно миновал, хронологический подход к истории переходит на новый уровень. Речь теперь идет о простой фиксации событий на временной шкале, без дерзких попыток усмотреть в датах указание на действие Божественного Промысла».

«Путевым очерком (рихла) называют книгу, в которой автор фиксирует все то, что он увидел и услышал в каком-либо городе или разных городах, в которых он побывал в путешествии, описывая предания народов, их убеждения, обычаи и традиции, касающиеся жизни и смерти, или же приводит отчет о каком-либо другом своем путешествии. В прошлом подобные книги оказывали большое влияние на повышение интеллектуального уровня народов, поскольку смешение культур открывало дорогу мягкости, доброте и любезному обращению между людьми. Недостаток транспортных средств и трудности дальних поездок служили важнейшим препятствием на этом пути, а потому каждый, кто отправлялся в длительное путешествие и ехал в отдаленные города, считался храбрым, героическим, осведомленным и опытным человеком».

Исламская цивилизация. История и современность. Сост. М. Аль-Джанаби

В книге, посвященной истории развития культуры и науки в странах Востока, собраны статьи разных авторов, размышляющих над всевозможными аспектами главной темы. К примеру, в статье А. Закери «Роль и значение путешествия в истории исламской цивилизации», рассматривается не только сама по себе возможность путешествовать, как показатель того, что страна достигла определенного уровня цивилизованности, но и те книги, которые писали путешественники. Ведь один из них мог интересоваться в первую очередь географическими деталями, дорогами, погодными условиями, природой разных земель. А другой – крупными городами и знаменитыми архитектурными сооружениями. Внимание привлекали и чужеземные диковинки, и удивительные легенды, и местные продукты: «В этих книгах не только говорится о состоянии дорог, географическом положении и административном управлении в тех или иных землях, но также рассказывается о товарах, производимых в городах. Ал-Истахри хвалит некую вкусную рыбу из Дарабджира и розовое масло из Джура (Фирузабада), а также упоминает о хороших орехах из Кума. Ибн Хордадбех сообщает о египетских пирамидах и находках, сделанных в них во время правления Ибн Тулуна». Абу Абдаллах ал-Гарнати оставил после себя книгу под названием «Подарок умам и подборка чудес» и множество других трудов, посвященных тому, что он видел в своих многочисленных странствиях от Африки до хазарских земель: «Например, он сообщает о зебрах, живущих в районе Занзибара, и описывает их черно-белый окрас: «Определенное количество этих зебр было также и в Египте, но там они вымерли. Жители Египта набили их шкуры хлопком и выставляли их напоказ по праздникам»…».

В сборнике рассказывается о том, как европейцы приобщились к восточным пряностям и сладостям, но в то же время – и к достижениям математики, медицины, философии. Особое внимание уделено Андалусии времен арабского правления и здешним выдающимся ученым, в том числе семейству Бану Зухр — «два поколения именитых врачей, среди которых была также женщина, прославившаяся излечением тяжелобольных». А  прославленный Ибн Маймун, родившийся в 1138 году в Кордове, в молодости много странствовал и учился, жил в Египте, а потом вернулся на родину. «Ибн Маймун написал десять трактатов по медицине на арабском языке, наиболее известным из которых считается «Книга глав по медицине». Эта книга была переведена на иврит вместе со многими другими его трудами. Испанские ученые также обладали эрудицией в области ботаники и посвятили этой науке важные труды…». Рассказывается и о богатейшей библиотеке, которую собрал в Кордове правивший в 961–976 гг. халиф Ал-Мустансир II, покровитель науки и литературы. Книги для этой библиотеки специально привозились из Багдада, Дамаска, Египта и других краев.

«Десять тысяч талантов – это примерно годовой бюджет небольшого княжества того времени. Представим себе, что означала подобная сумма для частного лица! Возможно, упомянутый человек был очень богат, но промотался или взял, например, у царя взаймы десять тысяч талантов на путешествие за заморскими товарами, а корабли утонули… Кроме богатства (теперь уже бывшего), описываемый человек, скорее всего, обладал и положением в обществе…».

Дмитрий Щедровицкий. Свет, который в тебе

В книге рассматривается понятие о Свете Первого дня и связанные с ним важнейшие философские и теологические вопросы. Автор размышляет об исторических традициях богослужения, которые отображены в тексте самой известной из христианских молитв «Отче наш» и обширном своде смысловых пластов, запечатленных в ее словах. Особое внимание уделено закону зеркального воздаяния на примере притче о человеке, задолжавшем своему государю десять тысяч талантов и получившем прощение, но не простившем собственного должника. Здесь исследователь снова анализирует исторические реалии, психологические аспекты, высокие истины, переплетенные с, казалось бы, житейскими подробностями. Принять отвлеченные рассуждения о добре и зле человек обычно может, если не обуревает его совсем уж откровенный дух противоречия. Но вот известная заповедь о любви к врагам у многих вызывает сложные чувства. Слишком сильны бывают наши обиды, а любовь мы понимаем исключительно как благорасположенность к другому человеку, обычно такому, кто для нас хорош и приятен. «Потому что именно там, где почва наиболее суха, прокладывают оросительные каналы – более всего жаждет орошения именно пустыня. Так и душа, лишенная внутренней любви, злая и ожесточенная, – более других требует нашего участия...»

«В отечественной историографии устоялась точка зрения, что, начиная Каспийский поход, император руководствовался двумя основными мотивами: во-первых, стремлением обеспечить торговые связи России со странами Востока, а во-вторых, необходимостью устранить угрозу перехода каспийского побережья в руки турок, обозначившуюся в результате краха государства Сефевидов. Первый мотив вытекал из долгосрочной стратегии Петра I по превращению Российского государства в ключевое звено международной торговли Европы со странами Востока… В то же время Петр I стал уделять особое внимание поддержанию и увеличению объемов транзитной торговли шелком-сырцом. С выходом России в Балтийское море, а также ростом русской промышленности этот торговый путь, как считали в Петербурге, мог принести огромные доходы в казну. Это не были беспочвенные ожидания. Только в 1706 г. в Москве, в Астрахани и других пограничных городах было взято пошлин с привозных товаров армянских купцов из Ирана 30 000 рублей серебром... Прибыль казне приносили также русские купцы, отправлявшиеся торговать в Иран — в Шемаху, Тебриз, Казвин, Решт и вывозившие обратно в Россию хлопок, шелковые и бумажные ткани, рис, фрукты и индийские пряности. Русский ввоз составляли голландские и английские сукна-стамеды, полотна, писчая бумага, меха…» .

О. Р. Айрапетов М. А. Волхонский В. М. Муханов Дорога на Гюлистан. Из истории российской политики на Кавказе в XVIII — первой четверти XIX в.

Как менялись отношения Российской империи с Персией и Турцией? На основе многих архивных документов, показывается, как менялась политика России, как военная, так и торговая. В документах, найденных в бумагах первого русского императора, есть записка неизвестного автора, называющаяся «О распространении купечества в Санкт-Петербурге Запада и Востока через Россию». Автор текста предлагал включить в русско-персидский торговый трактат позволения российской державе разрешения возвести на «персицкой стороне Каспийского моря малую … крепость и малой купеческий городок в удобном месте… Оной крепости и посаду надлежит быть неподалеку от Шемахи в устье какой реки, которая из …Георгия (Куры) вытекает».

12 декабря 1799 года грузинский царь Георгий XII в торжественной обстановке принял царскую инвеституру и присягу на верность Российской империи. Но среди представителей грузинского царского дома были и недовольные установлением протектората России. По традиции в таких случаях проигравшие в придворной борьбе обращались за помощью к владыкам Турции и Персии. Вскоре живший в Шулавери грузинский царевич Александр отправился к кронпринцу Аббас-Мирзе в лагерь персидских войск, находившихся на берегу реки Аракс. С помощью его армии Александр хотел получить царский трон Грузии. К царю Георгию было отправлено грозное послание, и к границам Закавказья двинулось персидское войско, которым номинально командовал малолетний сын Аббас-Мирзы. На помощь Грузии по приказу Павла I из Моздока 25 августа 1800 года выступил российский полк под командованием генерал-майора В.С. Гулякова.

«В апреле 1813 г. в Тегеране появился представитель Наполеона с радостным известием о том, что его император «выполнил данное шаху обещание и завоевал Россию, что скоро он распорядится вернуть все ее владения в Грузии, но желает, чтобы прежде шах обязался выдворить из своих владений англичан и принять французского посланника». Эта миссия закончилась полным провалом. В Персии уже знали, чем закончилось «завоевание России», и эмиссар Парижа был выдан англичанам».

«Боевое состояние 4-й армии было не из лучших. Когда новый командующий 4-й армией М.В. Фрунзе в начале февраля 1919 года, прибыв в Уральск, назначил парад частям гарнизона, командир бригады 25-й дивизии И.М. Плясунков отказался выполнять этот приказ только потому, что не его бригаде была предоставлена честь идти в голове парадных колонн. За неповиновение командиру бригады был объявлен выговор. Наказание И.М. Плясункова вызвало нездоровый резонанс среди командиров и в войсках. В ультимативной форме комбриг потребовал, чтобы М.В. Фрунзе явился для объяснения на собрание командиров бригады для объяснений».

Валентин Рунов. Фрунзе. Тайны жизни и смерти

Фрунзе был не только одним из видных большевиков, активных участников борьбы с самодержавием, но и одним из самых известных полководцев Гражданской войны – и примером, что некоторые прославленные военачальники той поры не дожили даже до репрессий 1930-х годов. Но как вообще возникла Красная армия?

ВЦИК объявил 2 сентября 1918 года Советскую республику военным лагерем. Руководство армией и флотом стало осуществляться созданным Реввоенсоветом Республики во главе с Л.Д. Троцким (в армии не служившим, но привлекшим профессионалов – кадровых офицеров), была учреждена должность Главнокомандующего Вооруженными Силами РСФСР. Первым стал сбывший полковник И.И. Вацетис, а с июля 1919 года — бывший полковник С.С. Каменев. Как позже написал публицист и партийный функционер-идеолог Карл Радек, «одна из величайших побед Троцкого — состоит в том, что он сумел людям, пришедшим к нам по принуждению из вражеского лагеря, внушить убеждение, что Советское правительство есть правительство, борющееся за благо русского народа».

Красной армии были нужны профессионалы, и хотя Ленин в ноябре 1918 года и заявлял, что «теперь, строя новую армию, мы должны брать командиров только из народа. Только красные офицеры будут иметь среди солдат авторитет и сумеют упрочить в нашей армии социализм», он убедился в правоте Троцкого, и постановление ЦК РКП(б) от 25 декабря 1918 года «О политике военного ведомства» одобрило деятельность наркома по привлечению бывших царских офицеров.

Начальником штаба 4-й армии стал Фёдор Фёдорович Новицкий, генерал-майор Русской императорской армии. До этого назначения он возглавлял Ярославский военный округ, где военным комиссаром округа был М.Фрунзе. 4-я армия под командованием Фрунзе, действовавшая на южном фланге Восточного фронта, должна была заняться «ликвидацией белого уральского казачества», а затем, двинувшись на Ташкент, вернуть под контроль революционной России Туркестан.

«Во время командования 4-й армией М.В. Фрунзе лично познакомился с В.И. Чапаевым, который неожиданно вернулся в войска, сбежав из Академии Генерального штаба РККА, куда его отправили на учебу. Он объяснял это тем, что очень переживал за общее дело и желанием сражаться со своими товарищами. Реально И.В. Чапаев не мог осилить азов академической программы. В войсках о В.И. Чапаеве говорили разное. Ходили слухи о его буйствах, грубости, партизанщине и зверствах. Но были и такие, которые рассказывали о доблести и отваге этого человека, о его огромном авторитете среди красноармейцев. М.В. Фрунзе решил ориентироваться на последних».

«В военной истории утвердилось представление о том, что построенные под руководством французских и английских инженеров укрепления превратили Перекоп в неприступную крепость, и при штурме Красная армия несла огромные потери… Укрепления строили военные инженеры белой армии под руководством коменданта Севастопольской крепости генерал-майора Владимира Федоровича Субботина. Но строительство шло медленно, потому что крестьяне работать не хотели, рабочих рук не хватало, а строительные материалы разворовывались. Строительство началось летом 1919 года, а осенью уже прекратилось, потому что ждали, что белые вот-вот возьмут Москву. С декабря 1919 года работы возобновились, но не были завершены. Что же успели? Воздвигли земляной вал высотой от шести до десяти метров, пред ним выкопали ров глубиной восемь-десять метров. Перед рвом отрыли линию окопов и установили проволочные заграждения в четыре ряда. За валом размещалась артиллерия».

Леонид Млечин. Фрунзе

Михаил Фрунзе остался в истории не только СССР, но и России как один из немногих пламенных революционеров, победно сражавшихся с белогвардейцами, но при этом – не только не запятнавший себя расправами, но и даже «поправленный» лично Лениным за излишнее благородство, которое Фрунзе проявил перед штурмом Крыма.

В издании приводится не только подробная биография Фрунзе, причем как в эпоху еще Российской империи, так и гражданской войны, и формирования советского государства, но и малоизвестные подробности другой его деятельности. Например, участия в различных комиссиях, в том числе – посвященных новой советской литературе. Но путь к одному из высших постов в советской иерархии – наркому по военным и морским делам — открылся для него после взятия Крыма.

В книге подробно описана и история взаимоотношений Нестора Махно с большевиками, которые решили для совместной борьбы с Врангелем заключить договор с «батькой». Махно в свою очередь рассчитывал на то, что после разгрома белогвардейцев большевики, оценив по достоинству его военную поддержку, разрешат махновцам создать автономию на родной украинской земле на основе самоуправления. Нестор Махно не желал договариваться и помогать белым, возвращая прежние царские порядки. Он говорил: «Золотопогонники чуть было не вошли в Москву. Если бы не повстанцы, то над революционной Россией уже давно развивался бы трехцветный самодержавный флаг».

Заключив с Махно соглашение, большевики взамен обещали немедленно освободить всех захваченных махновцев и разрешить махновцам и анархистам вести устно и письменно свою агитацию и пропаганду. Руководимая Махно революционная повстанческая армия Украины присоединилась к Красной армии. Подчиняясь командующему Южным фронтом Михаилу Фрунзе, махновцы, не доверяя большевикам (по словам Махно, большевики – мастера на измышление лжи и на всякие подлости против других»), сохраняли самостоятельность. Кавалеристы Махно, вместе с красной конницей, форсировали Сиваш. После победы над белыми начался террор. Махновцы были следующими… «Семнадцатого ноября 1920 года председатель Крымского ревкома Бела Кун и управляющий делами ревкома Яковлев подписали приказ № 4: «Все офицеры, чиновники военного времени, солдаты, работники в учреждениях Добрармии обязаны явиться для регистрации в 3-дневный срок. Неявившиеся будут рассматриваться как шпионы, подлежащие высшей мере наказания по всем строгостям законов военного времени».

Одних отпускали, других отправляли в концлагерь, третьих расстреливали. Занимался этим начальник особого отдела Южного фронта Ефим Григорьевич Евдокимов. Его представили к награждению орденом Красного Знамени: «Во время разгрома армии генерала Врангеля в Крыму тов. Евдокимов с экспедицией очистил Крымский полуостров от оставшихся там для подполья белых офицеров и контрразведчиков, изъяв до 30 губернаторов, 50 генералов, более 300 полковников, столько же контрразведчиков и в общем до 12 000 белого элемента, чем предупредил возможность появления в Крыму белых банд». На представлении к награде Фрунзе приписал: «Считаю деятельность тов. Евдокимова заслуживающей поощрения. Ввиду особого характера этой деятельности проведение награждения в обычном порядке не совсем удобно». Фрунзе виноват в том, что допустил эту бойню. Но он не был ни ее инициатором, ни организатором. Он вообще не был ни жестоким, ни фанатичным. Напротив, даже в годы революции и войны он оставался весьма чувствительным человеком».

«Живопись, литература, скульптура, видеоискусство, музыка, театр, дизайн, танцы и многое другое… От цивилизации к цивилизации меняются не только формы творчества, но и его глубина. Творчество – это прямое отражение души человека и созидаемый им объект».

Карина Сарсенова. Грядущий след

Книга анализирует закономерности, управляющие не только жизнью отдельных личностей, но и существованием целых цивилизаций. Рассматриваются всевозможные стереотипы, характерные черты различных периодов развития общества. Важную роль, по мнению автора, играет процесс совершенствования коллективного бессознательного, которое оказывает сильное влияние на отдельных людей. Причем это влияние далеко не каждый может распознать и осознать. Меняется коллективное бессознательное весьма медленно, зато последствия такой перемены могут быть глобальными как в положительном, так и в отрицательном смысле, если не соблюдена гармония в вопросах обретения нового и сохранения прежнего. «Постоянное обесценивание прежнего опыта неоднократно ставит цивилизацию на грань гибели, но при удачном раскладе всё же приводит в итоге к осознанию его ценности для выживания и процветания». Работа над собой, неустанно совершаемая человеком, позволяет ему или ей не просто подняться над стереотипами своей среды, но и способствовать улучшению нравственного климата общества в целом.

«Однако любой эксперт остается человеком, а людям свойственно реагировать на стимулы.  Поэтому отношение любого отдельно взятого эксперта к вам будет зависеть от имеющихся у него стимулов.  Иногда его стимулы могут работать вам на пользу... Но одно дело — предполагать наличие злоупотреблений со стороны специалистов, а другое — доказать это.  Лучший способ доказательства в подобных ситуациях — сравнение того, как профессионал делает что-то  в ваших интересах, с тем, как он делает ту же самую работу для самого себя».

Стивен Левитт, Стивен Дабнер. Фрикономика: Экономист-хулиган и журналист-сорвиголова исследуют скрытые причины всего на свете

Как продать свою квартиру/дом? Для большинства людей это самая крупная сделка во всей жизни, и поэтому не хочется продешевить. Но помимо того, что многие боятся продать дешевле, есть и второй источник страха – не удастся продать вообще. Поэтому приглашенный (выбранный, нанятый) риэлтор должен выбрать золотую середину. Но все ли из них будут утруждаться за не слишком большую разницу в полученном вознаграждении? «Исследование показало, что агент продает свой собственный дом в среднем на десять дней дольше, ждет появления лучшего предложения и продает его на три процента дороже, чем дом, принадлежащий вам». При этом агент не действует в открытую, а побочно, к примеру, рассказывая о том, что рядом такой же дом продается и безуспешно уже полгода.

Разумеется, у всех экспертов (наверное, как и посвященных и адептов тайных обществ) есть и свой тайный язык, который они используют даже в рекламных объявлениях. Если читать их внимательно, проникая во второй слой символов, то «при этом понятие «фантастический», равно как и «очаровательный»,  является опасным в силу своей двусмысленности. Оба эти термина представляют собой своего рода код, которым риелторы обозначают дома, не имеющие никаких особых преимуществ».

Выросший в доме из четырнадцати комнат в Джексонвилле (штат Флорида) Стетсон Кеннеди решил бороться с фанатизмом.  Несмотря на то, что его дядя был членом ку-клукс-клана, он воспринимал эту организацию как банду террористов на службе белого общества. Тем более, что большинство здешних изданий неохотно и с опаской писали о них. Стетсон познакомился в баре с одним из куклуксклановцев и под псевдонимом вступил в организацию. Узнав, что ку-клус-клан превратился в мошенническую организацию для выкачивания денег, Стетсон решил их публично разоблачить. Но как? С помощью радиошоу «Приключения Супермена» — ведь даже этому чудо-герою, который сражался с Гитлером, Муссолини, японским императором Хирохито, нужны новые соперники.

Был написан сценарий передач – теперь Супермен освобождал страну от ку-клукс-клана, а пришедшие с работы домой рядовые ку-клукс-клановцы с ужасом смотрели, как их дети (не подозревавшие об участии отцов в той организации), с увлечением играют в игру «ловля банды», вовсю используя их настоящие пароли и секреты.

«Эксперты, вооруженные информацией, могут использовать в своих интересах мощный невидимый рычаг – страх. Страх того, что ваши дети когда-нибудь найдут вас на полу ванной умершим от сердечного приступа (и не произведенной вовремя ангиопластики). Страх того, что вашей покойной бабушке будет значительно хуже лежать под землей в дешевом гробу. Страх того, что машина ценой 25 тысяч долларов рассыпается на куски при мало-мальски серьезном инциденте, а машина за 50 тысяч долларов окутает ваших близких непробиваемым стальным коконом. Страх, формируемый экспертами в области того или иного направления бизнеса, несоизмерим со страхом, создаваемым террористами или ку-клукс-кланом, однако в обоих случаях действует один и тот же принцип».





1105
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 октября 2016 г. 11:00
Если кому интересно — первая книга, «Атлантида...», сейчас есть в подарочном каталоге на Лабиринте.


Ссылка на сообщение9 октября 2016 г. 11:01
Фрикономика веселая книга.

И про календари Кузенков заинтересовал.


⇑ Наверх