100 лучших сказок всех времён


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > 100 лучших сказок всех времён и народов. Рейтинг Вертера де Гёте (часть четвёртая)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

100 лучших сказок всех времён и народов. Рейтинг Вертера де Гёте (часть четвёртая)

Статья написана 27 октября 2016 г. 19:31

93-е место Вторая тайна золотого ключика (1975) Сакко Рунге и Александра Куммы

Немного спорная позиция. Это продолжение прекрасной сказки Толстого всё же заметно уступает оригинальной книге (которая, строго говоря, тоже не является совсем уж оригинальной), такой яркости характеров и лёгкости изложения здесь нет. Зато есть повод напомнить о том, что в Советском Созе тоже писали сиквелы к успешным книгам, хоть и редко. Но как самостоятельное произведение «Вторая тайна» тоже представляет интерес, есть здесь любопытные сатирические моменты, неплохие шутки. Авторы — С. Рунге (1927-2003) и А. Кумма (1929-2011) — известные сценаристы мультфильмов («Шайбу! Шайбу!», «Матч-реванш»)

У Буратино появляется брат — железный человечек Ферручино. Удаётся раскрыть и ещё одну тайну золотого ключика — он подходит ко всем замкам.

Цитаты:

Директор  взял  кошелек, потряс его над ухом так, что монеты зазвенели, потом раскрыл и... разочарованно протянул:

   — Но они же медные!

   — Конечно, медные, -- подтвердил Буратино. — К нам в театр ходят бедные люди, и мы не можем брать с них большую плату. Они платят за билет всего одну маленькую медную монетку.

   Но директора совершенно не интересовало, кто ходит в  театр. Он закрыл кошелек и наставительно сказал:

   —  Видишь  ли, дорогой мальчик, процесс обучения требует... огромных затрат. Одного мела не напасешься. А чернила?..

   — Я буду приносить мел с собой, — пролепетал Буратино,  — и чернила тоже.

   —  А  розги ты тоже будешь приносить с собой? — насмешливо спросил Доктринус и захихикал. Его живот заколыхался от смеха, и швы на костюме в нескольких местах разъехались. -- Ты знаешь, сколько  розг  ежедневно  приходится  обламывать  о  спины этих маленьких тупиц, у которых на уме только шалости и развлечения? А  дополнительная  зарплата  учителям,  деньги  на  подарки  по торжественным дням? Ведь правительство отпускает на школу сущие пустяки.  Я  уже  не говорю, сколько денег уходит на лампочки и стекла в окнах. Их только успевают  менять.  Вот   по  всему  поэтому  мы  берем  вознаграждение  з а  наш  тяжелый  труд в виде серебряных  монет  большого  размера.  Этим  мы  отличаемся  от соседней  школы, которая берет плату золотыми монетами. А тебе, мальчик,  я  могу  дать  замечательный  совет.   Иди,   трудись! Обществу нужны крепкие руки!

   —  А  как  же  голова?  — вздохнул Буратино. — Как насчет того, чтобы наполнить ее знаниями?

   —  Ни  в  коем  случае!  —  испуганно  воскликнул   синьор Доктринус.  —  Зачем  же   портить  такую  замеча тельную, такую звонкую голову! — И  директор  легонько  щ елкнул  Буратино  по макушке.  Раздался  звук,  будто  постучали в пустой деревянный бочонок. — Хе-хе! -- заулыбался Доктринус. — Этак еще в твоей головке появятся дерзкие мысли.  Иди,  мальчик,   трудись!  А  с этими  деньгами,  —  дир ектор  высыпал  на  ладо нь  монеты  из кошелька, — давай поступим по справедливости. Половину из  них я  возьму  за  этот  преподанный  тебе урок, а остальные — на, возьми, сходи на них в кино или купи леденцов, я разрешаю.

   Грустный и усталый, Буратино поплелся домой.

   — Как долго ты учился, сынок! — встретил его папа Карло.

   — Учился, только не в  школе,  —  пробурчал  Буратино.  — Оказывается,  наполнить  голову знаниями не так-то просто, если

кошелек не наполнен...

   И тут выяснилось, что такая история  произошла  не   с  одним Буратино.  Пьеро  не приняли в художественное училище. Мальвину

не взяли на курсы кройки и шитья. Даже Артемон не попал в школу дрессировки собак!

***

Я  никогда сам  не  открываю  калит ку  и не закрываю ее. Во-первых, мне — лень. Во-вторых, я достаточно  богат  для   того,  чтобы  нанять человека.  В-третьих, я хочу, чтобы люди знали, что у меня есть человек, который только тем и занят, что открывает и закрывает калитку два раза в день.

***

— Дорогой Карабас Барабас! — пропыхтел Шарабан Барабан. — Я увидел в окно, как этот негодяй бросился бежать с моим указом, и вот я здесь! И кажется, вовремя! Театр наш!

— Наш, наш! — ехидно подтвердил Карабас. — Черт вас побери, наш! Радуйтесь! А на что нам нужен театр без артистов? Это все равно, что автомобиль без мотора, это все равно, что самолет без крыльев, это все равно, что кошелек без денег!!!

иллюстрация Анатолия Елисеева©

Библиографии С. Рунге и А. Куммы в работе.

С.Рунге и А. Кумма писали сценарии для мультфильмов о матчах «Ракеты» и «Метеора»
С.Рунге и А. Кумма писали сценарии для мультфильмов о матчах «Ракеты» и «Метеора»

92-е место Ян Бибиян. Необыкновенные приключения одного мальчишки («Ян Бибиян. Невероятни приключения на едно хлапе“) (1933) классика болгарской литературы Димитра Стоянова (1877-1949), писавшего под псевдонимом Елин Пелин.

Жил-был мальчик и все звали его Ян Бибиян. И был он таким проказником и хулиганом, что даже родители махнули на него рукой, устав от его выходок. Однажды Ян Бибиян познакомился с чертёнком по имени Фьють, которого отец выгнал из дома за неумение вредить людям. Мальчик и чертёнок подружились и стали хулиганить вместе.

Вообще-то приключения Яна Бибияна — это дилогия.  Но вторую часть — «Ян Бибиян на Луне» — я не читал, к тому же, она ближе к научной фантастике.

Книга была экранизирована в Болгарии. А в 1983 г. по мотивам романа Росеном Манчевым был создан комикс, который опубликован в знаменитом болгарском альманахе комиксов «Радуга» («Дъга»). Собственно, в этом журнале я впервые и увидел Яна Бибияна (кое-какие фрагменты комикса появлялись в «Радуге» и во второй половине 80-х). А саму книгу прочёл уже в зрелом возрасте. Хотя в детстве я много читал восточноевропейской литературы, но Елин Пелин мне тогда не попался.

«Яна Бибияна» очень хвалит Макс Фрай в статье «Первые черти на Луне. Макс Фрай — о сказках абсурда» (журнал «Медведь» 2012 г.). И даже находит в романе мистические ассоциации :

цитата

Потому что сегодня мне, к примеру, понятно, что даже первая, вполне добросовестно вписанная в сказочную традицию часть дилогии о похождениях Яна Бибияна — гремучая смесь истории доктора Фауста и мифа о Големе.

Пока юный предтеча грядущих панков по мере сил терроризирует своих ровесников и прочее окрестное население, наш здравый смысл может за себя не опасаться. И появление черта, точнее чертенка по имени Фьють, совершенно не угрожает нашим представлениям о допустимом — на то и сказка, чтобы на ее страницах резвились хвостатые и рогатые черти, пакостные, но совершенно не страшные, им там самое место, волшебная сказка — их родина, обетованная земля.

Совместные мелкие пакости мальчишки и черта, честно говоря, не способны поразить даже детское воображение. В детстве книжные хулиганы часто кажутся обаятельными, а их проказы — если не прямым руководством к действию, то, по меньшей мере, темой для серьезных размышлений о будущем, но «Ян Бибиян» — явно не тот случай.

Все это совершенно не заслуживает внимания до тех пор, пока в книге не появляется глиняный мальчик по имени Калчо. Истукан, вылепленный местным гончаром — не то развлечения ради, не то от одиночества — и установленный у входа в мастерскую. В шесть лет о таких вещах, понятно, не думаешь, но взрослому читателю прекрасно известно, что Голема лепят из красной глины, причем размером с десятилетнего ребенка, а до размеров великана он уже растет сам. И мне теперь, конечно, ужасно интересно, изучал ли специально этот вопрос болгарский коммунист и писатель-деревенщик Елин Пелин или просто угадал?

Впрочем, неважно.

Потому что на глазах изумленного читателя происходит событие, сакральную важность которого переоценить невозможно. Малолетний хулиган оживляет Голема. Он не пишет на глиняном челе ни тайного имени Бога, ни даже слова «жизнь». Все происходит проще, грубее и от этого достоверней некуда: «Ян Бибиян вонзил палец под ребро Калчо, стараясь попасть туда, где у человека сердце, и глиняный мальчик закричал от боли, замахнулся на мучителя».

С этого момента мне даже в шесть лет стало непросто относиться к прочитанному как к очередной глупой сказке. Некоторые вещи человек знает с самого начала, дольше, чем помнит себя. Знает интуитивно, не формулируя, откуда — бог весть. О таких вещах обычно не думаешь, по крайней мере в детстве. Но услышав или прочитав в книге — мгновенно соглашаешься: всегда знал, что так и есть.

Всегда.

И некоторые из нас с раннего детства откуда-то знают, что боль — достаточная причина, чтобы ожить. Действительно.

Слишком сложно для дурацкой детской книжки. Но это — так.

И одновременно с глиняным человеком оживает текст. Назидательная, умеренно волшебная сказка для детей вдруг ни с того ни с сего становится образцом абсурдистской литературы для самых маленьких. И (местами) не только...

Макс Фрай ©

Цитаты:

Черти докладывали своему главарю, кто какое зло причинил людям за минувший день и чем они думают заняться завтра.

      Главарь вызывал своих подручных одного за другим.

      – Атаман убийц! – хриплым голосом взревел он.

      Поднялся черт, но не черный, как все остальные, а кроваво-красный. Он размахивал длинным вертелом.

      – Говори!

      Красный черт поведал страшные истории. Сегодня он заставил молодого человека убить своего брата, а несколько других подговорил стать разбойниками и зарезать торговца. Немало преступлений было совершено нынче по его внушению.

***

Наконец Ян Бибиян услышал шорох веток по стенкам бочки и возглас:

      – Стоп! Подай-ка топор!

      Несколько сильных ударов – и крышка отлетела. Ян Бибиян высунул голову, поднялся во весь рост и выпрыгнул из бочки

      – Вампир, вампир! – заорали кладоискатели и бросились кто куда.

***

Склонившись над лужей, мальчик всмотрелся в свое отражение: на его плечах сидела глиняная голова Калчо.

      – Где моя голова? – захныкал Ян Бибиян. – Фьють, найди мою голову!

      Чертенок, утешая, обнял приятеля, из глаз которого катились грязные слезы.

– С этой головой ты будешь чувствовать себя отлично. В ней не будут бродить разные глупые мысли. Мы заживем спокойно и весело. У многих людей на плечах глиняная голова, но они и не догадываются об этом. Они чувствуют себя счастливцами оттого, что голова их набита глиной. Эти люди не знают головной боли: ведь они безмозглые. Ты должен радоваться, что избавился от своей лохматой башки. Нa ней после каждой драки оставалось немало синяков…

***

Ян Бибиян в комиксах Росена Манчева ©

Библиография Елина Пелина в разработке.

— Ян Бибиян в кино.





674
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 октября 2016 г. 23:55
Спасибо! Сказку Куммы я читал, очень люблю :beer:


Ссылка на сообщение28 октября 2016 г. 22:53

цитата Вертер де Гёте

есть повод напомнить о том, что в Советском Созе тоже писали сиквелы к успешным книгам, хоть и редко.


Был ещё и такой — Елена Данько Побеждённый Карабас — причём, раньше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2016 г. 13:19
Спасибо. Да, я читал Побеждённого Карабаса, но в сотню он «не прошёл по баллам».
 


Ссылка на сообщение29 октября 2016 г. 16:15
Я его читал ещё летом 70-го. И всё, что помню — это что герои перебралися в СССР и стишок
Карабас нас покупал
Сто червонцев предлагал,
А ларёчник-инвалид
Карабасу говорит:
— Забери казну свою —
Я друзей не прродаю.
И про ослиную голову:
— Вы теперь не Карабас-Барабас Огромная Борода — а Карабас-Барабас Ослиная Голова.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2016 г. 16:19
Правда, эту сказку Куммы-Рунге — я не читал, да и даже сам Золотой ключик — тоже не читал, зато читал Пиноккио...


⇑ Наверх