ОБРАТИТЬ АВАЛОН Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ОБРАТИТЬ АВАЛОН (Nowa Fantastyka 11 (110) 1991) (часть 7)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ОБРАТИТЬ АВАЛОН (Nowa Fantastyka 11 (110) 1991) (часть 7)

Статья написана 2 мая 2017 г. 06:52

6. В этой же рубрике «Из польской фантастики» напечатан небольшой рассказ Войтека Орлиньского/Wojtek Orliński, который называется «Retro/Ретро» (стр. 65). Медики научились поворачивать старение вспять, новая медицинская техническая операция, называемая «ретробиологией» или просто «ретро», входит в моду (разумеется, лишь среди богачей, поскольку стоит очень дорого)… Автор мастерски развивает сюжет и предлагает довольно-таки не банальное его окончание. Увы, карточки рассказа в базе ФАНТЛАБа нет, и автором никто на сайте особо не интересуется. А зря не интересуется – Орлиньский достоин внимания не только как автор этого весьма даже занятного рассказа, он сделал еще кое-что важное для польской фантастики, да и человек он интересный…

ВОЙЦЕХ ОРЛИНЬСКИЙ

Войцех Орлиньский/Wojciech Orliński (род. 24 января 1969 года в Варшаве) – польский журналист, писатель, публицист и профсоюзный деятель.

Окончил химический факультет Варшавского университета. Работал в редакциях газет и журналов «Sztandar Młodych», «Biuletyn Polskiej Akademii Nauk», «Wiadomośi Kulturalne». Был одним из основателей журнала «Lewa noga». Публиковался также в журнале «Krytyka Polityczna». C 1997 года работает в газете «Gazeta Wyborcza», где пишет главным образом на темы, так или иначе связанные с поп-культурой.

В 2005 году был стипендиатом венского Института наук о человеке. С августа 2006 года ведет в Интернете блог “Ekskursje w dyskursje” http://wo.blox.pl C 2011 года является председателем профсоюзной организации издательства «Аgora» («Agora S.A.»), действующей в рамках NSZZ “Solidarność”.

Дебютировав в научной фантастике рассказом «Retro/Ретро», напечатанным в журнале «Nowa Fantastyka» в ноябре 1991 года, Орлиньский позже опубликовал в этом журнале еще три рассказа, однако получил широкое признание прежде всего благодаря своему вкладу в лемологию. В 2007 году вышла из печати его книга «Co to są sepulki? Wszystko o Liemie/Что это такое -- сепульки? Все о Леме» (ее расширенное электронное издание, опубликованное в 2010 году, носит название «Lemologia czyli co to są sepulki?/Лемология, или Что это такое – сепульки?»).

Это по сути дела первая «лемовская» энциклопедия, из которой можно почерпнуть массу интересных сведений (и красочных деталей) о жизни и творчестве писателя, его взглядах и убеждениях, друзьях и врагах, экранизациях произведений и т.д. и т.п. Книга щедро иллюстрирована архивными фотографиями и репродукциями книжных обложек, репликами культовых книжных иллюстраций Даниэля Мруза и рисунками самого Лема – словом, не книга, а доподлинное пиршество для глаз и ума. В 2008 году Орлиньский стал лауреатом премии «Ślakfa» (премия Силезского КЛФ) в категории Издатель года за предпринятое по его инициативе издание собрания сочинений Станислава Лема в издательстве «Agora». Он также написал сценарий к документальному фильму режиссера Бориса Лянкоша/Borys Lankosz «Autor “Solaris”/Автор “Соляриса”». Еще один рассказ Орлиньского (“Stanlemian”) вошел в состав посвященной памяти великого писателя антологии «Głos Lema/Глас Лема» (2011). В антологию «Księga strachu-2/Книга страха-2» (2007) включен рассказ Орлиньского «Diabel warzawski/Варшавский дьявол» -- дань еще одному увлечению писателя и журналиста: городскими легендами. Здесь надо сказать, что для польского издания книги Марка Барбера «Городские легенды» им было написано обширное предисловие о польских городских легендах.

В 2010 году Орлиньский публикует довольно-таки необычный путеводитель по США, оригинальность которого подчеркивается уже самим названием: «Ameryka nie istnieje/Америки не существует (Америки нет)».

Автор представляет польскому читателю экзотические для него места вроде «freewajs» или «ghost towns» -- вымерших городов, в которых помимо всего прочего снимались известные фильмы (например, «Bagdad Cafe» в …Багдаде, пустыня Мохава). Он пишет о Диснейленде, о Миссисипи, где Алан Паркер снимал свой знаменитый фильм и показанном в нем городе, мэр которого по иронии судьбы теперь «такой же черный, как голос Луи Армстронга», о Лас-Вегасе, Силиконовой долине, Новой Англии… О вестернах и вожделенном стаканчике виски на стойке бара в салуне Дикого Запада, об Америке джаза и хип-хопа, комиксов и сентиментальных романов, мультфильмов и компьютерных игр, но также об Америке зловещих тайн, сумасшедших теорий заговора, вечного отсутствия доказательств чего бы то ни было, секретов, наложенных на секреты… От побережья к побережью, от вымысла к действительности и от действительности к вымыслу… Какая из этих Америк существует? Да и существует ли какая-нибудь Америка вообще?

Книга пользовалась немалым успехом, на волне которого Орлиньский выпустил как бы продолжающую ее книгу «Route 66 nie istnieje/Дороги 66 не существует» (2012), в которой сосредоточился на легендах и реалиях, касающихся этого прославленного во многих американских песнях дорожного маршрута.

Годом позже писатель публикует очередной «путеводитель» -- книгу «Sztokholm. Przewodnik śladami bohaterów Steaga Larsona/Стокгольм. По следам героев Стига Ларсона» (2013), где в широком общественно-культурном контексте развиваются и интерпретируются сюжетные повороты знаменитой детективной трилогии выдающегося шведского писателя с детальной привязкой их к конкретным улицам, площадям и зданиям шведской столицы.

Последней на настоящий момент книге писателя, эксплуатирующей удачно выбранное название – «Polska nie istnieje/Польши нет» (2015), предпослана следующая преамбула: «В 1877 году в Соединенных Штатах разразилась всеобщая забастовка фабричных рабочих, сопровождавшаяся уличными беспорядками во многих американских городах. В некоторых из этих городов (в том числе в Питтсбурге, Сент-Луисе и Чикаго) рабочие захватили власть и несколько дней ее удерживали. Так было на самом деле, но давайте-ка мы представим себе, что бы было, если бы забастовка переросла в революцию и – согласно предсказаниям Карла Маркса – наиболее развитая капиталистическая страна стала бы первым социалистическим государством. Во всем мире победил бы пролетарский интернационализм, а значит, никогда бы не было Первой мировой войны, границы в Европе остались бы примерно такими, какими они были в 1877 году. Польши на альтернативной карте мира не существует…». Тут, пожалуй, следует сообщить в качестве информации к размышлению, что Орлиньский перевел на польский язык известную книгу Исайи Берлина «Карл Маркс. Его жизнь и его окружение», и этот перевод был опубликован издательством «Księżka i Wiedza» в 1999 году.

«Даже восточногерманская Штази не вела такой тотальной слежки за гражданами своего государства, какой все мы подвергаемся ежедневно. Никогда в истории человечество не возникало такой ситуации, в которой свобода слова, тайна переписки или денежных переводов зависела бы от нескольких корпораций, деятельности которых невозможно проверить…» -- это из вступления к еще одной публицистической книге Орлиньского: “Internet. Czas sie bać/Интернет. Пора бояться” (2013). «Орлиньский пугает нас не затем, чтобы мы испугались, а для того, чтобы мы задумались» -- так написал Яцек Дукай в отзыве на эту книгу.

Орлиньский не был бы Орлиньским, если бы обошел стороной такую важную сферу культуры (и поп-культуры в частности), как кино. В книге «10 lat emocji. Kino polskie 2005 – 2015/10 лет эмоций. Польское кино 2005 -- 2015» (2016) он рассказывает о том, как изменился облик польской кинематографии за минувшее десятилетие. Будем надеяться, что следующие книги Орлиньского окажутся не менее интересными.

(Продолжение обзора следует)





378
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 мая 2017 г. 08:37
В августе 2017 г. предполагается выход из печати биографии Станислава Лема авторства Войцеха Орлиньского

Блог: http://wo.blox.pl/html


Ссылка на сообщение2 мая 2017 г. 15:51
Набросал основу для библиографии Орлиньского. Надеюсь, кто-нибудь из более опытных товарищей доведёт её до ума.


⇑ Наверх