РЕКС и ГОНКИ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫХ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > РЕКС и ГОНКИ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫХ СОБАК (NF 1 (112) 1992) (часть 6)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

РЕКС и ГОНКИ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫХ СОБАК (NF 1 (112) 1992) (часть 6)

Статья написана 22 мая 2017 г. 07:04

(окончание)

Иностранные авторы

Во второй половине 1980-х годов в серии начали выходить произведения зарубежных писателей (помимо антологий). Вначале это были переводы с русского языка, затем появились переводы с английского и даже японского языка.

Первым в этом ряду был издан роман Вадима Шефнера/Wadim Szefner «Dziewczyna nad urwiskiem/Девушка над обрывом» (1985). Автор старается подражать Лему, но делает это крайне неумело, а к тому же омерзительно заискивает перед классиками «лучшей из общественных систем». Показанный писателем счастливый коммунизм будущего воспринимается любым средне образованным читателем как жалкая его имитация. Еще хуже выглядит роман Ольги Ларионовой/Olga Łarionowa «Lampart ze szczytu Kilimandżaro/Леопард с вершины Килиманджаро» (1987); его дидактизм и морализаторство попросту невыносимы.

Издание в 1987 году знаменитого романа Айзека Азимова/Isaak Asimov «Fundacja/Основание» внесло важные изменения в издательскую политику работников Познаньского издательства, ответственных за формирование и публикацию серии. Это было связано с большим коммерческим успехом напечатанной книги.

Рынку явственно требовалась англо-американская фантастика. Появление конкурентных частных издательств, ориентировавшихся зачастую на получение максимальной прибыли и эксплуатировавших известные имена и наименования, стало угрозой для прежних монополистов. Нужно было не только изготавливать книги, но и продавать их. Предложение и цена книг росли, круг потребителей сужался. В 1989 году в серии вышла единственная книга польского автора, а в 1990 и 1991 годах не было издано ни одной книги этого ряда.

Очередные тома циклической саги Айзека Азимова: «Fundacja i Imperium/Основание и Империя» (1988), «Druga Fundacja/Второе Основание» (1989) и «Agent Fundacji/Агент Основания» (1991) были молниеносно проданы, что свидетельствовало о верном выборе ведущего серию редактора – Бронислава Кледзика.

К моменту публикации этого текста серия пополнится еще одним томом этого цикла: «Fundacja i Ziemia/Основание и Земля».

Автором другого перспективного цикла, публикуемого Познаньским издательством, является Гарри Гаррисон/Harry Harrison. Цикл приключений межгалактического авантюриста, носящего прозвище Стальная Крыса, адресован молодому читателю, жаждущему острых сюжетов, забавных диалогов и интересных ситуаций. В цикле напечатаны романы: «Stałowy Szczur/Стальная Крыса» (1990), «Zemsta Stałowego Szczura/Месть Стальной Крысы» (1990) и «Stałowy Szczur оcala świat/Стальная Крыса спасает мир» (1991),

печатается роман «Stałowy Szczur pragnie ciebie/Ты нужен Стальной Крысе» (книга, однако, так и не появилась на рынке. W.).

Помимо романов указанных длинных циклов Азимова и Гаррисона в серии опубликована также книга Артура Кларка/Arthur C. Clarke «Odyseja kosmiczna 2001/Космическая одиссея 2001 года» (1991), написанная по мотивам одноименного кинофильма, поставленного режиссером Стэнли Кубриком по сценарию Артура Кларка.

А несколько ранее из печати вышел (также экранизированный) роман известного японского писателя Сакë Комацу/Sakyo Kumatsu «Zatonięcie Japonii/Гибель Японии» (1989).

Азимов и Гаррисон – живые западные классики. Мы с опозданием в несколько десятков лет знакомимся с канонами их творчества, и хоть эта проза и кажется уже слегка устаревшей, она по-прежнему увлекает ее читателей. Определенно полезным и выгодным для издательства шагом была замена тандема Хрущевский-Савашкевич дуэтом Азимов-Гаррисон.

Ретро

Из-за хронического безденежья, характерного для издательских будней прошлых десятилетий, многие издательства обращались к наследию давно умерших классиков, часть которого можно было без особого труда издать и выгодно продать. В познаньской серии были опубликованы несколько книг этого ряда. Должен честно признать, что каждая из них сама по себе обладает ценностью. Может быть, классику любит не каждый читатель, но тот, кто задаст себе труд прочитать роман «Człowek ryba/Человек-амфибия» (1986) Александра Беляева/Aleksander Bielajew или роман Александра Грина/Aleksander Grin «Migotliwy świt/Блистающий мир» (1988), вынуждены будут признать, что их авторы не зря брались за перья.

То же самое можно сказать о переизданном в 1989 году романе «Frankenstein/Франкенштейн» Мэри Шелли/Mary Wollstonecraft Shelly  и о сборнике Артура Конан-Дойля/Arthur Conan Doyle «Zatrute pasmo/Отравленный пояс» (1991).

В этом избранном обществе неплохо себя чувствует написанный в 1920-е годы роман польского автора Мечислава Смолярского/Mieczysław Smolarski ”Miasto światla/Город света”, который свидетельствует о хороших традициях литературы этого рода в Польше.

Популяризация

Слабостью издательской практики в Польше было почти полное отсутствие посвященных фантастике критических и популяризаторских работ при все более усиливавшемся разливе литературы этого жанра. Издание в 1982 году книги познаньского филолога Антония Смушкевича/Antony Smuszkiewicz «Zaczarowana gra. Zarys dziejów polskiej fantastyki naukowej/Волшебная игра. Очерк истории польской научной фантастики» стало важнейшим событием. Это была пионерская работа, значение и ценность которой фэндом сумел надлежащим образом оценить.

Успех этой книги привел к тому, что в серии издали сборник критико-литературоведческих текстов польских и зарубежных авторов «Spór o SF/Спор о НФ» (1989), а затем и «Leksykon polskiej literatury fantastycznonaukowej» (1991) Антония Смушкевича и Анджея Невядовского/Andrzej Niewiadowski. Эти очень важные для интересующихся фантастикой читателей работы не получили должной оценки у критики.

Много говорилось о необходимости издания хороших книг о фантастике, но когда таковые появлялись, книжные магазины воздерживались от их закупки. Известны судьбы книг «Wyposażenie osobiste/Личное снаряжение» Марека Орамуса и «Czas fantastyki/Время фантастики» Мацея Паровского. Первую я случайно купил в городе Зелена Гура, а за второй мне пришлось ехать аж в Краков. Книги это рода, крайне нужные для образования читателей, не имеют успеха ни у издателей (назначающих им тиражи ниже низкого), ни у продавцов (а вдруг не продастся), ни у читателей (лень включить мозги).

Планы

Если ничего не помешает, Бронислав Кледзик продолжит в 1992 году издание книг цикла «Fundacja» Айзека Азимова (“Preludium do Fundacji/Прелюдия к Основанию”, рассказы о роботах, связывающие цикл “Fundacja” с циклом о роботах). Далее в планах намечено издание дальнейших романов цикла «Stałowy Szczur» Гарри Гаррисона (“Stałowy Szczur prezydentem/Стальную Крысу в президенты”, “Narodziny Stałowego Szczura/Рождение Стальной Крысы”, “Stałowy Szczur rekrutem”), а также романов “Człowiek znad Srebrnego Jeziora/Человек из-за Серебряного Озера” Экорна/Akorn и “Czwarta epoka lodowcowa/” Абэ Кобо/Abe Kobo.

Планы, разумеется, могут измениться, поскольку Познаньское издательство переживает глубокий экономический кризис и нуждается в серьезной структуральной реконструкции, чтобы соответствовать жестким требованиям издательского рынка.

Вместо заключения

Познаньская серия научной фантастики существует уже шестнадцать лет. За это время издано (вместе с переизданиями) чуть менее полусотни наименований. Легко вычислить, что в среднем выходили из печати три наименования в год. Много это или мало? По моим наблюдениям, чтобы серия не исчезала из поля зрения потребителей, в ней должно издаваться пять-семь наименований в год. В 1980-х годах лишь изредка некоторым издательствам удавалось удерживаться в этих границах.

В количественном отношении, а также в отношении выбора авторов и языковых регионов познаньская серия SF заметно уступает сериям издательств “Czytelnik” и “Iskry”, но она значительно лучше серии издательства «KAW». В издательской практике не обошлось без промахов вроде опусов Ларионовой и Шефнера, а также заурядных творений Хрущевского и Савашкевича, но тут следует вспомнить, что Издательство работало в условиях сильного натиска со стороны начальства, выводившегося из социалистических кругов (Хрущевский, Зëлек). Азимов проскочил лишь потому, что его приняли за советского писателя; когда обнаружилось, что он американец, издание этой книги висело на волоске – достаточно было единственного телефонного звонка «сверху», чтобы предприятие уперлось в шлагбаум.

В области популяризации серия Познаньского издательства с ее тремя книгами этого рода безусловно лидирует. И это единственная отечественная серия, которая без малого шестнадцать лет не меняла внешнего художественного оформления (сказанное не касается формата книг). Автором большинства обложек был познаньский художник ЮЗЕФ ПЕТРУК/Józef Petruk, но в последние годы ему составляют компанию и другие художники (ДАРИУШ  ХОЙНАЦКИЙ/Dariusz Chojnacki, ПЕТР  ЛУКАШЕВСКИЙ/Piotr Łukaszewski. В начальные годы своего существования графическое оформление обложек входящих в серию книг и серийный значок с точки зрения эстетики были лучшими, чем у серий издательств “Czytelnik” и “Iskry”, но времена изменились, принеся с собой новые полиграфические возможности, и теперь обложки книг познаньской серии “SF” не выдерживают никакого сравнения с обложками книг “Amber”, “Phantom-Press” и других издательств. В скором времени познаньская серия “SF” будет издаваться в совершенно новом художественном оформлении, значительно более привлекательном, чем прежнее.

Suplement

(К сожалению, пан Анджей был излишне оптимистичен в своих предположениях относительно будущего серии научной фантастики в Познаньском издательстве. В 1992 году Познаньское издательство было ликвидировано. В 1993 году его возродил под своим крылом Фонд Познаньского университета им. Адама Мицкевича, вследствие чего оно сосредоточило свои усилия на издании учебной, научной, научно-популярной и историко-документальной литературы. В 1994 году в нем были также выпущены три книги американской писательницы Андрэ Нортон, оснащенные стилизованным значком «SF».

Другие три книги А. Нортон были выпущены в следующем, 1995 году, но лишь одна из них несла на обложке серийный значок.

В последующие 1996 – 1999 годы издательство продолжало печатать романы А. Нортон в примерно том же художественном оформлении, но опять же без указания серии.

В 2012 году издательство перешло в руки частного владельца. Ныне оно выпускает около 100 наименований в год – это в основном произведения научной, научно-популярной, историко-документальной и документальной литературы. В издательстве издается также некоторое количество наименований художественной литературы, но научной фантастики среди них нет.

И еще. Автор этого очерка, Анджей Вуйцяк/Andrzej Wójciak – историк по образованию, учитель по профессии и ярый фэн по призванию. В те годы он был одним из основателей и деятельнейших членов очень крепкого познаньского Клуба любителей научной фантастики «Orbita», выпускавшего замечательный фэнзин «Kwazar» (о котором мы с вами позже, возможно, поговорим отдельно).

На мой взгляд, он, как и большинство фэнов, временами бывает излишне категоричным в своих высказываниях (Хрущевский, Савашкевич), а иногда и вовсе несправедливым (Шефнер, Ларионова), и это следует учитывать при восприятии выше написанного.

Ну и самое последнее. На сайте ФАНТЛАБ заведена страничка познаньской серии «SF», расположенная здесь К сожалению, как ее описание, так и наполнение пока оставляют желать много лучшего… W.)





349
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 мая 2017 г. 22:54
Показательно, что польские критики не сумели распознать иронию Шефнера.


⇑ Наверх