На конференции «Культ-товары» одним из самых полезных докладов для меня стало выступление доцента Высшей школы экономики Л.Ф.Борусяк «Литературные сообщества ВКонтакте: элитарное и массовое». Любовь Фридриховна, которая вместе со своей командой проанализировала (и продолжает анализировать в реальном времени) сотни тысяч личных карточек ВК читателей 15-25 лет и тысячи литературных сообществ, в частности подтвердила два умозрительно очевидных постулата:
1. Литературное произведение, в том числе классическое, для молодежи — прежде всего ролевая поведенческая модель. Именно это обсуждают, об этом спорят. Подтекст, контекст, аллюзии, коннотации, изобразительные средства — это пролетает мимо сознания не задерживаясь. Остается «деваааньки, мадам Бовари — это я!». Будьте проще — и народ к вам потянется. Как к Л.Н.Толстому или Есенину.
2. С удивлением узнал, что у школоты из ВК Паоло Коэльо — все еще один из самых популярных авторов. Мода на его книги, зародившаяся в столицах, в Москве, Питере и городах-миллионниках схлынула — зато в глубокой провинции его читают все охотнее. По словам Любовь Фридриховны (правда, тут уже без точной статистики) аналогичный процесс происходит с популярными фантастическими форматами — от попаданцев до ромфанта. В крупных городах, где и денег побольше, и образовательный уровень повыше, вотэтовсе читают вяло. А в малых — за милую душу. Что называется, издателям на заметку. И коллегам-журналистам стоит намотать на ус.