В конце мая была анонсирована киновселенная Dark Universe — мир, населенный монстрами из старых фильмах ужасов. «Мы собираемся снять «Франкенштейна», «Невесту Франкенштейна», «Дракулу», «Чудовище из Черной Лагуны», «Призрака оперы», «Горбуна из Нотр-Дама» и «Человека-невидимку», — сказал Алекс Курцман, сценарист и куратор Dark Universe. Также в планах у студии, как сообщалось раньше, «Человек-волк» и, возможно, перезапуск «Ван-Хелсинга». Учитывая, что фильмы буду связаны между собой некоторым сквозными персонажами и подобием общей сюжетной арки, похоже, стоит ожидать эдакий микс из «Лиги выдающихся джентльменов» и «Тоскливой октябрьской ночи», где герои книг и старых ужастиков встречались на одном поле.
Первым фильмом из «Темной вселенной» стала «Мумия». Как гласит слоган фильма, «отныне миром правят боги и монстры», но зрителя не обманешь, он-то знает, нет никого круче Тома Круза, который раздобыл где-то секрет вечной молодости и ни на йоту не меняется вот уже лет двадцать. В свете этого шутки о его бессмертии выглядят особенно весело. Да и сам по себе Том Круз, если он относится к числу ваших любимых актеров, — хороший повод сходить на это кино. В «Мумии» его последовательно хочется прибить, еще раз прибить, пожалеть (потому что плохо сходить с ума), поболеть за него в драках и посетовать на то, что порой персонаж превращается просто в марионетку, которая действует под влиянием проклятия. В фильмах новой вселенной студия явно сделала ставку на громкие имена актеров (уже известно, что Джонни Депп станет человеком-невидимкой, также активно ведутся переговоры с Шарлиз Терон, Анджелиной Джоли и Майклом Фассбендером), и Том Круз — хороший козырь, чтобы с него зайти. Однако один актер, как бы хорош он ни был, не равен впечатлению от фильма в целом. Поэтому посмотрим, что в итоге у Курцмана получилось хорошо, а что могло бы быть и получше.
Сначала плюсы.
Удалась сама мумия. София Бутелла транслирует зрителю настолько правильное сочетание омерзительного с прекрасным, что в нее веришь с первой и до последней секунды. Несмотря на то, что, по сути, это персонаж-функция (враг, воплощение зла, та, с кем будет финальная битва, и так далее) и диапазон эмоций у нее колеблется от «вы все умрете» до «а ты умрешь особенно жестоко», это ничуть не портит древнюю девушку.
Но вовсе не она звезда «сегодняшнего вечера». Как только в кадре появляется Рассел Кроу, и мумия, и Том Круз, и вся массовка в целом нервно курит в сторонке. Сразу становится ясно, кто именно здесь главный (недаром именно он и появится потом в других фильмах вселенной). А уж если заранее не читать рецензии на фильм, то персонаж Кроу становится особенно приятным сюрпризом.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Также радует, что создатели фильма ухитрились обойтись без пафоса и зубодробительной серьезности. Трейлер не обещал нам никаких шуток, а они, между тем, есть, и неплохие.
Если же говорить об игре Тома Круза, то она особенно хороша в те моменты, когда он общается со своим напарником по фильму. Сначала с живым, а потом (когда проклятие вступает в дело и у героя немного едет крыша) уже и с мертвым.
Еще прекрасен Лондон (начиная от улиц, заканчивая разрухой и хаосом в Британском музее) и отлично снята сцена с самолетом.
Но если бы этот самолет мог вывезти фильм в целом...
И вопрос тут не в «вывезти», а в «целом». Такое впечатление, что у этого кино просто нет жанра, а вследствие этого отсутствует целостность и какой-то общий мессидж. Картинка на экране просто шархается из крайности в крайность: от комедии к низкопробному ужастику, от приключений к постмодернистскому угару, от боевика к какому-то «Шестому чувству» («дяденька. я вижу мертвых людей!»). А на моменте, когда толпа зомби ползет по тоннелю Лондонского метро, а герои то убегают от них, то отшибают головы, зритель уже немного зевает и хочет, чтобы закончился этот трагифарс «сейчас мы покажем, что не только в «Ходячих мертвецах» герои умеют драться с зомби... да-да, а теперь один в один скопируем сцену из «Игры престолов», где полчище Короля ночи лезет по пещере за Браном». Угу. Только Ходора тут и не хватает, чтобы пестрый компот из невнятных кусков сюжета обрел окончательный градус постмодернистского безумия.
В итоге отдельные детали фильма хороши, но в целом он вызывает некоторое недоумение. Поднятая на щит вечная идея «в каждом человеке есть добро, и оно способно одержать верх в сложной ситуации», конечно, хороша и правильна, но в свете нее Том Круз по ходу кино зачем-то превращается из задорного персонажа в картонную куклу, внятный ударный финал завезти на экран забывают, и остается ощущение: «Ребят, а зачем это все было-то?»
В итоге, пожалуй, «Мумия» стоит просмотра, но с оговорками. Презентация новой вселенной прошла неплохо, а вот сам фильм, как отдельная вешь-в-себе, немножечко разваливается на куски. Должно быть, бальзамировали неправильно :)