Бернард Корнуэлл Последнее


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Бернард Корнуэлл "Последнее королевство" и "Бледный всадник": о ярле Рагнаре Лодброке и не только
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Бернард Корнуэлл «Последнее королевство» и «Бледный всадник»: о ярле Рагнаре Лодброке и не только

Статья написана 22 июня 2017 г. 09:18

Интересный факт: почему  во  времена, когда жизнь человека становится высшей ценностью,  грабежи, воровство, убийства  безусловно осуждаются обществом, мы с таким упоением смотрим и читаем про викингов, пиратов, гангстеров, киллеров, ассасинов и прочих бандитов? Причем, каждый раз пытаемся придать им облик благородных героев, а их деяниям- романтический ореол?  Ладно бы на дворе были 90-е с их блатной романтикой. Но сейчас даже не нулевые. С чего это вдруг такое внимание? У меня пока ответов нет, только версии. А пока два первых романа «Саксонских хроник» Бернарда Корнуэлла:

Последнее королевство

Ярл Рагнар Лодброк... Культовая сегодня фигура. Только прозвучит «викинги», и уже представляешь голубоглазого мужа с насмешливо-безумным взглядом, беспощадного и коварного в отношении врагов, настоящего берсерка в бою, постоянно жаждущего нового, далекого и необъяснимого и такого преданного до полного самоотречения по отношению к близким и друзьям.

Можно сказать, ярл получил второе рождение в знаменитом сериале, хотя и первоначальная история хороша. Та, где на ярла и его викингов мы смотрим без розовой дымки романтики и современных мифов о гордых-бесстрашных-благородных воинах-язычниках-завоевателях или о противостоящих им не менее гордых-бесстрашных-благородных христианских рыцарях-спасителях.

На самом деле все было наверняка не так, как в кино, и не так, как в книге. Но в последней, по крайней мере, никого не провозглашают ни святым, ни чудовищем. Просто люди, живущие по законам своего пространства и времени.

И это пространство- еще разделенная на отдельные королевства Англия. И это время- самый разгар нашествия отрядов викингов на английские королевства. И воспринимаем мы эту историю глазами одного человека- Утреда Беббамбургского.

История «Последнего королевства» — эта история жизни юного Утреда, который оказался лишен своего наследства в результате интриг, попавшего в плен банды викингов ярла Лодброка, воспитанного ими, вернувшегося в свой христианский мир и вынужденного служить королю Альфреду- владыке последнего оплота саксов, которые постепенно сдают свои позиции перед грозным противником.

История подкупает своей обыденностью и полным отсутствием пафоса. В ней очень много бытовых подробностей- что едят, с кем спят, в кого верят и как глубоко простирается эта вера, что заботит в повседневной жизни — дом, семья, достаток,  о чем мечтают и что считают добродетелью, что радует, что считают злом и что страшит и не дает покоя душе. Все это глазами маленького сакса, которого приняли в семью ярла Лондброка и постигающего мир- довольно жестокий для маленьких людей в не зависимости от их пола, вероисповедания или племенной принадлежности. Юный Утред растет сначала как все дети- не слишком задумываясь о проблемах и опасностях, а затем, взрослея, оказывается перед выбором: на чью сторону встать- воспитавших его захватчиков-варваров или своих соплеменников.

И выбор этот нелегкий. Глазами Утреда мы видим, что люди- и язычники-викинги и христиане-саксы- не слишком то отличаются друг от друга. Среди тех и других есть честные и по-своему благородные и милосердные, есть смелые, преданные, а есть подлые, алчные и трусливые. Есть искренне верующие в волю богов, как бы их не называли, а есть те, кто верит только в силу и удачу, и есть те, чей бог-золото и серебро. Есть разные. И выбранная Утредом сторона определяется только личной выгодой.

Корнуэлл умеет развенчивать мифы. В этом романе сильно достается мифу о Великом короле Альфреде, спасшем Англию от орд варваров-язычников, о герое- святом, которого избрал сам Господь для спасения христианского мира. Перед нами физически слабый, трусливый человек, главным талантом которого является способность выискивать слабости окружающих и мастерски манипулировать с их помощью людьми. У нашего юного Утреда такой слабостью является его утерянное наследство, что делает его достаточно легкой добычей. Легкой, несмотря на все наклонности юного героя-беспринципность, веру в силу, а не в божественное проведение, на его восхищение ярлом Рагнаром, удачей и воинским мастерством викингов, на его критический взгляд на саксонскую знать и лживую алчность церкви.

В этом плане мне роман показался достаточно честным. Без пафоса или откровенного восхваления одной из противоборствующих сторон, с вполне понятными людскими мотивациями- жажда власти, богатства, безопасности, покоя — и знакомыми способами их достижения в виде предательств, обманов, сделок с совестью и прочими вещами.

Роман получился и как пилот сериала под названием «Саксонские хроники», и как отдельная история противостояния варваров- викингов и последнего свободного королевства христиан в Англии. Добро пожаловать в мир Утреда Беббамбургского, короля Альфреда и ярла Рагнара.  Куда же сегодня без него?

Бледный всадник

Ярл Рагнар Лодброк предательски убит, но жив его сын юный Рагнар. Будем честны: такие герои вообще не исчезают бесследно и у них всегда есть приемники. И молодой(уже не юнец, но муж) Утред один из них. Несмотря на то, что служит противостоящей викингам стороне, в глубине души он таков, каким его воспитал знаменитый Рагнар — необузданный викинг, любитель яростных схваток и легкой добычи, язычник, возносящий тайно благодарности за удачу Тору и Одину.

Наш герой вынужден служить королю Альфреду. Над ним постоянно нависает угроза обвинения в предательстве, поскольку своих связей с викингами Утред не разрывает. К тому же он по-прежнему демонстрирует свою приверженность к старой религии. Зная об этом, Альфред не выпускает его из поля зрения.

Между тем, положение последнего свободного королевства все хуже. Спасает саксов только разобщенность в рядах викингов и соперничество отдельных ярлов. Пока среди них не появляется новый грозный враг- молодой и амбициозный вождь по прозвищу Бледный всадник, который приводит последнее королевство саксов на грань гибели.

Роман не просто продолжение. Сюжет становится более цельным, поскольку уже нет таких долгих отвлечений в детство и юность. Повествование последовательное, отдельные эпизоды логически связаны, что делает чтение увлекательным и приятным занятием.

Особо хочется отметить три  темы. Первая связана с морем. Согласитесь, викинги не только топоры и бандитские набеги, но и корабли с хищными драконьими мордами. И в первом романе, который происходил исключительно на суше, этого не доставало. Зато в этом морская тема — одна из главных.

Альфред пытается противостоять викингам не только на суше, но и на море, создавая флотилию, которую возглавляет Утред, как человек более-менее знакомый с мореходством. Этот отряд отправляется в рейд- одновременно разведка и пиратский набег( не мотаться же просто так, за идею) . И тут на сцену выходит вторая примечательная сюжетная линия романа: древние бритты, которые еще живут в отдаленных местах, по-прежнему притесняемые саксами.

Здесь наиболее интересно, как герой воспринимает встречу с бриттами, и к какому выводу это его приводит. Вот были бритты, владевшие Англией с незапамятных времен. Пришли саксы, отобрали у них землю, разрушили их образ жизни и уничтожают их древнюю веру. Теперь пришли викинги и хотят отобрать землю у саксов, разрушить их символы веры и уничтожить привычный образ жизни. Может это просто обычный кругооборот жизни? Особый вид божественной справедливости? Тогда вроде бы есть смысл просто встать на сторону сильнейшего, тем более, что стороны, при пристальном взгляде, не слишком то отличаются друг от друга.

Но все же именно эта встреча подталкивает нашего героя занять уже сознательно сторону саксов в предстоящей решающей битве за английскую землю. Причем, решение рождается скорее из эмоционального порыва, чем из долгих размышлений: наш герой не слишком  умен или образован, чтобы принимать решения осознанно.

Есть еще и третий интересный момент, вполне традиционный для Конуэлла. Противостояние язычества и христианства. Почему люди все же принимали веру в Христа, отказываясь от своих древних богов? Может потому, что последние – агрессивные и немилосердные- не обещали ни утешения, ни вечной жизни во времена, когда жизнь земная ничего не предлагала, кроме горя и страданий?

Отличное продолжение, где вымысел мастерски сочетается с историческими фактами. И... Рагнар по-прежнему живее всех живых и сериал продолжается.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





549
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 июня 2017 г. 09:44
Очередное «спасибо» за отзывы! :beer:
Никак не соберусь начать читать «Саксонские хроники». Больше скажу — я и не одной серии сериала не видел ;-) Но тема противостояния саксонских королевств и викингов всегда была мне интересна, поэтому со временем обязательно исправлю это упущение.
Единственное место, которое вызвало в отзывах недоумение — это первое предложение из «Бледного всадника»:
Ярл Рагнар Лодброк предательски убит, но жив его сын юный Рагнар Лодброк.
Ничего Вы не перепутали? ???
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2017 г. 09:47
Уточню еще , он лпять же Рагнар, но может оказаться что Рагнарок
 


Ссылка на сообщение22 июня 2017 г. 09:48
Утверждать не берусь, просто как-то очень уж интересно — отец и сын с одним и тем же именем?
 


Ссылка на сообщение22 июня 2017 г. 09:49
Имя было одно, но вот вторая часть имени указывала на отца. Поэтому пока уточняю, внесла изменения


Ссылка на сообщение22 июня 2017 г. 10:04
«Скрипя сердцем» искренне порадовало:cool!:!


Ссылка на сообщение22 июня 2017 г. 20:09

цитата

В этом романе сильно достается мифу о Великом короле Альфреде, спасшем Англию от орд варваров-язычников, о герое- святом, которого избрал сам Господь для спасения христианского мира. Перед нами физически слабый, трусливый человек, главным талантом которого является способность выискивать слабости окружающих и мастерски манипулировать с их помощью людьми.

Перебираю в голове страницы романов и ни как не могу вспомнить где на них развенчивается миф об Альфреде.


⇑ Наверх