Темный Человек в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Кел-кор» > Темный Человек в Бал-Саготе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Темный Человек в Бал-Саготе

Статья написана 17 сентября 2009 г. 20:18

Цикл не такой уж и безызвестный, особенно по сравнению с некоторыми другими циклами, которым я посвящал обзоры, но это не повод обходить его вниманием. Вообще, кроме Конана, творчество Говарда остается малоизвестным. Надо же это как-то исправлять!




Не секрет, что Роберт Говард очень увлекался историей и культурой народов Британии. На этом материале он создал много рассказов и повестей, часто выбираясь за границы реальной истории/культуры варварских племен в области мистические и фантастические. Вспомним, к примеру, историю, которую придумал Говард своим любимым пиктам.

Цикл о Турлофе О'Брайене в основе своей (где-то глубоко-глубоко) тоже имеет исторические сведения. Но, действительно, они — не более чем база, опираясь на которую, Говард создает отличный приключенческий цикл с мистической приправой (в отличие от цикла о Кормаке Мак Арте, где нет сверхъестественного элемента).

Состав цикла (первые четыре произведения — в порядке внутренней хронологии):

  1. «Куда ушел седой бог» («The Grey God Passes»), 1962

  2. «Черный человек» («The Dark Man»), 1931

  3. «Боги Бал-Сагота» («The Gods of Bal-Sagoth»), 1931

  4. «След Гунна» («The Shadow of the Hun»), 1967

  5. Untitled («The Dane came in with a rush, hurtling his huge body forward...»), 1975

  6. «The Ballad of King Geraint», 1999
Из пяти произведений при жизни Говарда были опубликованы два, два рассказа не завершены, последнее представленное в списке произведение — поэма.

Рассказ «Куда ушел седой бог» повествует о событиях битвы при Клонтарфе между ирландцами и викингами — между христианами и язычниками, в которой последние потерпели поражение. Молодой Турлоф О'Брайен принимает участие в сражении.

Первоначально Роберт Говард написал новеллу, которая носила название «The Spears of Clontarf» и которая была отвергнута издателем. Тогда в рассказ был добавлен сверхъестественный элемент, и произведение было озаглавлено «The Grey God Passes». Впервые опубликовано было в антологии Огюста Дерлета «Dark Mind, Dark Heart» в 1962 году.

Та же битва при Клонтарфе упоминается в рассказе Говарда «Каирн на мысе» («The Cairn on the Headland»), который не имеет отношения к Турлофу О'Брайену.

Следующий по внутренней хронологии рассказ — «Черный человек» — был опубликован позже третьего — «Боги Бал-Сагота». Причем они вышли в одном и том же журнале «Weird Tales» с разницей в один месяц («Боги Бал-Сагота» — в октябре, «Черный человек» — в декабре 1931 года).

Рассказ «Черный человек» начинается с того, что Турлоф отправляется выручать из рук викинга Торфеля Красивого принцессу Эрина, Мойру. По пути в логово Торфеля на маленьком безымянном островке он находит статую — Черного Человека (на самом деле, Темного — в оригинале «Dark Man», а не «Black Man»). А эта статуя есть не что иное, как дань памяти великому королю пиктов — Брану Мак Морну. Со статуей на борту он достигает острова Торфеля Красивого, чтобы вырвать Мойру из рук викинга. И Черный Человек при помощи некоей мистической силы играет свою роль в дальнейших событиях, помогая Турлофу.

В битве на острове Торфеля О'Брайен великодушно оставляет в живых сакса Ательстана, а уже в другом рассказе, «Боги Бал-Сагота», снова встречается с ним. Правда, теперь он оказывается пленником Ательстана на борту корабля викингов. Сакс защищает Турлофа от нападок, помня о прошлом.

Скоро на корабль налетает буря, и он терпит крушение, но Турлоф и Ательстан спасаются на неведомом берегу. Не успевают они свести старые счеты, как вдруг из зарослей на берег выбегает девушка, спасающаяся от чудовища. Турлофу и Ательстану приходится забыть о вражде, чтобы помочь девушке не только справиться с чудищем, но и вернуться на полагающееся ей место правительницы города Бал-Сагот.

Рассказ «След Гунна» остался незаконченным. Турлоф рассказывает своим друзьям Ательстану и дону Родриго дель Кортес о своих путешествиях — от Балтийского моря через земли финнов и славян к Каспийскому морю. Впервые произведение опубликовано в книге издателя Джорджа Гамильтона «Shadow of the Hun».

В том же издании опубликован и незаконченный и непоименованный рассказ (Untitled («The Dane came in with a rush, hurtling his huge body forward...»)). Об этом тексте мне, увы, ничего неизвестно.

Поэма «The Ballad of King Geraint» — самое объемное стихотворное произведение Говарда — более 1000 строк. Впервые опубликована в малотиражном издании Джо и Моны Марек «The “New” Howard Reader», #6 (осень 1999). Найти поэму очень сложно.

Вот таков цикл о Турлофе О'Брайене, незаслуженно забытом герое Говарда. Этот персонаж даже менее известен, чем его двойник — Кормак Мак Арт, — хотя рассказы о Турлофе интереснее не в последнюю очередь тем, что в них содержатся мистические элементы. О Кормаке Мак Арте самостоятельные произведения писали и Эндрю Оффут, и Дэвид Дрейк, не говоря уже о том, что два рассказа брались дописывать тот же Дэвид Дрейк и Ричард Тирни. А о Турлофе писал только Говард.

Наверное, это и хорошо...

Об изданиях:

1. Рассказы «Черный человек» и «Боги Бал-Сагота» издавались неоднократно на русском языке, чаще всего в 1990-е годы.

2. В книгах «Ночь волка» и «Хозяин судьбы» — рассказ «Куда ушел седой бог».

3. В книгах «Врата империи» и «След Гунна» — рассказ «След Гунна».





398
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 20:31
«Чёрного Человека» очень люблю, трудно сказать, за что — но, наверное, за то, с каким реализмом там все выписано, до последней бытовой мелочи, средневековье как живое — а мистика, наоборот, вынесена за скобки, и от этого рассказ не выглядит «просто сказочкой», как многие из Конанианы или Куллиады.
А вот «Богов Бал-Сагота» — не уважаю, увы:-( ИМХО: авантюрная сюжетная начинка там превалирует над стилем и атмосферой (а я Говарда как раз за атмосферу ценю). «Галимые приключения», как говорил Ник Перумов... не более того.
Ну а, кроме того, свести воедино викингов с испанцами-францисканцами (как сделал автор в финале) — это же адская окрошка из совершенно разных культур получается...
Впрочем, не исключаю, что всё дело в том, что я читал этот рассказ в далеком отрочестве и с тех пор не перечитывал. Сейчас, возможно, воспринял бы иначе.

По-любому, спасибо за обзор
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 21:05
Мне так нравится и то, и другое. Возможно, «Боги Бал-Сагота» даже больше. Наверное, именно из-за затерянной цивилизации — просто обожаю такие темы! А «Черный Человек» действительно очень атмосферный и очень темный, я бы даже сказал, гнетущий такой рассказ... Что тоже приятственно! :-)

цитата glupec

По-любому, спасибо за обзор

:beer:


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 22:45
Что ж у нас Говарда так бестолково издавали>:-|
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 22:49
Увы... До сих пор ни одного достойного издания на русском языке не было.
Надеюсь, с выходом трехтомника эта традиция будет нарушена. :-)
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 22:51
А насколько 8-ми томник совпадает с книгами Северо-Запада?
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 23:07
Все, что издано в 8-томнике, было у «Северо-Запада» (кроме одного рассказа). Собственно, оттуда взяты почти все тексты без изменений.
Чем хорош восьмитомник: произведения удачно разбиты по томам. Первый том — Соломон Кейн, второй — Брекенридж Элкинс, третий — рассказы о боксерах и т. д. Чтобы собрать всего Кейна в «Северо-Западе», нужно приобрести два тома, Элкинса — тоже два, боксера Стива Костигана — штуки три-четыре, не помню точно.
Правда, в 8-томнике нет и лучшего из лучшего: циклов о Конане (ну, этот цикл найти не проблема), Кулле, Бране Мак Морне, том же самом Турлофе О'Брайене... Нет «Мифов Ктулху» и даже «Голубей ада»...
В общем, в 8-томник вошла большая (и лучшая) часть произведений, публиковавшихся в «желтой» серии издательства «Северо-Запад».
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 23:46
Спасибо! Теперь немного разобрался
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2009 г. 16:38

цитата Кел-кор

Надеюсь, с выходом трехтомника эта традиция будет нарушена
— да уж...
Остаётся только ждать.:-(
Хочется максимально приблИженного к оригиналу издания — в переводе,в иллюстрациях,в хронологии... да во всём.8-)


Ссылка на сообщение17 сентября 2009 г. 23:52

цитата Кел-кор

они вышли в одном и том же журнале «Weird Tales» с разницей в один месяц («Боги Бал-Сагота» — в октябре, «Черный человек» — в декабре 1931 года).

Узнал, почему такое произошло.

Первоначально оба рассказа были приняты редактором «Weird Tales» Фэрнсуортом Райтом с намерением издать их в новом журнале, который должен был называться «Strange Stories». «Черный человек» был принят в марте 1930, «Боги Бал-Сагота» — два месяца спустя. Но Райт решил, что время неподходящее для того, чтобы начать новый журнал, и очень возможно, что он или не помнил, какой рассказ купил сначала, или полагал, что это действительно не имеет значения.


⇑ Наверх