Ник Перумов Гибель Богов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Ник Перумов «Гибель Богов». -- СПб.: Терра - Азбука, 1994 г.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ник Перумов «Гибель Богов». -- СПб.: Терра — Азбука, 1994 г.

Статья написана 13 ноября 2017 г. 23:36

Маг и его Ученик: вдвоем против Обетованного, или Кто тут в Небожители крайний?

gibel_bogov

Хьервард. Искорка в костре Сферы Миров. Родина эльфов и альвов, древесных и горных гномов, троллей и кобольдов, гаррид, хеддов и гоблинов. И, конечно же, людей. Смелых ярлов и танов, вольнолюбивых баронов и бондов, знающих цену деньгам торговцев.

Мир, полный ошеломляющих красот и кошмарных ужасов. Обычный мир, коих тысячи.

Мир, где родился на свет тан Хаген. Человек, без которого хитроумная задумка Хедина не имела шансов на воплощение.

Десять веков Истинный Маг Хедин, Познавший Тьму, ждал, пока закончится изгнание, наложенное на него Советом Поколения. Пока он сможет взять Зерно Судьбы Ученика, назначенного ему Предвечными, из Шара Жребия. Будущего величайшего воина, полководца и правителя. Того, с чьей помощью Хедин собрался осуществить давно лелеемый план. План, способный изменить судьбы не только смертных и Магов, но и самих Богов.

Спустя пару десятков лет после рождения Хагена, ставшего за это время отменным бойцом и предводителем воинов, время пришло.

И устремились дружинники Хагена к столице Хранимого Королевства, залога Магов перед Молодыми Богами. И двинулись рати его противников к берегам острова Хединсея, вновь ставшего оплотом мятежного Мага. И застонал эфир под напором заклинаний, используемых как врагами Хедина, так и самим Познавшим Тьму. И закачались весы Равновесия, не зная, на чью сторону они склонятся через несколько часов.

Николай Даниилович Перумов вырвался на фантастический небосклон в 1993 году с дилогией (позднее трилогией) «Кольцо тьмы». Роман был написан еще в 1989 году, и переносил читателя в Средиземье Толкиена, 300 лет спустя после Войны Кольца. Фэндом буквально порвало. Равнодушных не было. Часть толкиенистов исходила ядом, по поводу «жирования на костях Профессора», другая с удовольствием вылавливая блох, отдавала должное талантливому автору.

«Кольцо тьмы» действительно стало событием. Перумову удалось прочувствовать дух мира Толкиена и показать его более приземленную и менее романтическую сторону. Все бы хорошо, но великолепно начав роман, Перумов не удержался. После того, что автор сделал со Средиземьем в конце, он был просто обязан на нем жениться, или отправиться за решетку за надругательство над чужим миром с отягощающими обстоятельствами.

Ну да это все лирика, а фактаж в том, что получив имя после «литературной игры» на чужом поле, Перумов показал, что и сам в состоянии создавать нетривиальные миры. Более двух десятков книг общим тиражом более четырех миллионов экземпляров стали зримым подтверждением его мастерству.

«Гибель Богов» (впервые издана в 1994) стала первой полностью самостоятельной книгой Перумова. Оригинальный мир (даже Сфера миров), как потом выяснится непосредственно связанный с нашей Землей, многочисленные и качественно проработанные системы магии, удалой размах и затягивающий сюжет.


Что всегда было коньком Перумова – это фантазия. Она у него «богатая и нездоровая». Не знаю, было ли уже тогда задумано развитие и дальнейшее описание его вселенной Упорядоченного, но все предпосылки для этой нелегкой работы налицо.

Уже с первых страниц автор рисует нам весьма логичную и неплохо продуманную систему мироустройства. Причем не только и не столько Хьёрварда, показывая, что родина Хагена всего лишь маленькая точка среди тысяч миров с миллионами обитателей. Смертных и не очень, гуманоидных и абсолютно непредставимых, обычных людей и умеющих управлять силой.

А уж магическая система просто великолепна. Количество и способы волшебства разнообразны, вдумчиво описаны и кажутся неотъемлемой и исконной частью этой вселенной. Желающих подробнее почитать о магсистеме Упорядоченного, отсылаю к июньскому «Миру фантастики» за 2013 год, я же повторять хорошо сделанную авторами МФ работу не вижу смысла.

Язык наоборот никогда не был особо сильной стороной Ника. Стиль «Гибели» достаточно тяжеловат и нарочито архаично-героичен.

Оригинальность героев тоже не отнесешь к козырям первой «Летописи Хьёрварда». Хаген – бесстрашен, воинственен, харизматичен, могуч, предан учителю, безжалостен к врагам Рейха, тьфу ты, это совсем другая история.

Хедин – умен, умудрен, опытен, верит в себя, твердой рукой направляет ученика к цели.

Где-то мы такое уже встречали, не находите?

Но боги с ними, с героями. Берет книга другим. Драйвом, движухой, приключениями, магическими битвами и глобальными титаническими сражениями (ну любит Перумов энто дело, любит), коварством Магов и мощью Богов. Поражения сменяются победами, отчаяние – уверенностью, а из любой дыры все же найдется выход. «Рано или поздно, так или иначе».

И понимает читатель, «что это хорошо. И хорошо весьма».

Эрго. «Гибель Богов» — юность независимой российской фантастики. И как любому молодому существу ей свойственно многословие, велеречивость и порывистость, увлеченность и бесстрашность, безапеляционность, подверженность прорывам, шаблонам, ошибкам и заблуждениям. Уверенность, что любые проблемы решаются лишь с помощью меча. Ну, на крайняк огненного заклятья.

Как любое юное создание, она привлекает своей неиспорченной красотой и отталкивает резкостью суждений. Недаром в 18 лет я был без ума от этой книги. Уже лет через пять мне больше нравились следующие части «Летописей».

Но при всех недостатках книги, я не встретил еще ни одного любителя фантастики, жалеющего о потраченном на нее времени.

Наверно это все же знак качества.





2665
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение13 ноября 2017 г. 23:52

цитата imra

Но при всех недостатках книги, я не встретил еще ни одного любителя фантастики, жалеющего о потраченном на нее времени.
Можно, займу первое место в очереди?:-)))
Впрочем, справедливости ради, в тот момент, лет 12 назад, другой фантастики под рукой не оказалось, и я предпринял вторую или третью попытку «почитать что-нибудь из Перумова». Так что о потери времени, которое можно было посвятить чему-то более полезному, речи не идёт.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 09:58

цитата Славич

Можно, займу первое место в очереди?

За вами буду. :)
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 11:10
я только сросить:-)
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 12:29
Плюсую тоже!:beer:
Хоть и потратил я на этого аффтара часов пять-шесть в совокупности, но и этих жалко. А также денег, я в девяностые исправно его книги покупал (читали их потом мои друзья), а в Казахстане это были крайне суровые и голодные годы. Мэй би в том, что современная русская фантастика такая уныло-пошлая и третично-четвертичная есть и Перумова немалая «заслуга» . Его и его соавтора Лукьяненки. Каковы отцы-основатели, таковы и наследники традиции.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 14:48
Присоединяюсь, тем более, что читал уже во времена развитого книжного рынка и из-за этого было особенно грустно


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 09:26
Спасибо за рецензию! :beer:
Именно с этой обложкой впервые и читал! :cool!:
До сих пор помню, как меня именно что «порвало» на моменте, когда дошло до Хозяев Медленной Воды. Это было действительно круто и очень неожиданно. И пусть сейчас Перумов скатился в унылую тягомотину, и пусть сейчас я временами плюсую разгромные издевательские отзывы, и пусть всё никак не соберусь с духом перечитать «Летописи» и выставить им, наконец, оценки... ТОГДА, в конце 90-х, это было просто великолепно!
Спасибо за ностальгию [смахивая скупую мужскую слезу].


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 11:37

цитата imra

без____апеляционность


это точно. прям так и без.


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 11:48
Да уж. «Много огненной воды утекло с тех пор. Почти вся» (с).
Помню, как после буквально проглоченной (чуть ли не вместе с собственным языком) дилогии «Кольцо тьмы», я метался в поисках других произведений автора. Это ж надо — самого Толкина за пояс заткнуть (ну так мне тогда казалось)! Оказывается, не боги горшки обжигают, а обычные советские люди. Отягчающими обстоятельствами при этом было еще и то, что одна моя хорошая знакомая поэтесса знала автора лично (ничего, дескать, особенного — парень, как парень). И тут выходит «Гибель богов«!
Конечно, я ждал другого. Я ждал дальнейшего развития мира Средиземья. А тут — совершенно самостоятельный мир. Но прочитал с интересом.
Но все равно «Кольцо тьмы» — до сих пор любимая вещь у автора, постоянно перечитываю. Выше этого уровня, он, чисто на мой взгляд конечно, уже не поднялся.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 13:51
Из чистого любопытства:

цитата

Но все равно «Кольцо тьмы» — до сих пор любимая вещь у автора, постоянно перечитываю. Выше этого уровня, он, чисто на мой взгляд конечно, уже не поднялся.

Дилогия? Или включая «Адамант Хенны»?
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 14:51

цитата Seidhe

Дилогия? Или включая «Адамант Хенны»?

Именно дилогия. Она изначально и была дилогией: https://fantlab.ru/edition285
«Адамант Хенны», который автор «прикрутил» к дилогии позже, непонятно для чего, — откровенно слабая вещь. Да и не вписывается она в мир Средиземья.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 14:55
Я в курсе, что изначально была дилогия :-)))
Я поэтому и спросил. Потому как дилогия — это, безусловно, вещь заслуживающая внимания. Спорная, на вкус и цвет, но — вещь. А вот «Адамант»
Я когда до перьеруких добрался, реально чуть за заплакал от обиды — надо же было ТАК всё изгадить... >:-|
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 15:00

цитата Seidhe

надо же было ТАК всё изгадить...

Да уж. Автора понять сложно. %-\


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 12:44
Кольцо Тьмы 1,2. Рождение Мага (АМДМ — нет, к слову), Странствия, Одиночество, до Войны включительно — однозначно да. Все остальное в мусорку. Сейчас совсем все худо у автора. В свое время вышеперечисленное хорошо зашло. По многим пунктам много лучше надутых на пустом месте Вегнера или Эриксона.


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 16:27
Одна из немногих книг, которую я не смог осилить. Читал на морально-волевых. Но не смог заставить себя дочитать.


Ссылка на сообщение14 ноября 2017 г. 18:45
Такое чувство, что все товарищи сверху, почти все, реально не читали Перумова, а наслушались чего-то и где-то.
Летописи Разлома, Техномагия, Хроники Хьеварда, Семь зверей...все циклы вполне себе достойные вещи, а уж если сравнивать с «прославленными на весь мир» польскими переводными маэстро пера, то вообще можно отправить их в золотой фонд классики.
Зажрались,господа. Оценка два
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 14:54
Что значит «не читали»? )))
Так может и про вас люди думают, что вы не читали, если пишете «золотой фонд классики» и «достойные вещи»? =)
Любая оценка ведь субъективна! Одному топ — другому треш.
А вообще, заметил, что Перумова фанаты защищают как никого другого.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 15:20
Про фанатов улыбнуло).
Вам тоже хорошего дня:beer:


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 13:13
«без апеляционность» 8-)

О сюжете книги уже почти ничего не помню, но в юности мне понравилось.
А так Перумова давненько не читаю.


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 18:25
Когда-то, в прошлом эоне, именно эта книга была одной из моих самых любимых фантастических книг. И очень долго шёл я путём капитана Ника . Но и сейчас, когда много чего изменилось в нашем подлунном мире, именно что этот его роман... Его можно снова взять в руки и перечитать. Да, наивно. Да, мега и супер-пупер эпично. Да, се Эпос во всём его великолепии. Да, это подростковая книга. Но я не брошу в неё камень. Потому что когда-то, давным-давно, именно этот роман открыл для меня всю красоту мира фэнтэзи. Точнее, этот роман + «Волкодав» Семёновой + «Летающие острова» Бушкова.
Да и из старой трилогии о Хъёрвалде эта книга была и осталась наилучшей. Гармония летящего высоко дракона. Который , остановившись на земле, падёт и погибнет. Но высоко в небесах... О!
Добрая книга! Слепок и памятник эпохи.


Ссылка на сообщение16 ноября 2017 г. 18:31
Мегацикл весь про Фесса-Неясыть у меня до сих пор в бумаге есть. Правда, убрал в коробки — и на антресоль. А вот «Гибель богов» где-то на дальней полке стоит и поныне.
«Тёрн» мне понравился, «Алиедора» вызвала омерзение.
«Копьё тьмы» и «Эльфийский клинок» очень люблю. «Адамант Хенны» не понравился.
Рассказы и совместное с В.Камшой творчество скорее одобряю...
ну вот так как то. 8:-0
Страницы: 12

⇑ Наверх