Скиф


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Скиф"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Скиф»

Статья написана 23 января 2018 г. 09:44

Рыцарь без башни, то есть боярин без мозгов.

Краткое содержание:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Киевская Русь, Тмутаракань, там русский князь. Пытаются его убить какие-то черти ряженные. Но ясно, что наймиты. Потом у доверенного ближника семью похищают, требуют князя порешить. Имитируется отравление князя, и доверенный ближник Лютобор с одним из «чертей» бежит, бежит, бежит (многих рубит дорогою). Выясняется, что черти — это последние скифы, которые прячутся в степях (в степи от кочевников трудновато спрятаться, между прочим), готовят убийц-наймитов и тем живут. Сдружились Куница и Лютобор и когда в становище пришли — парочка дуэлей вроде как за общее дело. Куница в минусе, Лютобор с авторитетом. Да с таким, что ему не только похищенную жену с ребенком отдают, но заказчика на блюдечке предоставляют. Ближник помогает князю порешить всех заговорщиков. На радостях Лютобор приглашает скифов переселиться в княжеские владения. Но князь таким гостям не рад — их вырезают. Лютобор обижается, говорит, что теперь последний скиф — это он. Потому как обещал... После чего князь приказывает зачистить ближника.

Да, я прочитал отзыв morraine-z, которая прям в восторг пришла от политической линии в сюжете — ближник мол отказывается слепо подчиняться князю, требует держать слово. Проявление демократии и всё такое. И от того, что там скифы куда больше похоже на современных россиян в том смысле, что гордятся прошлыми победами.

Извиняюсь, но отношения князя и дружины (а уж тем более, князя и ближников) — это процесс постоянных взаимных договоренностей. Князь должен дружину кормить. Она — его силовой орган и кадровый резерв. Ближники — его буквально руки и глаза. Об таких людей ноги не вытирают, иначе всё плохо кончится. Что до прошлых побед, но когда от народа буквально горсточка людей остается — прошлые победы становятся сказками, чем-то нереальным.

Да, я посмотрел отзыв Клима Жукова, который в первую голову рассматривает фильм исторически — и прокатывается по сюжету на асфальтоукладчике.

И снова извиняюсь: хоть про дыры в сюжете много верного подмечено, народ пытался снимать фэнтези, потому часть конкретно-исторических претензий — мимо кассы. Шаолиньство и арбалет со стальной дугой — это атрибуты именно фэнтези. Смотрим современные китайские ленты, где техника практически всегда «из будущего» — средневековые агенты на дельтапланах летают, причем у них явно большой опыт в этом деле.

Увы, даже если оценивать фильм без крайностей — это всё равно слабое кино.

Главный герой неадекватен. В конце — обрекает на смерть свою жену и сына. Как минимум — на рабство.

Князь — показан клиническим идиотом, который в опасный миг держался за честное слово ближника, и тут же выставляет этого ближника клятвопреступником. Так — не управляют. Он мог обмануть ближника, но в любом случае попытался бы сохранить ему лицо.

Скифы-ниндзи, которые все в золоте шляются по степи без военной поддержки? Да приедет сотня всадников, тому старику весь пирсинг поотрывают — ты чей, дедок, не наш, тогда делиться надо.

Эпическая фраза про один народ на земле князя — это в Тмутаракани??? Хазары, ромеи, русы, куча племен с Кавказских гор, куча племен из степи... Это торговый пятачок земли — какой, к лешему, «один народ»? Вы потребуйте моноэтничности от любого фэнтезийного портового города?

Актерская работа — противоречивое впечатление. Типажи двух героев подобрали неплохо. Куница получился чуть лучше, Лютобор чуть хуже. На фоне остальных — они прям раскрылись, как личности. Именно на фоне. Остальные — слабо, очень слабо. Ни князь, ни старейшина скифов — не выглядят таковыми. Уж лучше фрагменты в том же становище скифов, когда взрослые играют с детьми.

Ещё актеров портит грим.

Как дорожная история — сюжет меня совершенно не убеждает. Это не дорога и даже не квест — просто все злодеи в округе сговорились и решили устроить героям приятный сюрприз, причем нападать на персонажей строго по очереди. Ещё бы малость накал бреда подняли, и персонажам никуда ехать не понадобилось бы — стояли у перекрестка, а к ним «посетители» колонной шли.

Как почти всегда, проблемы с архитектурой :(

За что уважаю сериал «Последнее королевство» — про викингов и Англию времен Альберта Великого? Не смотря на относительно скромный бюджет, очень хорошо показано как минимум три типа строений: старая римская архитектура (фактурная кирпичная кладка, внутренние дворики, галереи), новые строения викингов (большие фактически двухэтажные избы) и типа постройки от бедности (что землевладельцы, что крестьяне жили в относительно похожих условиях).

Что видим в «Скифе»? Какую-то невнятную кладку в стене? Какой-то бредовый домик? Шатры не шатры, а черти что. Ребята, у вас место действия — рядом с Черным морем, на территории, где уже полторы тыщи лет как люди города строили. Культуру продвигали. Как могли. А включить фантазию и показать полузатопленный город Фанагорию, большей частью разрушенную волнами — карма не позволяет?

Будто смотрю фэнтези начала 80-х. Шкура звериная, мышца богатырская, краска яркая — вот вам и весь антураж. Даже в эпическом шлаке по «Трудно быть богом» (1989-го года выпуска) — антураж был куда лучше.

Граждане, вы в курсе, что компьютерная графика есть?

Правда, тут добавили костюмы.

Как фэнтезийные штуковины — местами они смотрятся. Вообще работа с цветом – чувствуется. А вот мы сейчас вам камлание покажем, вот сумерки, вот полутьма княжеского зала. Вот позолота не лице князя – «по богатому». Но я бы под такие костюмы вводил в сюжет какую-то цветовую магию: вот синий цвет, черный цвет, красный или там сиреневый — дают реальные плюсы к боевым навыкам :) Только этим я могу объяснить необходимость наряжаться в черное среди белого дня, да еще в непосредственной близости от княжеской свиты. Скорее убийцы бы прикинулись незрачными представителями социальных низов :)))

Такой скиф нам не нужен

Что хотелось бы сделать в подобном фильме?

Перенести время действия в эпоху Великого переселения народов:

— тогда реально еще были скифы. Натуральные, а не высосанные из пальцы;

— можно было бы сыграть на сюжете «погибели скифской земли» — распаде того государственного образования, которое еще оставалось за скифами. Соответственно, образ прошлых побед раскрылся бы на порядок лучше;

— появилась бы не просто сюжет «о последних упырях», когда герой долго пытается совершить самоубийство, ищет самый дурацкий повод, и в итоге ему это удаётся. Но вполне жизнеутверждающий вариант: скиф, бросай свои крымские степи, айда к нашим в леса;

— появились бы вменяемые оппоненты — гунны плюс все, кто в это время перся по Причерноморью грабить Рим;

— «дорожная история» получила бы вменяемый вектор движения. «Хронотоп», извиняюсь за выражение. От Крыма до лесостепной зоны и до густых лесов (отчасти бы решило проблему архитектуры);

— противостояние «рода» и «государства» — никуда бы не делось, просто приобрело бы другие черты;

— противостояние «язычество-христианство» стало бы не проблеском уходящей натуры, а вполне живым диалогом. «- Если вы, христиане, такие умные, чего у вас Рим пал? — Один пал, зато второй стоит»

Итого: ощущение от картины – будто в дешевой, старой машине, пытаешься выбрать несколько приличных по качеству деталей, при том не столько думаешь, как это вот ездить может, сколько вспоминаешь историю автомобилестроения.

Фильм самыми простыми средствами можно было бы сделать на порядок лучше.

4/10 – причем только за главные роли.





2284
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение26 января 2018 г. 18:15
порубеж_ник
Приветствую. Тебя я уже внёс в личный чёрный список за недостойное поведение, поэтому выказывать уважение не собираюсь. Теперь к делу.

Этот фильм и два его брата, названных тобой («Коловрат» и «Викинг»), никак не классическое фэнтези, даже не историческое фэнтези. Не доросли ещё до Мэри Стюарт. Эти фильмы относятся к так называемой альтернативной истории, конкретно криптоистории. В них элемент фантастический низведён практически до нуля, почти нет ни магических допущений, ни фантастических существ. Акцент на событиях и реалиях, «оставшихся неизвестными» и «не так понятыми». Вполне естественно и допустимо возмущение людей, знакомых с реальной историей, от столь вольного и безобразного обращения с историческим материалом. Будь это действительно фэнтези, а не альтернативщина, максимально сращённая с фолк-хистори, фильм приняли бы менее агрессивно. Будь это действительно интересный и качественно сделанный фильм фэнтези с местным колоритом, его бы приняли положительно. В пример хочу указать книгу «Евпатий Коловрат» Льва Прозорова: бред, если задуматься, но фэнтези, и написано хорошо, и потому читать это интересно.

цитата порубеж_ник

Я бы назвал этот фильм евразийским фэнтези. В этом его главное достоинство.

цитата порубеж_ник

словом, и «Скиф», и «Коловрат», и «Викинг» показывают, что наша историческая аутентичность —
прекрасный исходник для создания былин нового времени.

Это бездарная отсебятина коллективов недостаточно образованных для этой цели людей. Во всех трёх фильмах не видно ни знания истории, ни знакомства с фэнтези, ни даже поверхностного изучения фольклорных, религиозных и мифологических мотивов. Используются имена собственные в их «авторском» значении и «экзотической раскраске». Если знание всё же присутствует, значит, имеет место сознательное извращение. Выбирайте, что хуже.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2018 г. 18:52
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение26 января 2018 г. 20:54
А вот оскорбления — лишние.
 


Ссылка на сообщение27 января 2018 г. 08:08
beskarss78
Спасибо за модерацию. Видимо, я что-то пропустил. %-\
 


Ссылка на сообщение27 января 2018 г. 12:20
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение30 января 2018 г. 22:06
Очень рад, что вы в одной компании с Инварсоном)))
 


Ссылка на сообщение30 января 2018 г. 11:50

цитата

В пример хочу указать книгу «Евпатий Коловрат» Льва Прозорова: бред, если задуматься, но фэнтези, и написано хорошо, и потому читать это интересно.

Полностью поддерживаю! :beer:

цитата

Это бездарная отсебятина коллективов недостаточно образованных для этой цели людей. Во всех трёх фильмах не видно ни знания истории, ни знакомства с фэнтези, ни даже поверхностного изучения фольклорных, религиозных и мифологических мотивов. Используются имена собственные в их «авторском» значении и «экзотической раскраске». Если знание всё же присутствует, значит, имеет место сознательное извращение. Выбирайте, что хуже.

А это — вообще золотые слова, особенно про имена собственные в их «авторском» значении и «экзотической раскраске»!

Особенно доставляют разговоры о «зрелищности«! Какая зрелищность, если в том же «Викинге» нет ни одного, на секундочку — НИ ОДНОГО!!! — зрелищного сражения? Какая-нибудь «Великая Стена» — это бред, бредом погоняющий, но как же КРАСИВО там бегают по стене разноцветные китайцы! ;-)
 


Ссылка на сообщение30 января 2018 г. 22:07
Инварсон,
И у меня, и у вас — на этом сайте вполне сложившаяся репутация-)
Очень здорово, что вы в рядах моих оппонентов! Это единство мнений прекрасно говорит и о вас, и о них.
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2018 г. 17:52
порубеж_ник
Увы, до оппонента ты не дорос, и это мне стало ясно ещё в прениях о «Викинге». Конкретно твои, как «оппонента», недостатки: ёрничаешь, уходишь от ответа, уводишь дискуссию в сторону от основной темы, пытаешься переходить на личности. Это не всё, но этого хватает.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2018 г. 07:34
Вот-вот, Инварсон))) Именно так. Вы всегда требуете, чтобы стерли посты с не вашим мнением. А на замечания по этому поводу обвиняете в собственном хамстве другого. Может в вашем нике вместо «с» должна бы «з»?)))
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2018 г. 11:45
порубеж_ник
Ложь, оффтоп, флуд. Даже в столь коротком сообщении ты подтвердил все перечисленные мною (05.02.18 17:52) свои недостатки и показал ещё один: ложь.


Ссылка на сообщение31 января 2018 г. 18:03
ИМХО, хочешь снимать фэнтези — снимай о тридевятом царстве. Нет, обязательно надо залезть в историческую последовательность. Покопаться в ней, понять что нифига не понял и вообще снимать историческое кино это слишком сложно получится, потому что условностей уж больно много надо соблюдать... А отказаться от псевдоисторичности нельзя. Рискованно. Ведь если это будет тридевятое царство, а не русское княжество, государство может бабла то на съемочный процесс и не отсыпать. Нашего между прочим с вами бабла — бюджетного. Которое отлично могло пойти на покупку лекарств для пенсионеров например, ну или там на ПЗРК для мирных жителей Донбаса. Вот и пытаются снимать историческое кино, а когда не получается, то и начинается — «чур я в домике», тьфу ты, то есть — «а мы так и хотели фэнтези снять». В общем, плохому танцору половые признаки мешают...


Ссылка на сообщение4 февраля 2018 г. 07:40
Что-то здесь рубятся как в самом фильме.
А все беды «Скифа» вытекают из трех составляющих.
1. Отличные сказки и псевдоисторическое кино СССР («Илья Муромец», «Мио, мой Мио», «Садко»,множество других. «Русь изначальная» — из-за артефактов по сути фэнтези, но глаз не резало). Адекватно подобранные актеры (уж богатыри — так богатыри), отличная режиссура, отменные сценарии.
2. Отличные фильмы в жанре «фэнтези» сегодняшнего дня — тот же сериал по Толкину. А вот «Вархаммер» зрителям не понравился. То есть давно не кушаем «что дают».
3. Омерзительная дрянь вроде «Волкодава», где образ вывернут наизнанку, сюжет переврали. Или еще более омерзительного «Викинга», который явно сняли американцы, которые ни в истории, ни в русских сказаниях ни ухом, ни рылом. Да еще по неизвестному произведению Мао, который мог ничего не знать ни о Добрыне, ни о том, что Свенельд спокойно помер от старости, ни то, что викингов у нас отродясь не было. Были варяги:-))) Ну а после появления Голого (прямиком от бездны Ородруина), стало ясно — нужен правильный перевод. «Хоббит В, братство Г путешествие втуда и обратно».
И после фэнтези дорамы «Коловрат-сан», где два яойных перса — Бату-сама и Коловората-сан (или тян?) делают вид, что друг друга типа не любят, воспринимать «Скифа» отдельно — трудно. «Коловрат» просто выстроен по лекалам японских псевдоисторических дорам — даже зверь в качестве сопровождения героя впендюрен.
Вот эти три страшных вещи гробят «Скиф» напрочь. Ибо были актерские, сценарные, режиссерские школы (и на Западе они есть — в Америке сценарная, в Англии и Австралии — могучие актерские), а сейчас их нет. И поэтому «Скиф» смотрится плохо — как посредственный фильм, который снял Джо Д*Амато. Гигант порнографии обожал снимать Аторов — Великих Орлов. И вестерны. Но порно было лучше. Так может пора вернуть актеров типа Козловского в эротику (эпизод Козловского из фильма «Гольфстрим под айсбергом» был шикарен!)? А ? Тогда и восприятие фильмов типа «Скифа» станет более положительным.
Кстати, адекватность подбора актеров в «Скифе» вполне на уровне. Это играть им нечего. Говорю как режиссер, сценарист и преподаватель актерского мастерства. Увы, за сценарий — полный незачет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2018 г. 17:55
hellsing
Мои аплодисменты.

цитата hellsing

«Коловрат» просто выстроен по лекалам японских псевдоисторических дорам

Интересно. С такой стороны даже представить анализ не мог, т.к. ничего не понимаю в этом «аниме» (?).
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2018 г. 17:00
Раньше, чем я стал участником аниме-движения (и очень активным), я был знаком с классикой Японии и блистательным спецом по этим вопросам (ныне покойным, увы). Да, Батый — откровенно списан с яойных самурайных дорам. Один в один. Например, с Уэсугэ — эпоха Воюющих Провинций. Да, его могучий батыр — это персонаж именно аниме и дорам. И Коловрат тоже. Вот только зверь — не помню как по японски. Иногда их зовут по западному — фамильяр. Но медведь и дракон — как то фамильяр у меня не в ассоциации. Ну и развитие сюжета и сценария — как скопировали.
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2018 г. 15:10
hellsing
Спасибо! Думаю, что не одному мне кругозор расширили своим наблюдением.
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2018 г. 18:00
Совершенно верно — комменты «рубятся«! Но, думаю, если бы этот фильм был каким-нибудь «никогде» по среднеевропейскому времени, или вооруженным конфликтом светлых эльфов с орками, или напротив хороших орков со злыми эльфами, он бы никого не заинтересовал. Трилогия 1 по Толкиену была встречена с восторгом массовым зрителем, но правоверные поклонники писателя писали о ляпах в фильме и т.д. Впрочем, этот фильм снял все пенки зрительского интереса к новому миру, и уже трилогия 2 была встречена куда прохладнее, с обвинениями Джексона в самоповторах, то есть с большей критикой. Почему? Да поднадоело из-за регулярных показов по телеку. И этот путь пройден с 2001-2003 до 2012-2014, всего за 10 лет. Я это к тому, что данная декорация, страшно популярная 10 лет назад, к настоящему времени уже не увлекает.
Поэтому, «Скиф», основанный на другом материале, интересен именно этой новизной. Странно, что вы как режиссер, сценарист и преподаватель, игнорируете этот момент. Кстати, «Викинг» оказался интересен зрителям тоже — он собрал более 1 млрд рублей всего за неделю. Если публика — дура, то такая же как и у «Кольца», ведь ходили те же люди + их повзрослевшие дети. А в первом случае вы публику хвалите. Так что тут либо крестик, либо плавки)). («Викинг», а не «Варяг» — конечно лишь маркетинговый ход, а то, что викингов звали на Руси варягами, а в западных краях варягов — викингами, ну так что в этом омерзительного?))
«Коловрат», конечно, еще более фэнтезиен, чем «Викинг», ну так он и назван сказанием. Конфликт между Коловратом и Батыем это персонифицированный конфликт Защитника и Захватчика — архетип, проще говоря. Он присущ всем человеческим культурам, и если вам японские телесериалы ближе, это не значит, что такой архетип — островное изобретение.
В «Скифе» сценарист разгулялся также как в первом «Кононе» — последний киммериец ничуть не менее историчен, чем остатки скифов. У вас как у преподавателя есть претензии к актерам «Конона-варвара»? А они ведь играют точно также и точно таких же персов, что и в «Скифе» — гипертрофировано, и не по Станиславскому. А публика была от того американского фильма в восторге. Только у «Скифа» как у кино 21 века больше крови, рубки, выдумки и динамичности. Сделать такой фильм в нынешней России, и, полагаю, с бюджетом в десятки раз меньшем, чем у фильмов-фантези в Голливуде — это на самом деле творческий успех! Люди ведь не «Войну и мир» снимали.)
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2018 г. 20:16
Да что мы два понятия путаем. «Ну, тупые!». Я всегда возражал — не тупые, а ограниченные. Ну, да, «Викинга» смотрели не ТУПЫЕ, а очень ограниченные люди. Я вот в школе работаю. Трындец. Полный. По истории.
Второе. Навязчивая, наглая реклама, умелое навязывание фильма, даже пиффо «Эфес» — «Варяг» (дрянь с консервантами). Вот это и есть «Варяг». Так что обуть зрителей на деньги... Мавроди от кины так и сделали. А что омерзительного? Петтинг в кожаных штанах в облипку характерен для «Американского пирога» номер десять. И, нет, Владимир не был соплей, которая не имеет ни характера, ни харизмы, ни умения драться, ни умения планировать. Нет, это вообще отдельная песня — здесь про «Скифа», а это другой жанр.
Возвращаюсь к «Скифу». В «Скифе» работают по системе Мейерхольда. Ясен пень — условной:) Но она есть. Только «Конан» мне нравится, а «Скиф» — нет. Это даже не вторично. У меня куча японских и южнокорейских псевдоисторических фэнтэзей (От самураев девушек до самураев дедушек). И самая слабая из них уделывает «Скифа» как немецкие футболисты команду села Синебрюхово. Про Китай я не говорю. Они могут Мэтта Дэймона пригласить и не испортить фильм. Но!!! Когда-то китайцы учились на «Илье Муромце». То есть у нас учились! И до какого уровня канализации надо скатиться, чтобы смотреть со своим «Скифом» вверх, как мышь на Китайскую стену. Великую.
И вот поправочка — «больше крови, рубки, динамичности». Про выдумку даже не заикайтесь. Такие сценарии даже не пишут на коленке. Их прямо по ходу съемок придумывают. Каюсь — придумывал.
Так что не надо про «Войну и мир». Пусть доползут до скромного южнокорейского фильма.
Кстати, японцы называют какой-нибудь фильм типа «Принцесса-самурай» трэшем. Все честно. «Скиф» — это трэш.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2018 г. 08:16

цитата hellsing

Кстати, японцы называют какой-нибудь фильм типа «Принцесса-самурай» трэшем. Все честно. «Скиф» — это трэш.

Да, лично я упустил такую классификацию. Всё, оказывается, можно куда проще объяснить и, главное, понятнее. Ваш опыт работы и прямого общения с живыми людьми сразу даёт о себе знать.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2018 г. 20:53
Ну вы как-то всё фокус дискуссии смещаете))). Я вам говорю, что у «Кольца» и у «Викинга» была одна публика, но в первом случае вы её уважаете, а во втором ругаете. А вы в ответ: они не тупые, а ограниченные люди. Не очень помню про кожаные штаны на Владимире. Но если были, так это характерно для викингов: знаменитый датский Рагнар был Рагнаром «Кожаные штаны»)) Был ли Владимир соплей? Смельчаком не был: когда узнал, что Ярополк убил Олега, то убоялся и убежал к варягам. Собственно, новгородцы заставили его идти на Киев, дав и денег на наем, и собственных бойцов. Конечно, у него был комплекс третьего сына, к тому же от рабыни. Так что у него были психологические травмы. Для любой истории интересно показать развитие характера. И в «Викинге» эта линия органична и на месте. Эпитеты «обуть как Мавроди», «Ам.пирог», «сборная села Синебрюхово» — это не аргументы и не доводы, всего лишь ругательства.
«Конан» вам нравится, а «Скиф» не нравится — ну а к достоинствам или недостаткам фильма это какое имеет отношение? Вы можете любить свинячий хвостик, а кто-то — попадью. (Это из Гоголя)) Про японские и ю.корейские фантазии я уже аргументировал: у человечества ограниченное число сюжетов и архетипов. И они — НЕ японское или корейское изобретение. И «Скиф» конечно интереснее смотреть чем тихоокеанское фэнтези, просто потому, что действие фильма разворачивается в знакомом нам пространстве, а не на абсолютно чуждом историческом и ментальном материале. А трэш ли это, боевое фэнтези, псевдоисторический боевик — на самом деле неважно. Достоинство «Скифа» в том, что он доказывает: вот такие штуки можно делать и в декорациях Тмутараканьского княжества, а не только варварской Британии, или пустыни Гоби.
Страницы: 12

⇑ Наверх