ARQ Ещё одна петля


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > "ARQ": Ещё одна петля времени
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«ARQ»: Ещё одна петля времени

Статья написана 12 мая 2018 г. 02:26

Рент просыпается рано утром в постели, рядом с ним спит симпатичная девушка. Голографические часы (показывают 6:16) и энергетическая татуировка на плече у девушки намекают, что действие происходит в будущем. Тут же в дом вваливаются трое мужчин в масках-респираторах. Они хватают Рента и куда-то тащат. Он вырывается, падает с лестницы и… Тут же просыпается в той же постели, из которой его только что вытащили. Рядом все та же симпатичная девушка. На часах все так же 6:16. В двери опять вваливаются все те же головорезы. Они вновь хватают Рента и утаскивают его. Он мало что понимает в происходящем. Уже скоро и он, и зрители поймут: перед нами обыкновенная петля времени. Чтобы не произошло, события запускаются заново ровно через три часа четырнадцать минут от точки отсчета. И бегать теперь героям по этому промежутку времени, как той белке в колесе.

Перед нами типичный образчик малобюджетной фантастики. Действие разворачивается в декорациях одного дома. Только один раз герои выйдут из полутемных комнат на улицу, и нам покажут впечатляющий постапокалиптический пейзаж. Маленький бюджет вовсе не означает, что фильм обязан оказаться неудачным. Например, сравнительно малобюджетный «Помни» Кристофера Нолана навсегда западает в душу. Или огромное количество снятых за копейки ужастиков, которые покорили зрительские сердца и многократно окупились в прокате, самым ярким примером этого можно считать «Ведьму из Блэр» Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса. Когда сталкиваешься с малобюджетной фантастикой, то ждешь, что авторы предложат необычную историю и отменную актерскую игру. И то, и другое с легкостью компенсирует дорогие съемки, навороченные спецэффекты и прочую мишуру, все то, что уже давно набило оскомину.

Начнем с истории. Сюжет с повторяющимися событиями (герои могут помнить временные петли, а могут и не помнить) уже давно разрабатывается в кинематографе. Этим зрителя ныне сложно удивить. Есть трогательный и комичный «День сурка», есть захватывающая и драйвовая «Грань будущего». Это как бы два направления, по которому могут пойти авторы, взявшиеся за такой сюжет. Либо у нас лиричная история про воспитание чувств, либо у нас лихой боевик, в котором временная петля служит чем-то в роде сохранений в компьютерной игре. Тони Эллиотт (режиссер и сценарист «ARQ-а») идет скорее по пути «Грани будущего» (минус сто семьдесят восемь миллионов долларов и Том Круз с Эмили Блант). Каждое новое проигрывание событий нужно, чтобы герои получили немножко свежей информации, которая должна помочь выпутаться из сложившейся ситуации. Интрига достаточно сложная, мы имеем дело с корпорацией, которая подмяла под себя весь мир, с революционерами, которые против нее борются, и с прочими атрибутами фантастики про мрачное будущее. Все не те, кем представляются в начале, хотя определенные повороты сюжета все-таки угадываются. На уровне сценария все это ладно скроено и крепко сшито. Осталось только определить, так ли хорошо все это воплощено на экране. Поэтому перейдем к актерской игре.

И актерская игра очень и очень средняя. Главных героев воплотили на экраны Робби Амелл, известный прежде всего по роли агента ФБР Миллера из провального десятого сезона «Секретных материалов», и Рэйчел Тейлор, которая прославилась тем, что снялась в трех сериалах, которые очень быстро закрыли. Это в данном ключе о многом говорит. Нет, сперва, конечно, удивляешься тому, как просто герои воспринимают то, что к ним в дом вломились бандиты, повязали, требуют денег. Потом понимаешь, что для этих героев такая ситуация не очень уж и экстраординарная. Но все это не искупает того, что актеры играют так невыразительно, что сочувствовать им не получается. Все эти интриги с подпольщиками и агентами корпорации не вызывают большого интереса не потому, что плохо придуманы, а только лишь потому, что актеры не вдохнули в них жизнь. У актеров на все события примерно одинаковые реакции. Единственное, что у них хорошо получилось изобразить, — это неожиданное пробуждение. Но есть в «ARQ-е» то, что искупает далеко не блестящую актерскую игру.

Это атмосфера замкнутого помещения, в котором разворачиваются события фильма. Ощущение изолированности от внешнего мира, почти осязаемая затхлость воздуха, теснота комнат – все это идет в копилку достоинств фильма Тони Эллиотта. Да, чувствуется искусственность всех сюжетных перипетий, и это очень портит впечатление. Но за всей этой беготней из комнаты в комнату, за постоянным повтором новостных сообщений и прочими деталями все-таки любопытно следить. Тут, правда, скорее интерес зрителя, которому показывают любопытный эксперимент. Но многие авторы, которые брались за тему петель времени, и этого не смогли добиться.

«ARQ» хорош тем, что не обещает большего, чем дает. С самого начала опытный зритель поймет, что перед ним очередное упражнение на тему «День сурка». И очередное упражнение так и останется просто очередным упражнением. На четверочку.





1471
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 мая 2018 г. 13:03
Я полагаю, что все фильмы с временной петлёй, играют на влечении людей к правильному восприятию реинкарнации. Временная петля более лёгкая для понимания, чем эта глубокая философская тема. Фильм выполняет свое предназначение, если он приблизит зрителей к выходу из цепи перерождений Души, а не запутает ещё больше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2018 г. 13:59
Мне кажется, что, когда мы говорим о таких фильмах, то надо скорее вспоминать Ницше с его Вечным Возвращением, которое, конечно, и про реинкарнацию тоже. Дело в том, что реинкарнация работает и в представлениях о цикличности времени, и в представлениях о линейности времени, но может делать это по-разному. Любая временная петля должна объединять эти представления. А вот идея реинкарнации сделать этого не может. Но, конечно, временная петля и о реинкарнации тоже.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2018 г. 08:26
Вряд ли они играют, как Вы говорите, на «влечении людей...» и дальше странная фраза. Очень сомневаюсь в наличие оного влечения. Может у кого-то в порядке исключения. Конечно, встречаются самые причудливые влечения.

Однако, в качестве обратного примера приведу мой любимый «Исходный код». Там не вижу никакой темы реинкарнации или желания прервать «круг возвращений», наоборот — сильное желание остаться в любой реальности, не вопрос в какой. может даже если бы петля повторялась. Там вообще о другом — весенняя свежесть жизни и желание ее удержать, и предвкушение чуда, для которого есть объяснение. Хотя тоже тема петли времени, но по-другому. Лично мне при пересмотрах всегда нравился этот фрагмент и не хотелось с ним расставаться. В этом фрагменте бодрящее утро в поезде и весенняя дорога.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2018 г. 10:34
Нельзя отрицать, что «Исходный код» оптимистичный фильм. И там очень воодушевляющий финал. Приятно, что кому-то тоже нравится этот фильм)
 


Ссылка на сообщение19 июля 2018 г. 22:25
Да, не просто нравится, а один из любимых. Актриса удачно подошла, у нее такой живой заразительный взгляд, что легко понять главного героя желающего во что бы то ни стало спасти именно ее напротив. Ее нет, но она кажется самой живой, самой настоящей реальностью и единственной. К тому же тема параллельных реальностей, на мой взгляд, лучше раскрыта, чем в любом кино, которое я видел. Может что-то и не видел :) Здесь не происходит какого-то надуманного перескакивания в другую реальность «туда-обратно», но по косвенным признакам видно, что она другая, в то же время для героя она непрерывная линия его реальности. По-моему, это элегантно получилось. В ряду того что я жду от жанра, но редко нахожу.


⇑ Наверх