«Как я не съел собаку»
Европа 20 тыс. лет назад.
Крайний ледниковый максимум. Шоссе нет, центрального отопления нет, блинов и гамбургеров не подают категорически. Вокруг местность, похожая на тундру.
Есть клан охотников-собираталей, у которых начинается сезон охоты на бизонов.
Но для начала им надо провести вступительные экзамены. У всех юных падаванов клана берут кремниевые наконечники, которые они попытались смастерить в свободное от основной работы время.
— Вот на хрена ты делаешь кремниевую хрень с квадратным концом??? Она же не колет… — производственная лексика еще не изобретена, потому экзаменатор говорит просто «годен / не годен». Годных для охоты парней тут же бьют неудачливые сородичи.
Стойбище расположено в стратегическом месте, на холме, где очень удобно оборудовать пулеметную точку, но пулеметов еще нет, потому с холма хорошо смотреть в светлое будущее человечества…
/селились действительно в местах с хорошим обзором, но смотрели в основном, за дичью. Кстати, жилища из костей мамонтов в фильме – выглядят очень представительно, добротно/
Берут копья, выдвигаются.
Идут, днями светлыми, отдыхают ночами темными – и зрителям показывают тот визуальный ряд, ради которого собственно и снимался фильм: что мы теперь не можем видеть в ночном небе? Мир звезд, Луны, отблесков на воде и неясных теней. Получилось очень красиво. И ради первобытного эпического пейзажа вполне стоит посмотреть это кино.
По пути находят они каменный столб с бубликом на вершине – работы предков – а рядом с ним других охотников-собираталей, дружественного клана.
— Неандертальцев не видел?
— Нет, спокойно все.
— Вот у меня сынок подрос…
— Здоровенный амбал! Да такой мамонта завалит!
— Мы сейчас на бизонов идем…
— Вместе пошли, у меня тоже сынок имеется…
К месту охоты доходят не все. В память об утащенном сородиче – кладут расписной камень на кучку похожих.
Охота вполне заурядная – погнали бизонов на обрыв. Но один бизон выразил несогласие и сына вождя в пропасть сбросил. Тот упал на площадку как раз посредине пути, там и задержался. Остальные пригорюнились – альпинизма нет, веревок нет, ремни из шкуры короткие (а связать их вместе – не додумались)
Но тут наступает время собирать добычу.
— Вы спросите меня, нахрена мы перлись в такую даль охотится на бизонов, если невозможно отнести домой здоровенную гору мяса??? – мог бы сказануть вождь.
— Да вождь, спросим…
— Вы забыли про стратегические волокуши – кладите на них мясо, и айда по родным пещерам, то есть шатрам… — говорит он куда проще «Грузите мясо»
— Мясо же пропадет? – мог бы заметить какой-то маловер, — Солить мы его не умеем, вялить нет времени, коптить нет дров… (в кадре мелькает дым, но это не коптилья)
— Работай давай! – ответил бы ему вождь.
/насколько я понимаю, племена охотников мигрировали вслед за основным промысловым зверем, причем у некоторых индейцев доходило до того, что они несколько дней не зажигали огня в зимних становищах, чтобы не напугать бизонов… Неделю идти за бизонами, чтобы потом две недели волочь их тухнущее мясо до стойбища – странная идея/
Спустя какое-то время (ну не меньше суток получается — разделать бизонов каменными орудиями, соорудить волокуши, погрузиться, переночевать, поутру стартовать) молодой человек на скале очухивается, понимает, что дело дрянь, но с организмом у него почти полный порядок – ногу только немного ушибло.
Изобретает альпинизм и спускается-сваливается вниз. /жить захочешь – не так раскорячишься/
А вокруг-то никого…
Бросается он наверх – а там в ритуальной кучке камней и его камешек лежит. А тут еще волки выть стали. Словом, попсиховал он, да и дернул из опасного места.
/если я правильно понимаю, падальщики должны были объявиться не через сутки, а буквально через пару часов. Это конечно не саванна, но обоняния тут не отменяли/
Дальнейшая история знакомства и сотрудничества с волком – куда лучше показана в фильме :)
Замечу только, что есть несколько хороших кадров в ледяной пещере и образ пустой хижины с мертвым охотником…
К чему был весь этот пересказ и ёрничанье?
Создатели фильма хотели показать прото-эпос.
Величие природы, мощь и силу дикой жизни, решимость охотников. И удивительную дружбу, которая в первый раз…
Проблема, как всегда – в подаче мелочей. И не столько в их археологической достоверности (обычный зритель ведь не археолог, да и критик вполне может заблуждаться) сколько в здравом смысле.
На экране должен был быть в первую очередь показан умный обычай. Не скажу, что охотники глупые, но клан мог жить только обычаем. Причем этих обычаев много – люди живут как бы в цепочках последовательностей, которые идут от предков к потомкам. Но тут обычаи весьма туповатые. Отношения индивида и обычая, которые дают основной драматизм той эпохи — мягко говоря, не очень заметны.
У любого первобытного человека – куча носимой утвари, которая лимитируется чуть ли не весом (Энци – которого из льдов выковыряли, он ведь довольно серьезно экипирован). Чтобы весь этот карнавал на себе содержать, условный дикарь постоянно в поиске – чего бы отломать, загарпунить, сорвать, смастерить и т.п. А если чукча в чуме ждет рассвета – так это уже многое сделано и сейчас на улицу просто не выйдешь… А тут ощущение постоянного труда/деятельности/игры/ритуала — тоже не очень видно.
Детство человечества – это не детский сад для каждого отдельного человека. Тут же всё сдвинули к детскому восприятию, хотя перед нами – уже вполне взрослый по тогдашним представлениям человек (он одного роста с отцом).
Я понимаю, что фильм для зрителей с 12-ти лет. Но всё-таки «история доисторического мальчика» это одно, а прото-эпос – другое.
«Шрека» или «Богатырей» — когда есть слой восприятия для детей и слой восприятия для взрослых – тут не вышло категорически. Картинки не заменяют реплик или хотя бы подробностей на втором плане, какие здорово показаны в «Апокалипто» (если что – я про город, а не про интимную жизнь индейцев :)).
Актеры пытаются играть, но увы, роли у них слишком прямолинейные. Попытка изобрести древний язык и сообщать зрителям информацию в субтитрах – смотрится идиотизмом.
Итого: хороший детский фильм, который взрослым интересно смотреть только из-за видов природы. Как детский фильм — на 9.