Удачнейший прецедент в мире сериалов, когда премьеру истории о медсестре, угодившей в Шотландию XVIII-го века — приурочили к референдуму о независимости Шотландии («Чужестранка») — смогли взять на вооружение и в российском кино.
Но ракурс немного поменяли — и вот группировка Ленинград выпустила очередной клип именно к премьере фильма, причем обозначила связь всеми возможными способами — от названия до афиши «большого кино о большом писателе». Качественно «упали на хвост».
Клип рекомендую посмотреть первым :))) https://youtu.be/cS-NwLMA5Zk
Что есть в этом клипе и нет в большом финале трилогии?
— в первую голову — правильное сочетание комического и трагического начала.
Когда в финале трилогии Пушкин и Лермонтов убивают очередную ведьму и предлагают Гоголю вступить в тайное общество по борьбе с силами зла, я понимаю, что к создателям фильма прислали доктора.
Вот такого.
Но помог он мало.
Потому как надо было или все снимать на таком угаре, чтобы смеясь, зрители плакали, или вообще не вкручивать мозги «новым прочтением».
Только вот создатели попытались сыграть в игру «тут смеемся, тут плачем, тут рыбу заворачиваем».
Комическое и трагическое в одних и тех же персонажах слишком отделено друг от друга. В результате образы рассыпаются. Дон Кихота и Санчо Паса не выходит, а Гоголь у вас то герой, то простак, то шут, то жертва, то несгибаемый борец.
Получился эффект тревожных глазок бывшего инквизитора на фоне дерганых движений в стиле Майкла Джексона — и никакая патетика не помогает скрыть этот конфликт. Выглядит подобное сочетание — точно как первая минута вот этого концерта. https://youtu.be/vHqtJH2f1Yk
.
С Меньшиковым та же беда: от него требовали периодической радости жизни, искрометного вдохновения. Но товарищу пора Керенского играть — август 17-го, темные мысли с интригой против Корнилова. А тем юношей из «Покровских ворот» он уже не станет и попытки принять на себя прежнюю маску — ломают образ. Молодящийся Ришелье — отталкивающе смешон. Шерлок Холмс, который судорожно пытается набросить парик на лысину — отталкивающе смешон.
.
Из основных действующих лиц самым цельным оказался образ провинциального чиновника, который косплеил Павла I. Это что в первом фильме удачный персонаж, что в третьем. Потому как дурацкого юмора к образу не примешивается, комедийные моменты не делают из персонажа идиота.
Ради этого образа — я третью серию и посмотрел. И этим конкретным образом остался доволен. Актер уже не первый раз класс показывает, кстати.
Из подборки актеров ещё хорошо получился Пушкин — для данной, конкретной роли :))))
.
— во-вторых — натура и задний план.
Я не знаю, кто консультировал создателей фильма по реалиям малороссийских губерний, но эти консультации пошли на растопку буржуек.
За основу было взято усредненное восточноевропейское фэнтези.
С одной стороны это радикально снимает претензии к создателям фильмов — деталировка и реализм это не про них.
Упрекать в анахронизмах всё равно, что выставлять претензии к слонопотамам в фильме Гая Ричи о короле Артуре. Надо же Мордреду ездить на каких-то тварях? Чем плохи слонопотамы?
Опять-таки сравниваем с клипом.
Я понятия не имею о реалиях того конкретного театра, который был взят за образец. Но гротеск соответствует некоему обобщенному образу внутритетральных подлянок и разборок. Вид через мутное стекло как бы скрывает недостоверные подробности.
Однако подробности жизни николаевской России вообще и полтавщины в частности были ведь Гоголем описаны — и сейчас ненавязчиво включены в школьную программу. Получается обратный эффект — в этом «театре» виртуально побывали очень многие, и попытка обобщить до уровня восточной Европы — смотрится уж больно коряво. Экзотики, как армия Мордреда на слонопотамах — не вышло, а эффект недостоверности — вот он. Чтобы сделать единую стилистическую историю с громадными допущениями — вроде «Влюбленного Шекспира» — требовался или единый эмоциональный настрой (см. первую претензию) или полная замена декораций (могли бы перенести все в период хаоса — гражданская война 17-19-годов отлично подходит — были бы «Вечера на хуторе» + «Свадьба в Малиновке»).
Опять-таки само обобщение — на чисто визуальном уровне сделано совсем недурно.
Плывущая по воздуху кукла, превращения, некоторые поединки, ад... Динамика некоторых сцен. Богатство съемок. Глазу есть за что зацепиться.
На уровне детектива — есть доля претензий, но есть за что похвалить.
.
Итого: крайне неровное и большей частью сюжетно слабое завершение трилогии. Декораторы, гримеры и мастера спецэффектов — показали себя куда лучше сценаристов и режиссера. После такого фильма обычно сдержано хвалят и много говорят о потенциале киноиндустрии. Да, потенциал тут есть.
Но эти бы потенции приставить к шнуровскому клипу, да и растянуть до полнометражной величины — и чтобы никто не увидел в этом фрейдизма :).
Но сейчас хочется взять ножницы и сделать из фильма неплохой трейлер.