— Нам нужен французский вариант «Я — легенда«! Но чтобы зомби.
— У меня есть намётки шеф, хорошие. Можно приступать?
— Нет.
— ?
— Я знаю — кровельщики тебе бабла занесли, чтобы крыши Парижа рекламировать. Мне мою долю откати, и работай давай...
.
Сюжет не блещет новизной — хотя тут можно сказать, что надежная схема борозды не портит.
Молодой человек приходит на вечеринку, и становится ясно, что у него большие проблемы со смыслом жизни. «Ни что не мило, ничего не жаль, и голова упрямо лезет в петлю, а сердце просит яда иль ножа...» До суицида пока не дошло, но будущей Робинзон просто не понимает, что он делает в этой квартире, в этом городе и на этой планете (намеки на разрывы личных отношений и проч).
Утречком просыпается — и еле успевает дверь закрыть.
Вокруг — зомби.
Напротив кто-то пытается спастись — неудачно. Внизу стреляется сосед — пуля проходит сквозь пол.
Из отдельно стоящей многоэтажки выбраться вряд ли получится.
С одной стороны — появился смысла жизни. Усилия по сбережению себя отнимают много времени и сил, так что только подобием музыки можно отвлечься.
Проходит полгода.
Стук в дверь — и он, нервничая, подстрелил девушку. Живую. Какое-то время говорил с ней — она бегала по крышам, в городе есть и другие люди, большей частью сумасшедшие — но вот она мертва. /намеки на неполную адекватность героя/
И вот случается оплошность — от которой прорывается в дом зомби, и герою остается только отчаянно прыгать на другую крышу.
Допрыгнул — смотрит — и перед ним ведь целый мир, мир парижских крыш и мертвого города... А, может быть, еще и людей...
Начнем с хорошего :)
Несомненный успех декораторов — это отличный подбор цветовых сочетаний в кадре и уютная обстановка в парижских квартирах.
Но еще лучше получилось показать — как дизайнерская по своей сути обстановка в доме понемногу становится функциональной. Герой приспосабливает под себя пятиэтажку. Вот банки и склянки на крыше — собирать дождевую воду. Вот стеллаж, забитый консервами, которые он собрал по дому. А вот старый лифт с решеткой, где живет его ручной зомби...
Актер — а фильм временами мало отличается от моноспектакля — показался себя с лучшей стороны. Обыкновенный человек, у которого началось одиночное плавание.
Хронологически — завязка, развитие сюжета и т.п. — фильм выверен. Никакой затянутости либо же суеты. Всё идет как идёт.
Наконец та проблема одиночества современного человека — который настолько привык жить в своей социальной ячейке, что и когда общества вокруг нет, он продолжает прятаться в панцире — какое-то раскрытие получила. Скажем, в первый же день своей робинзонады он попытался вымыть пол в квартире :)
Но и плохое в фильме имеется.
Под одиночество главного героя — подгоняются все особенности катастрофы. Видны дыры и нестыковки:
— если в городе сохраняются хоть какие-то живые (несколько десятков) — они неизбежно дадут о себе знать;
— если живые объединяются в бригады хотя бы по 2-3 человека — он начнут методично истреблять зомби в своих районах. Пулемет не сгубил столько зомбей, сколько швабра и вилы и четырех руках — один придерживает шваброй пациента, упираясь ему в грудь, а второй протыкает череп вилами. Ну а наличие патронов, машин и т.п. — означает бригады сборщиков, которые будут по городу перемещаться (уцелевшие военные базы означают вертолеты);
— словом, героя бы нашли раньше (вспомним первоисточник — кто была та женщина, что вышла на дом человека-легенды?)
— наконец сам герой при несомненной методичности, усидчивости, технической сноровке — совершенно не озаботился доспехом (только один раз нацепил маску, а левую руку прикрыть не додумался) и вариациями холодного оружия (хотя трубу отопления по дубинку приспособил). Так же не полез в подвал (пока были живы батарейки в телефонах, было электричество).
Получился мир, который намеренно превратили в сцену для камерной постановки очередной робинзонады.
Если принять некоторые «условности» — сказать себе, логические дыры подчиняются психологической задумке, и не обращать на них внимания — то хорошо. Человек переживает кризисы одиночества и, заодно, свои собственные, накопленные за предыдущую жизнь.
Сам фильм на твердую восьмерку, иногда поднимается до девятки.
.
В который раз повторю — кинематографу на постСоюзном пространстве надо учиться у других небогатых кинематографов. Причем не копировать, а брать вещи с разбором — у тех тоже не все получается.
Сравним «Париж...» — с французским же поделием «Выжившие». Там была поставлена задача сделать «Я — легенду» для девочек, которым за... Тоже с усеченным бюджетом. И что же? Розовые сопли: героиня на трейлере попадает в аварию, вокруг машины бродят зомби, а она вспоминает, как была наркоманкой, её любил некий сравнительно состоятельный мужчина, и даже семья у них могла быть, но вот не получилось, и теперь вообще все плохо. Под утро понимает, что один из ходячих мертвецов — это именно тот мужчина, который еще что-то помнит. Стреляется с ним одной пулей на двоих... В «Париже..» смогли раскрыть основные проблемы безо всяких мыльных отсылок к прошлому, флэшбеков на пять минут.
Итальянцы решили еще экономнее сработать, потому «Один день конца света» — зрителя декорациями вообще не балует. Герой застрял в лифте, а вокруг зомби-эпидемия... Из этой платоновской пещеры он пытается понять, а где все...
.
Но что видим «абстрагируясь от частностей»? Есть большая, магистральная тема, которую кинематограф разрабатывает десятилетиями. Одиночество человека в необычных декорациях или же одиночество не очень обычного существа, наделенного человеческими эмоциями (Валл-И).
Разумеется, если прямо сейчас снять фильму про то, как выживальшик будет по хрущевке лазить, а вокруг зомбаки, и мужику приходится гнать самогон из чего попало — выйдет тухловато.
Но можно включить фантазию :)