Грамотное смещение фокуса....
С чего должен начинаться любой качественный ужастик, да еще и мистический?
С изучения истории религиозных культов. С вскрытия социальных структур различных сект. И с уточнения исторического контекста.
Это во мне говорит недодушенный преподаватель, но сейчас он прав :)
Создатели этого фильма так и поступили: перед нами грамотное вживление проблематики язычества в реалии 1905-го года.
Спойлер.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
На этом северном острове зерновые так и прут.
Дальше пара мужиков не растерялась — и учредили они религиозный культ. Стали собирать общину на острове. И помалу народ туда стал перебираться — потому как село, продовольствие имеется, и вообще, свои ведь все люди...
Но сектанты плохо понимали в сельском хозяйстве, совершенно забыли про удобрения. Фосфорные, калийные, азотные — вот чужды им эти слова.
Оттого земля стала истощаться, а богиня кочевряжиться — урожаи пошли пустые, отравленные.
У общины начались проблемы.
Денег нет. Кормить людей надо. Лидерами общины остаться хочется.
Один, который помягче, стал питать богиню свой собственной кровью. Помогало плохо.
Вдвоем «апостолы» стали шантажировать некоего богача, дочь которого примкнула к общине. Появятся деньги, смогут прикупить зернышка.
Второй апостол, который жестче, стал людей целиком скармливать, но когда это не помогло — решил, что надо давать младенцев. То есть пару женщин на цепь, чтобы беременность под контролем. И жертва уже готова.
Шантажируемый отец пал духом, но у нашелся у сестры брат. Только вернулся из Китая, где пытался проповедывать (и помалу шпионить), но показали ему ихэтуани кузькину мать (Боксерское восстание). Он во многом утратил веру, однако же за сестрой — поедет.
Дальше — ряд детективно-батальных разборок, по результатам которых община эвакуировалась (прибыл пароход, всех забрали), сестру спасли, жестокосердного апостола помножили на ноль. Братец-шпион оказался смертельно ранен и обернулся новой личиной божества — врос корнями, пустил побеги, теперь будет наращивать плодородный слой, истощенный сектантами. А второй апостол — мягкосердечный — остался при нём.
Что хорошего:
— отличная сюжетная подача: при том, что главные герои как бы заявлены, фактическое действие сосредоточено вокруг немного других людей. Идёт постоянное раздвоение — в кадре, в сюжетной линии двое, один на виду, второй рядом, и тот, кто рядом, в итоге оказывается важнее. Главный герой — брат-шпион. Но фильм — про апостола. Вот про него.
Он колеблется между необходимостью кормить людей и нежеланием приносить их в жертву, между стремление поддержать общину, и пониманием, что добром тут не кончится, между поддержкой старого товарища и отвращением к зверствам. Не Гамлет, но тоже круто...
И таких пар несколько, на разных уровнях.
Смещение фокуса очень оживляет фильм, придает объем персонажам;
— это бы не сработало, не будь в фильме отличного актерского состава. Себя показывают все — по ролям. Хороший ансамбль. И как показывают! Вроде как постоянное перетягивание одеяла на себя — но именно в рамках сюжета. Чего рассказывать, тут смотреть надо;
— финал хорошо объясняет, почему языческие боги остались в прошлом. Легко воображается история предыдущей общины на этом острове, по результатам чего осталась единственная женщина...
— подача эпохи. Когда жестокосердный апостол называет богиню просто машиной, которую он контролирует — это попадание 146%. Позитивизм и механицизм как он есть. Плюс — корабли, поезда, интерьеры, костюмы, природа. Декорации кажутся правильным (хотя я не историк);
— спецэффекты на своём месте. Может быть, за исключением финального взрыва камней — с кровью;
— ощущение тупиковости проекта: это замкнутое сообщество вдруг понимает, что дальше так жить не получится — но что делать? Неудача, в которой люди не могут себе сознаться — будто висит в воздухе, нагнетает ситуацию;
— не очень ясен политический статус этого острова. Сектанты казнили минимум одного агента короны (вроде как британской). Но можно предположить, что шло обострение ситуации и через пару лет туда бы просто подогнали броненосец с ротой морской пехоты.
Что плохо: извините, но «Сайлент Хилл» и «Остров проклятых» давили на мозги создателям. Подручное существо богини, общая кровавость, тот сарай, который вокруг неё построили — это низкий класс. Надо было тоньше пугать. Равно как агента уже чрезмерно показывают сумасшедшим.
Итого: удачный жанровый фильм, который можно смотреть. В своем классе — 9, а так — 8