72 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» > 72. Иллюстрированные сказки: Теремок. Графические романы (худ. А.Кошкин, И.Олейников)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

72. Иллюстрированные сказки: Теремок. Графические романы (худ. А.Кошкин, И.Олейников)

Статья написана 14 ноября 2018 г. 19:40

Завершаю обзор "Теремков" двумя книгами, которые я бы условно отнёс к жанру "графических романов". И традиционному роману тяжело дать определение, что уж говорить о графическом романе. Но цель введения нового понятия вроде бы понятна: показать, что перед нами не просто комиксы, а серьёзное искусство.

Обе книги в твёрдом переплёте, квадратного формата, практически одинакового размера.

Два романа
Два романа

Знаменитые художники остались у нас напоследок: А.Кошкин (https://fantlab.ru/art608) и И.Олейников (https://fantlab.ru/art825). Они ровесники, но Кошкин был замечен и обласкан ещё в молодости в советские времена, а Олейников в книжной иллюстрации стремительно выдвинулся в XXI веке. Поэтому, наверное, Кошкин воспринимается как художник старшего поколения, а Олейников — молодого.

Формально только Олейников, как художник, открытый современным веяниям, назвал своего "Теремка" графической историей (романом всё же не назвал, убоясь пафосности), а Кошкин никак своего "Теремка" дополнительно не атрибутировал. Внешние различия в рисовании ими "Теремка" бросаются в глаза сразу. У Кошкина — традиционное прочтение. У Олейникова — повествование погружено в актуальную жизнь нашего времени (это как "Гамлета" любят играть в современных костюмах и декорациях). Ну и способы подачи информации у художников собственные. У Кошкина — внутренняя напряжённая психология (так и хочется сказать: старая школа). У Олейникова — глубокие экскурсы в прошлое героев (раскрытие причин, по которым они поселились в теремке). У Кошкина — краткость (не сильно по объёму отличается от традиционных циклов иллюстраций к "Теремку"), у Олейникова — подробнейшее любование деталями.

Однако, важнее то, что в обоих "Теремках" рассказ ведётся именно иллюстративными средствами, практически без опоры на текст. Наверное, это и есть признак графического романа (в комиксах-то текст очень важен!). Оба художника дают нам избыточные для простенького сюжета сведения, а получаем мы эти сведения (о профессии, статусе героя и т.п.) только внимательно и подолгу рассматривая сами иллюстрации. Что-то открывается на второй-третий раз, т.е. процесс получения информации из графического романа идентичен процессу получения информации из текстового романа.

Начнём по порядку. Кошкинская книга вот такая:

"Теремок". — Худ. А.Кошкин. — М.: Серафим и София, 2011. На Фантлабе не нашёл.

"Теремок", худ. А.Кошкин
"Теремок", худ. А.Кошкин

В книге есть форзац — меня уже он завораживает. Кошкин очень благотворно действует на психику — у него как у Брейгеля даже в самых драматических ситуациях персонажи слегка заторможенные, задумчивые и открытые. На форзаце прекрасен и общий план: галерея персонажей (включая множество насекомых, но исключая медведя) среди мухоморов, и — в центре — важная лягушка в пенсне (если придираться, то в геометрическом центре — блоха).

Форзац: общий план
Форзац: общий план
Лягуха Премудрая
Лягуха Премудрая

Ну дальше всё по плану, но сюжет тут уже давно не важен: "...устроим праздники из буден".

К середине книги мышка появилась
К середине книги мышка появилась
Заяц прибыл
Заяц прибыл
Волк — рыболов-маргинал
Волк — рыболов-маргинал
Близость конца за окошком
Близость конца за окошком

А вот это конец: изображение на задней крышке переплёта (т.е. заднее некуда).

Медведь среди собственных мухоморов
Медведь среди собственных мухоморов


Теперь роман Олейникова:

"Теремок: графическая история". — Худ. И.Олейников. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. Есть на Фантлабе (https://fantlab.ru/edition225887).

"Теремок", худ. И.Олейников
"Теремок", худ. И.Олейников

В качестве литературной основы Олейников выбрал редкий вариант обработки сказки, принадлежащий легендарному В.Далю. В этом варианте отличия начинаются с Волка — мелкие звери и примкнувшая к ним Лиса не хотят пускать Волка, но он вселяется насильно. Звери жалуются Медведю, а он карает всех и разрушает Теремок. Ну, вот такое представление о методах рассмотрения жалоб верховной властью.

Слышал об этом варианте, искал его, когда готовил первый пост по "Теремку"; нашёл в открытом доступе в РГБ дореволюционные издания сказок Даля, пробежался по ним (оглавления подчас не было), но ничего не обнаружил — не знал, что сказка у Даля называется по другому ("Мышка-норушка"). Вот Олейников подсказал название, благодаря ему я своё любопытство удовлетворил. Решил поискать ещё раз быстренько сказку по новому названию в Интернете (не заходя в РГБ), текста сказки не нашёл, но вышел на интересную научную работу, где есть раздел посвящённый "Теремку". Сюжет, выбранный Олейниковым, и авторство Даля подтверждаются. Сама же обработка Даля признана неудачной (с чем я согласен).

цитата

"В обработке В.И.Даля тоже появляется мотивация для появления медведя и разрушения теремка: ссора волка с остальными персонажами; в результате сказка приобретает откровенную (чуждую инварианту!) нравоучительность. Кроме того,здесь происходит некоторое расшатывание "словесного ряда" и разрушение формульности"
(Троицкая Т. Проблемы детской художественной словесности. Учебное пособие. — М: Прометей, 2016. С. 170).

Но, наверное, понятно, почему Олейников единственный из всех художников избрал этот вариант: для романа необходим серьёзный конфликт, одного Медведя-вершителя судеб в конце маловато.

Это Теремок у Олейникова
Это Теремок у Олейникова

Схема у Олейникова такая. Каждому персонажу отведена глава. Рисуется профессия (статус) персонажа, причина заселения в Теремке, как он обустраивается в Теремке, часто общий план Теремка с учётом вновь подселившихся, вклад нового жильца во внутреннюю жизнь Теремка. Развязка, понятно, по своей схеме идёт.

Мышка

Просто бездомная. Нашла Теремок, первая поселилась.

Мышка блаженствует в одиночестве
Мышка блаженствует в одиночестве

Ящерка

Ограбили в аэропорту. Мышка позвала вместе жить.

Тараканы-грабители (ящерка на стуле)
Тараканы-грабители (ящерка на стуле)
Двухкомнатный Теремок
Двухкомнатный Теремок

Лягушка

Уволили с низкооплачиваемой работы. Жители Теремка подобрали.

Журавль увольняет лягушку
Журавль увольняет лягушку
Настольные игры на троих
Настольные игры на троих

Белка

Белка — художница (уличная). Сгорела студия. Жители Теремка обогрели.

Творческая личность
Творческая личность
Обустраивают угол для Белки
Обустраивают угол для Белки
Сама продаёт свои картины
Сама продаёт свои картины

Заяц

Выгнала неверная жена. На примере Зайца рассмотрим всю схему (но не все картинки!).

Заяц-археолог в командировке
Заяц-археолог в командировке
Муж вернулся из командировки...
Муж вернулся из командировки...
Счастливая встреча
Счастливая встреча
Зайца обустроили
Зайца обустроили
Заяц-просветитель
Заяц-просветитель

Лиса

Пела в электричках. Пригласили в Теремок.

"По тундре, по железной дороге..."
"По тундре, по железной дороге..."
Дискотека в Теремке
Дискотека в Теремке

Волк

Вор-карманник. Вселился силой.

Его никто не ждал
Его никто не ждал

Развязка

Медведь — это, видимо, чиновник. Собственно Медведя мы не видим — только его машины (сначала — навороченный лимузин, потом бульдозер, которым сносится Теремок). Слепая, безжалостная машина власти — мысль художником выражена доступно.

Обратили внимание Медведя
Обратили внимание Медведя

Звери спаслись, и отправились на поиски нового дома. Отправились без волка, но всё равно прибавился новый персонаж...

А Белка-то родить успела!
А Белка-то родить успела!

Ну вот и всё. Прощаюсь с непрофильными для меня "Теремками".





166
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх