Участь мистики в современном


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Участь мистики в современном мире
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Участь мистики в современном мире

Статья написана 26 июля 2019 г. 17:32

Девятая жизнь нечисти, Алексей Атеев, 2004

https://fantlab.ru/work178097?sort=date#r...

«Девятая жизнь нечисти» Алексея Атеева не похожа на роман в привычном понимании. Её четыре отдельные истории, объединённые пятой, могли бы напомнить структуру «Декамерона» Джованни Боккаччо, но рамочный сюжет здесь не развит. Можно предположить, что обрамление появилось с целью украшения этого, по сути, сборника и лишь формально соединяет входящие в него рассказы, но нельзя также полностью отрицать возможность существования заложенных в их выборе и взаимодействии скрытых авторских смыслов. Как бы то ни было, единого повествования тут нет.

Завязка обрамляющего сюжета-зарисовки и всей книги такова: смешанная компания наших соотечественников, мужчин и женщин разного возраста, отдыхает на даче поздней осенью. Сходили в баньку, выпивают, сидя не чинясь и кто в чём за накрытым столом у горящего камина. Внезапно поваливший снег будто отрезает их от всего остального мира, и разговор невольно заходит о возможности существования сверхъестественного в современной жизни. Как водится, некоторые из присутствующих начинают приводить собственные, случившиеся с ними самими или с их знакомыми, примеры.

Интересно, что персонажи этого вводного сюжета перечислены, но не поименованы. Для автора имеют значение их пол, возраст и социальный статус. Указываются элементы одежды и уровень образованности. Даются характеризующие определения в два-три слова, как лёгкие мазки кистью: «начитанный хозяин дачи», «обладательница махрового халата», «почитатель Фрейда», «литературная дама». Никакой конкретики – и, одновременно, даётся возможность вжиться в происходящее для почти любого читателя. Создаётся располагающая атмосфера задушевного разговора, усиливающая впечатление от четырёх рассказанных под влиянием момента и общего настроения историй.

Основные новеллы выглядят, как осовремененные бывальщины и былички в литературном изложении. Одни рассказчики преподносят их от первого лица, другие – от третьего, признавая или скрывая свою личную сопричастность. Хорошо заметна близость с городской легендой и влияние классической русской прозы 19-20 веков. Композиционно каждой новелле посвящена целая глава, в начале и конце которой повествование возвращается к тесному кружку у камина, где активно обсуждается действующими лицами. Примечательно, что их короткие реплики предвосхищают многие читательские реакции и соображения. Что это, игра с читателем?

История первая, «Проделки ведьм»

Россия конца девяностых или начала двухтысячных. В меру привлекательная двадцатипятилетняя девственница-библиотекарь наконец-то решилась снять «венец безбрачия». Естественно, у гадалки-ворожеи, и, конечно же, по рекомендации подруги. Последствия были ужасны и поучительны! Народный сюжет о сделке с ведьмой в реалиях современного провинциального города страшен, жесток и драматичен. Вызывают недоумение отсутствие положительных черт у главной героини и та лёгкость, с которой она меняется, мечась из крайности в крайность. Оборванный финал, наоборот, кажется полностью естественным.

История вторая, «Плевок на могилу»

Украина времён становления советской власти. В семействе еврея, извозчика и контрабандиста, поспела дочка на выданье. За кого бы выдать? Один претендент в немалом военном чине и обеспеченный, но русский и коммунист, другой – еврей и книжник-каббалист, но беден. Основа – почти классический сюжет о двух женихах, послушной отцу невесте, страшной свадьбе и проклятии. Исполнение – в стиле «Пентакля» Г. Л. Олди, М. и С. Дяченко и А. Валентинова. Исторические реалии, национальный колорит, мистика и юмор.

История третья, «Чума»

Юг СССР, начало семидесятых годов двадцатого века. Набирается – и неожиданно хорошо оплачивается – студотряд для проведения археологических раскопок местной «Чумной горки», пользующейся в народе дурной славой. Люди в нём подобрались самые разные: спортсмены, идейные, заучки, простаки, халтурщики, демагоги, провокаторы, рвачи и мародёры. Результаты полевого исследования можно оценить, как минимум, трояко… Пожалуй, этот рассказ стоит наособицу. Он близок не мистике, классике или фольклору, а поздней советской научной фантастике или, к примеру, раннему творчеству В. Головачёва.

История четвёртая, «Зримая тьма»

1950-й год. Выпускник столичного педвуза, учитель русского языка и литературы, попал по распределению в райцентр на стыке Рязанской и Московской областей. Дело своё знал хорошо, но скучал дико в захолустье. Страдал по-интеллигентному, пока не подсказали ему заняться охотой. Всё бы ничего, да завела «благородная страсть» в запретное болото… Культурно, красиво, философично. Тургенев, Чехов, Толстой, Гоголь, Бунин и другие в реминисценциях. Труды С. В. Максимова и А. Н. Афанасьева. Размышления о язычестве и христианстве в советское время.

Все четыре новеллы прежде всего разные. Не скажу, что в них нельзя угадать одного автора, но стиль изложения, а в какой-то мере и жанр, меняются значительно. Фольклор, мистика, классическая литература и научная фантастика. Вместе – своего рода отечественный магический реализм, описывающий жизнь нечисти во времена становления советской власти, существования СССР и современной России. Забавно, что в начале и конце рассматриваемого периода проявления нечистой силы активны и опасны, а в середине нейтральны настолько, что возникает соблазн объяснить их рационально.

В целом, роман «Девятая жизнь нечисти» оставляет впечатление умной и реалистической прозы, несмотря на присутствие мистики. Возможно потому, что позиция автора нейтральна, что автор повествует и описывает сверхъестественное, интригует, подталкивает к размышлению, иронизирует, но не имеет своей целью пугать или развлекать читателя. Идея произведения не на виду, и это даже к лучшему.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work178097?sort=date#r...





1184
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 июля 2019 г. 18:02
Интересный был автор — жаль, что его уже столько нет с нами...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2019 г. 20:05
lena_m
Да, интересный, и лишь недавно мной открытый.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2019 г. 11:36
На мой взгляд очень «неровный автор».
«Черное дело» и «Дно разума» — очень понравились.
«Тьма» — до середины хороша, а конец слит.
«Город теней» и «Демоны ночи» — скукота.
Поэтому боязно начинать читать очередной роман.
С Вашей подачи — возьмусь за «Девятую жизнь нечисти».
Спасибо.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2019 г. 19:32
NikolaSu
Я не читал у Атеева ничего, кроме «Девятой жизни нечисти», поэтому сравнить с другими его книгами не могу. Думаю, автор действительно «неровный» (или «разный»), поскольку это бросается в глаза даже внутри одного произведения.

Скажите, Атеев часто использует форму романа в новеллах?
 


Ссылка на сообщение31 июля 2019 г. 08:11
Я прочитал 5 романов и одну повесть — ничего подобного не встретил.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 18:30
NikolaSu
Спасибо! Значит, мне сразу повезло наткнуться на необычное.


Ссылка на сообщение27 июля 2019 г. 09:08
Шикарная рецензия! Спасибо! :beer:
Закинул в список на прочтение — очень заинтересовали три из четырёх историй.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2019 г. 20:07
Seidhe
Спасибо, Вы меня, как всегда, перехваливаете, но всё равно приятно! :beer: :-D

Какая история в аутсайдерах? У меня — вторая.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2019 г. 20:56
Еще не прочитал. И когда буду это делать — не знаю :-)))
 


Ссылка на сообщение30 июля 2019 г. 06:44

цитата Seidhe

И когда буду это делать — не знаю

Вот за что полюбил Лабораторию Фантастики и за что уважаю лаборантов: раньше лопатил тонны навоза в поисках редких зёрен действительно литературы, а сейчас всё удлиняю и удлиняю папирус желаемого из настоящего в будущий пенсионный возраст, надеясь, что проживу настолько долго.


Ссылка на сообщение1 августа 2019 г. 08:43
Атеев интересный, но неровный автор. Мне у него больше всего нравятся «Черное дело», «Псы Вавилона» и «Солнце мертвых» (последний по сути объединенные его романы «Загадка старого кладбища» и «Новая загадка старого кладбища»).
В первой половине 00-ых брал у Атеева интервью (тогда рунет был гораздо меньше, и ему самому это было довольно интересно). Мой старый сайт давно исчез, материалы вроде потихоньку переносятся на horrorzone, но не очень быстро, и не очень понятно когда дойдет (и дойдет ли вообще) очередь до этого интервью.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2019 г. 18:32
gajosinskas
Ого. Может быть, стоит договориться и разместить интервью здесь: https://fantlab.ru/autor9249

Кстати, там не оно лежит? https://fantlab.ru/article800


⇑ Наверх