150 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 150. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. А.Кошкин, худ. Ю.Николаев)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

150. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (худ. А.Кошкин, худ. Ю.Николаев)

Статья написана 29 августа 2019 г. 20:21

Сегодня — два совсем разных художника. Их интересно посмотреть параллельно именно из-за различий. Оба принадлежат к советскому поколению, что означает — уже к старшему. Но «Серебряное копытце» они иллюстрировали в наши дни. Мне нравятся оба художника. Это А.Кошкин (1952 г.р.) и Ю.Николаев (1940 г.р.).

А.Кошкин (слева) и Ю.Николаев (справа)
А.Кошкин (слева) и Ю.Николаев (справа)

А.Кошкин на Фантлабе: https://fantlab.ru/art608. С этим художником мы уже встречались, когда смотрели его стилизованный «Теремок» (https://fantlab.ru/blogarticle57420). Легенда новой волны советской книжной иллюстрации рубежа конца 1970-х — начала 1980-х гг. Иллюстрации к Бажову — 2004 года с высоты опыта.

Ю.Николаев на Фантлабе: https://fantlab.ru/art488. С этим художником — первая встреча. Старше Кошкина на 12 лет, но активно издаваться начал в 1990-е гг. Иллюстрации к Бажову — 2015 года, вечерняя заря.

Они, действительно, разные. Вот их форзацы-нахзацы к сборнику.

Форзац и нахзац: А.Кошкин
Форзац и нахзац: А.Кошкин
Нахзац: Ю.Николаев
Нахзац: Ю.Николаев




О партийной принадлежности художников.

А.Кошкин. Всматривался опять в кошкинские рисунки, всё думал, как их классифицировать. И, кажется, понял, что это такое. Плотная живопись и богатый декор; тяжеловесные фигуры и плавные движения; а самое главное — лёгкие улыбки... Да это же западные живописцы XVII века, что-то из Рембрандта; а если джокондовские улыбки принимать во внимание — так и XVI века.

Мона Лиза (да Винчи, 1505)
Мона Лиза (да Винчи, 1505)
Алиса (Кошкин, 1985)
Алиса (Кошкин, 1985)
Хозяйка (Кошкин, 2004)
Хозяйка (Кошкин, 2004)

Ну а Ю.Николаев — прозрачные пейзажи и лёгкие контуры фигур — полная противоположность Кошкину, и аналога в живописи не найти. Акварели — они же вне стилей и направлений... И тут мне ресурс «Pinterest» в качестве «визуально похожих» на обложку Николаева выдаёт вот такое (ориентируясь, в основном, на зелёное платье). То есть искусственный интеллект считает, что у Николаева — чистое книжное оформительство, не замутнённое никаким модерном и авангардом.

Исходник
Исходник
Визуально похоже
Визуально похоже
Визуально похоже
Визуально похоже

И Бажов сразу по-новому предстал: страшилки и приключения. Почему бы и нет?




Вот первые развороты к «Серебряному копытцу». Разные макеты. Кошкин скупо даёт иллюстрации, Николаев — щедро.

А.Кошкин
А.Кошкин
Ю.Николаев
Ю.Николаев

Дальше для Кошкина пойдут профессиональные сканы с сайта «Картинки и разговоры» (http://www.fairyroom.ru/?p=5151). Конечно, неравноценное сравнение получается. Но пусть хоть Кошкин во всей красе предстанет.

Итак, сначала А.Кошкин, потом Ю.Николаев.

Видно, что у Кошкина — всё сконцентрировано на фигурах персонажей, заключенных в тесную рамку. А у Николаева композиции многофигурные, обзор панорамный.

1) Уходят в лес на зимовку

Худ. А.Кошкин
Худ. А.Кошкин
Худ. Ю.Николаев
Худ. Ю.Николаев

2) Козлик на фоне снегов

Худ. А.Кошкин
Худ. А.Кошкин
Худ. Ю.Николаев
Худ. Ю.Николаев

3) Козлик с Мурёнкой на крыше

Худ. А.Кошкин
Худ. А.Кошкин
Худ. Ю.Николаев
Худ. Ю.Николаев

4) Концовка

Худ. А.Кошкин
Худ. А.Кошкин
Худ. Ю.Николаев
Худ. Ю.Николаев

Скромный камушек-хризолит у Николаева и полна шапка самоцветов у Кошкина.




Ну а это в завершение — признак того, что иллюстрация к бажовскому сказу была сделана в XXI века.

Новые представления об уральском горном заводе. Бажов — советский писатель. Большинство иллюстраций к сказам сделано в советское время. И тут художник Николаев понял, чего не хватало на советских картинках — церкви! Ну и нарисовал её фоном для Коковани, Дарёнки и Мурёнки.

Аж без шапки Кокованя идёт (в этой связи больше похож на пропойцу).

Роскошная деревянная церковь, собор целый. Исторической правде не соответствует — как в дореформенных уральских заводах лаптей не носили, так и деревянных заводских церквей не ставили (кирпичные делали, а из брёвен разве что часовенки случались).

Хуже то, что этот фон Бажову не соответствует. Нет в его сказах даже намёков на религиозный быт. Оно и понятно — он членом ВКП(б) был. Вроде бы, действительно, были в заводах церкви — куда без них? Но в бажовском-то мире их нет.





319
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх