Почему даки смеются перед


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Почему даки смеются перед смертью? (Даки. 1966)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Почему даки смеются перед смертью? (Даки. 1966)

Статья написана 4 декабря 2019 г. 16:58

Даки. 1966. Румыния, Франция

Режиссёр: Серджиу Николаеску


Румынский кинематограф не столь известен, как, например, французский или немецкий. И в мировой прокат выходит не так много фильмов, да и те в основном известны только тем, кто специально ими интересуется. А между тем, в нём есть много интересных работ.

«Даки» — первый полнометражный фильм молодого на тот момент режиссёра Серджиу Николаеску. Позже он еще прославится как постановщик «Последнего из могикан» и «Прерии» по одноимённым романам Джеймса Фенимора Купера. А на тот момент на его счету было только несколько короткометражных работ.

Даки — древние фракийские племена, жившие на территориях современной Румынии и Молдовы. По античным свидетельствам они были известны еще древним грекам в V веке до нашей эры, но по настоящему известны стали уже в I веке нашей эры благодаря своему противостоянию римлянам. Даки были настолько суровы и жестоки, что наводили на римлян ужас, и завоевать их было не просто.

Мирча Элиаде считает, что само слово «даки» происходит от слова «волк». Отождествление с волком использовалось у даков при инициации юношей в воины, и позднее этот эпитет перешёл на всё племя.

Собственно, фильм «Даки» был первым широким знакомством публики с историей этого племени в XX веке. Фильм этот явно вырос на десятках картин жанра «меча и сандалей», и в нём еще чувствуется его влияние. Но всё же данная картина сильно освежила жанр, вырвав его из дешевых клише и добавив реалистичности и драматичности. Конечно, совсем без штампованных моментов не обошлось, но они не сильно режут глаз.

Действие происходит как раз во время войны римлян с даками. Даков возглавляет царь Децебал — он практически живой бог для них, за него они готовы на всё.

Фильм нельзя воспринимать как реальную историю — исторические события здесь несколько отредактированы, причём именно в пользу даков — ведь фильм румынский и очень патриотический, так что не удивительно, но этим и отличается он от массы проримских однотипных фильмов того времени. И поэтому здесь по настоящему нет плохих и хороших. У римлян своя правда, у даков своя. Ведь настоящие даки совершали кровавые набеги на римские соседние провинции — это и послужило основным поводом для войны с ними...

Один из героев интересуется «почему даки смеются, когда умирают?». И ему отвечают, что даки, умерев, не умирают — у них много жизней, и после этой смерти они отправляются в гораздо лучший мир. А с такими людьми сложно воевать. Поэтому римляне, как и во многих других провинциях предпочли просто заключить мирный договор, немного цивилизовать страну и обложить её налогами.





2236
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 17:06
Спасибо, что напомнили славную картину — Пьер Брис там хорош...

Но продолжение (Колонна) вообще один из лучших исторических фильмов, что видела...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 17:07
Про «Колонну» я как раз следующим номером уже написал. Завтра опубликую. Это тоже у меня один из любимых фильмов в жанре!;-)
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 20:22
«даки « и «колонна « нравятся очень. Фильмы детства) отец часто включал


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 17:10
Серджиу Николаеску более всего прославился фильмами о комиссаре Микловане :) Особенно в СССР.

Но Даки — фильм очень достойный, спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 17:26
Как говорили у нас в институте, «фо хум хау» !:-D
Это я про то что у каждого свои интересы. Для меня лично более интересны его исторические или куперовские работы.
Как например для меня Адам Драйвер — это актёр, который снимается у Джармуша и Скорсезе. А не в «Звёздных войнах»... 8:-0


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 17:14
Насчет

цитата

Поэтому римляне, как и во многих других провинциях предпочли просто заключить мирный договор, немного цивилизовать страну и обложить её налогами.
не совсем так. Позволю себе процитировать Адриана Голдсуорти:

цитата

На месте дакийского царства была создана новая провинция, которую охраняли два легиона при поддержке вспомогательных войск. Центром провинции стала недавно основанная колония Сармизегетуза Ульпия (современная Сармизсджетуза) — величественный город, построенный на плодородной земле у подножия Карпат в отличие от крепости Децебала в горах. Поселенцы прибыли сюда из многих частей империи, но особенно много их было из восточных провинций, и римская Дакия скоро начала процветать. Участь даков является предметом ожесточенных споров в последние века. Одни считают, что они были полностью изгнаны со своих земель, другие полагают, что они растворились среди колонистов. Особенно жаркие споры ведутся в современной Румынии, поскольку это связано с тем, кого румынские политики в данный момент считают своими предками — римлян или даков.

В любом случае, истребили даков в результате походов Траяна или нет — как народ они вскоре полностью исчезли и Дакия была романизирована
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 17:21
Я конечно не историк и не профессиональный специалист по данному вопросу. Но в моих глазах это примерно то же самое.
В любом случае спасибо за приведённые цитаты — интересно прочитать. Я встречал нечто подобное — вопрос спорный конечно. Даки и современные румыны — не совсем одно и тоже. Но и их желание продлить свою историю глубоко в античность — вполне понятна...
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 17:32
Понятно, особенно если учитывать их тогдашнего правителя и его замашки.
А вообще хороший для своего времени фильм, помнится, в детстве читал.
И да, император Траян в ходе двух кампаний Дакию все-таки завоевал и колонизировал, правда, в 270-х гг. пришлось уступить её готам.
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 17:38
Да, про Траяна завтра еще поговорим!;-)
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2019 г. 18:27

цитата

Участь даков является предметом ожесточенных споров в последние века. Одни считают, что они были полностью изгнаны со своих земель, другие полагают, что они растворились среди колонистов.
Странный спор, если честно. Завоёвывая новые «варварские» территории, римляне всегда поступали одинаково: истребляли или обращали в рабство тех, кто активно сопротивлялся, а остальных старались приобщить к римской культуре. В любом случае, при Траяне рынки империи пополнились сотнями тысяч рабов.


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 17:37
georgkorg За «Даков» Спасибо! А про «Буребиста « Витанидиса будете писать ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 17:41
И вам спасибо!
Вы знаете, мне «Буребиста» как фильм как-то несколько меньше понравился, чем «Колонна». Всё же про «Даков» надо было написать потому что он был первым в своём роде неримским фильмом. Про «Колонну» — потому что он просто гениален как кино. А «Буребиста» на мой взгляд уже просто хороший исторический фильм, который продолжил эту тему. И он в принципе вместе с предыдущими составляет своеобразную трилогию. Но у меня, видимо, уже запала на него не хватило настолько чтобы написать...


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 21:03
Дааа... «Даки» и «Колонна» — это действительно было круто... ^_^
Вот почему, — ну почему!!! >:-| — сейчас, при ТАКОМ развитии технологий, не умеют снимать нормальное историческое кино? %-\
Представляете, если бы сняли фильм с тем же сюжетом, но римлянам противостояли бы не те полуголые дядьки, которыми даки были показаны в фильмах, а вот такие вот суровые дядьки (которыми даки, собственно, и были — благо археологических данных к настоящему времени накоплено более, чем достаточно):
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 21:14

цитата Seidhe

не умеют снимать нормальное историческое кино
Иногда снимают, к примеру:



Подтверждаю (как будучи скандинавист), пожалуй, лучший (по крайней мере, по аутентичности) исторический фильм, что видела...
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 21:49
Спасибо за рекомендацию! Но фильм 1987 года — это уже не совсем «сейчас»...
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 22:18
Приходится учитывать два фактора:

1. существенно изменилась и аудитория кино, и целевая аудитория исторического кино

2. существенно изменился мотив интереса к истории у обывателя, даже и продвинутого

Хотя краем глаза видела, что недавний фильм семи китайских режиссёров об истории КНР собрал в китайском прокате за неделю чуть ли не 400 млн долл США...

Но Китай и тут страна весьма особая:

http://www.fantlab.ru/blo...
Китайское кино: контуры «мягкой силы»
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 22:25
lena_m Фильм при этом документальный https://hkcinema.ru/fi...
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 22:33
Разве?

Я и моя родина
https://www.kinopoisk....

Теперь и в документальном целая куча публики В главных ролях:? :-)
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 22:51
lena_m Имеется в виду историческая реконструкция https://en.wikipedia.o... А из фильмов о Скандинавии самый аутентичный,по моему мнению «Принц Ютландии» https://ru.wikipedia.o...
 


Ссылка на сообщение5 декабря 2019 г. 01:45
count Yorga, картина славная, Миррен там хороша...

Что же касаемо аутентичности...

В данном казусе это всё равно, что аутентичность-историчност ь экранизации Илиады... :-)

К слову, возник тут у меня замысел — составить топ лучших исторических фильмов...

Продумаю критерии, выберу площадку и всех интересантов приглашу поучаствовать...
 


Ссылка на сообщение5 декабря 2019 г. 02:17
lena_m Затея хорошая, но трудновыполнимая.По каким критериям оценивать.И главное- какой фильм можно назвать историческим, а какой псевдоисторическим.Что историчнее «Геркус Мантас» или « Александр Невский»
 


Ссылка на сообщение5 декабря 2019 г. 14:24
Я усматриваю три критерия:
— аутентичность-историчност ь
— игра актёров
— сюжет

При этом держу в уме картины, и не замасливавшиеся как исторические, но практически ими ставшие...

Отмечу, работа режиссёра-сценариста фактически в аутентичности...

Основной мотив создания исторических фильмов я вижу (как будучи историк) в — познакомить аудиторию с реалиями тех-иных исторических периодов-регионов...

И пока не определилась с байопиками...

Как-то так...
 


Ссылка на сообщение5 декабря 2019 г. 15:33

цитата lena_m

Отмечу, работа режиссёра-сценариста фактически в аутентичности...


Не совсем согласен с этим утверждением.
На мой взгляд задача сценариста и режиссёра — сделать хорошее кино. Аутентичность — больше на плечах сценариста. Режиссёр всё же больше ответственен за именно киноязык. Я допускаю, что некоторые фильмы могут быть хорошими даже при исторической недостоверности. Да и вообще вольное обращение с историческим материалом в художественных целях в руках талантливого художника — вполне обычная вещь. Я не историк, мне больше интересно кино и литература. Конечно я приветствуют достоверность, но в некоторых случаях можно ею пожертвовать ради каких-то других качеств фильма или книги.
 


Ссылка на сообщение5 декабря 2019 г. 16:30

цитата georgkorg

некоторые фильмы могут быть хорошими даже при исторической недостоверности
Да на ум приходят известные польские экранизации — Сенкевича и Пруса...
 


Ссылка на сообщение5 декабря 2019 г. 16:59
Да, Сенкевич вообще очень часто далёк от исторической достоверности. Во всяком случае то что касается чужой для него истории. Например тот же Нерон в его изображение. Уж не знаю, как у него с польским материалом обстояло — я не знаток...
 


Ссылка на сообщение5 декабря 2019 г. 16:10
lena_m Тогда надо смотреть кто исторический консультант И куда относить экранизации.Те же «Викинги«1958 или «Битва за Рим» Фильмы исторические-вне всякого сомнения.Аутентичные -большой вопрос.
 


Ссылка на сообщение5 декабря 2019 г. 16:29

цитата count Yorga

куда относить экранизации
Это зависит от изначальной мотивации...
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 21:50
Было бы конечно круто...


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 21:16
Спасибо за напоминание.
Как и у многих, в детстве «Даки» и «Колонна» были очень любимыми фильмами, не меньше, чем фильмы про индейцев...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2019 г. 21:50
Золотые слова!


Ссылка на сообщение11 декабря 2019 г. 10:48
Вот еще про этот фильм...8-)

Фрагменты из книги Дениса Горелова «Игра в пустяки»
(продолжение)

«Даки»
Румыния – Франция, 1967, в СССР – 1969. Dacii. Реж. Серджиу Николаеску. В ролях Пьер Брис, Мари-Жозе Нат, Амза Пелля, Серджиу Николаеску. Прокатные данные отсутствуют.


Рим идет покорять даков и переименовывать в румын. Нашествию мягко препятствует верховный жрец, но падает под стрелой доброжелателя – так и не успев сказать сыну-легату, что «сами мы неместные», родом из Дакии, а стало быть, стелим родину к сандальям врага. Ничего, даки ему насуют, а потом расскажут. Ибо «даже прирученный волк не сможет не откликнуться на зов из леса – лишь бы он был громок и настойчив».


Серджиу Николаеску и сценарист его Титус Попович продолжают авторскую летопись Земноморья. Дака способен одолеть только дак. Лучшие бойцы – с Дуная. Римская кровь отравлена нашей примесью до полной аннигиляции. Солнце встает в Констанце.

Итальянцы уже и не спорят: вы, вы нас завоевали. Человек произошел от румына, святая правда, только не скандальте: жарко очень.

То-то, говорят румыны, горделиво взмахнув булатом, как любят все порабощенные этносы: индейцы, поляки и немцы времен Компьенского мира. Кажется, Николаеску сделал для своих даже больше, чем де Голль для побитых французов, хотя куда уж больше.

Даки молчаливы и мужественны. Они говорят пословицами и ни перед кем не ломают лыжной шапки-«петушка». Они, как митьки, никого не хотят победить, но все время побеждают. Они бегут с гор со страшным ревом на оскаленных устах.

В них играют русские дети докомпьютерной эры.

Правильно делают. В связи с парадоксальным успехом эпоса «Волкодав» Антон Костылев писал о магии праисторической фэнтези, которой нам так не хватило, – а румыны закрыли нишу. Шли легионы с открытой дланью на штандартах: бряк-бряк. Слали баллисты горящие копья в ворота непокорных крепостей: бумм! Двое в черных повязках под убыстряющийся бой барабана втыкали ножи в плаху между пальцами левой руки: тык-тык-тык-тык – так воспитывалась советская шпана. Раненого поили вином с кровью медведя, в жертву дикарскому богу скидывали на копья царского сына, прославленный ролью Виннету Пьер Брис тешил взор девиц средиземноморским загаром и ямкой на подбородке.

Как и индейская серия, это было кино

несказанно красивого жеста – на который оказались так бедны былины с их патриотическим оканьем и предматчевым хамством в стиле негритянских боксеров.

Сила – в молчаньи и достоинстве, брат.

В умении долго-долго стоять к врагу спиной.

И годы спустя красивым мифом отнять у него законную победу.


⇑ Наверх