192 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 192. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Гробовщик (художники 1940-50 — х гг.: Д.Шмаринов, Л.Правдин, Г.Веселов, А.Ванециан)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

192. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Гробовщик (художники 1940-50 — х гг.: Д.Шмаринов, Л.Правдин, Г.Веселов, А.Ванециан)

Статья написана 25 января 2020 г. 08:08

Сегодня издания «Гробовщика» с иллюстрациями художников послевоенной сталинской эпохи. Заграничных изданий уже нет — только советские книги.

Д.Шмаринов (1946, 1949, 1977)

Художник Д.Шмаринов после войны на несколько десятилетий захватил тему «Повестей Белкина» в массовых изданиях. Трёхтомник 1949 года и большой том «Избранного» 1959 года (страничных иллюстраций к «Гробовщику» нет). В «Избранном» 1959 года повторены рисунки из трёхтомника 1949 года.

Трёхтомник 1949 г.
Трёхтомник 1949 г.
«Избранное» 1959 г.
«Избранное» 1959 г.

Отдельные издания «Повестей Белкина» (со страничными иллюстрациями): первый вариант 1946 года; второй вариант 1977 года. Имеются отличия (для «Гробовщика» незначительные). Поскольку концепция циклов иллюстраций не изменилась, даю картинки 1977 года как варианты картинок 1940-х гг.

Отдельное издание 1946 года
Отдельное издание 1946 года
Отдельное издание 1977 года
Отдельное издание 1977 года

Переезд

В сборниках 1949 г. и 1959 г. была только заставка с похоронными дрогами. Качество воспроизведения плохое в обоих изданиях, но в «Избранном» чуть почётче — поэтому картинку даю из более позднего издания. В 1977 году Шмаринов сделал заставку более схематичной, избавившись от мелких деталей.

«Избранное» 1959 г.
«Избранное» 1959 г.
Отдельное издание 1977 года
Отдельное издание 1977 года

Объятия мертвеца

Страничные иллюстрации к «Гробовщику» были только в отдельных изданиях «Повестей Белкина». Через 30 лет Шмаринов полностью сохранил композицию встречи Адрияна с ожившими мертвецами, но внёс некоторые изменения в положения рук, поворот голов и т.п.

Отдельное издание 1946 года
Отдельное издание 1946 года
Отдельное издание 1977 года
Отдельное издание 1977 года

Л.Правдин (1949)

Пермское издание 1949 года. Иллюстрации — силуэты на шмуцтитуле.

«Романы и повести» — Молотов, 1949
«Романы и повести» — Молотов, 1949

Адриян с дочерями отправляется в гости

Пушкин кратко, но ехидно описывал выход в свет семейства гробовщика (пройдясь по вкусам дочек Адрияна). Ну и художники любили эту тему. Правдин сделал сатирический рисунок вполне в соответствии с пушкинским настроем (хотя нарисованые фасоны одежды относятся к позднейшему времени, чуть ли не к чеховскому).

Г.Веселов (1947)

Издание 1947 года (Ленинград). К «Гробовщику» две страничных иллюстрации.

«Избранная проза», 1947
«Избранная проза», 1947

Адриян пьёт чай (один)

Адриян сначала, по приезду на новое место жительства, пьёт чай один, пока сосед Шульц не заглядывает к нему. Частые чаепития — важная для Пушкина черта мещанского московского быта: в конце повести прочухавшийся Адриян первым делом велит подавать чай. Художники тоже охотно отражают чаёвничанье Адрияна, в том числе и в одиночку. Но они в окружающей обстановке гробы изображают (и Пушкин это подчёркивает). Веселов лишает сцену и этого колорита: просто сидит мещанин и пьёт чай.

Адриян с дочерями отправляется в гости

И здесь тоже нет колорита: фигуры даны издалека, посмеяться над модами семейства гробовщика не получается (хотя видно, что фасоны платьев именно из 1817 года).

Мало того, что эти иллюстрации кульминацию с ожившими мертвецами не отражают, так они ещё и остальные эпизоды выхолощенными подают. Типовые картинки, которые подойдут и к Тургеневу, и к Островскому...

А.Ванециан (1950)

Иллюстрации Ванециана: первое издание 1950 года (подарочное, большого формата, рисунки вклеены вручную).

«Повести Белкина», 1950
«Повести Белкина», 1950

Второе издание было в 2018 году в сборнике издательства «Речь» (его я не рассматриваю, поскольку убедился, что иллюстрации были не с подлинников, а просто компьютерная обработка сканов из издания 1950 года, не давшая принципиального повышения качества).

Переезд

Стандартная сцена переезда гробовщика на новое место собственными силами.

Адриян пьёт чай (с Шульцем)

Никаких скелетов. Но чаепитие с Шульцем — это по мотивам пушкинского рисунка (Шульц пухленький) и рядом с крышкой гроба. Будем считать тему раскрытой.




Интересная ситуация складывается с иллюстрированием «Гробовщика». Понятно ведь, что ядро повести — встреча с ожившими мертвецами (правда, Пушкин очень долго к этому ядру подводит, но это композиционный приём такой: спокойно течёт бытовая повесть и вдруг резко сменяется готическим рассказом, который сам стремительно заканчивается возвратом к реализму).

В довоенной графике эмигранты за границей смаковали изображения скелетов и оживших мертвецов, а советские художники (из числа изданных) старались найти в «Гробовщике» иные темы. Причём им, видимо, никто ничего не запрещал, они сами стеснялись за Пушкина, что он выбрал такую несерьёзную тему. То ли дело идеологически выдержанные зарисовки нравов старой Москвы!

В Сороковые послевоенные годы эта тенденция сохранилась. Ожившими мертвецами баловали только ребятишек. Как до войны скелеты присутствовали в детской книжке 1936 года (художник-эмигрант Зарецкий), так и после войны скелеты объявились тоже в детгизовском издании (художник Шмаринов) и потом безальтернативно тиражировались несколько десятилетий.

Но применительно к Сороковым годам нельзя не заметить, что иллюстрации стали поскучнее (даже несмотря на яркие краски). Творческие замыслы выглядят скованными и унылыми по сравнению даже с довоенным временем. И это касалось даже очень хороших рисовальщиков, таких как Шмаринов. Вот красноречивый пример. В альбоме «Пушкин в русской и советской иллюстрации» (1987) на один разворот попали довоенная и послевоенная иллюстрации с одним сюжетом.

Слева — линогравюра (художница Котляревская, 1937 год), которая не была широко известна (книга на украинском языке), справа — растиражированная иллюстрация Шмаринова (1973 год, но это то же самое, что 1946 год). Композиция почти одинакова, поэтому очень хорошо видно, насколько довоенная картинка энергичнее.





549
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх