Донна Тартт


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Донна Тартт "Щегол"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Донна Тартт «Щегол»

Статья написана 26 января 2020 г. 13:42

сабж

Я долго мучила этот роман, сначала слушала, потом читала, с перерывом — не меньше года. Сама удивляюсь, почему грызу этот кактус: ни первый, ни второй романы Тартт мне не понравились, но я почему-то наивно решила, что если третий все так хвалят, надо почитать его, даром что в нем 100500 страниц. Эпический труд переводчицы Завозовой, как говорил Ницше, тот случай, когда читатель получает больше удовольствия от своего усердия.

Нет, все еще не вижу ничего, за что Тартт так любят некоторые мои друзья. Говорят, что за стиль, но я не вижу там никакого особенного стиля, кроме тягомотного разжевывания совершенно не значимых для сюжета деталей. За стиль можно любить Набокова или, например, Хармса, что применительно к ним имеется в виду под «стилем» — это мне понятно, а у Тартт — нет. И что самое печальное, у нее за этими деталями и многословием не видно леса. Я не вижу персонажей живыми и за их дела не переживаю, несмотря на все супер-детальные описания, что они ели на завтрак. В противоположность тому же Франзену, например, — у него, по сути, тоже описание простых дел простых людей, довольно детальное, но почему-то Франзен производит на меня совершенно сокрушительное эмоциональное впечатление, и то, что твоится с его героями, вызывает живейший отклик, потому что все это бывает, я сама все эти эмоции в жизни и в отношениях испытывала, это настоящие люди. А с Тартт как-то ни разу не было подобного совпадения. Напротив, то у нее герои занимаются какой-то бессмысленной нудотой и это растягивается на сотни страниц, то внезапно без предупреждения это переходит в такой же страшный и бессмысленный треш, и хочется сказать, стоп, остановитесь и осознайте, что вы вообще твоите. «Щегол» в этом плане не более показателен, чем все остальные романы. Если брать ту же «Тайную историю», то вся история учебы и тусовки этой золотой молодежи идет по разделу «бессмысленная нудота», как в «Щегле» — часть, где герой, имя которого я уже успела забыть, живет со своим отцом и пьянствует с новообретенным дружком. В «Тайной истории» бессмысленный треш начинается с этой пародии на элевсинские мистерии, а в «Щегле» — с того момента, как герой приезжает в Нидерланды, уже в самом конце. Но если раздел «треш» хотя бы двигает сюжет, то к чему было тратить столько страниц на живописания того, как герой «Щегла» в очередной раз нажрался и вел себя неадекватно и как их жизнь в целом катилась под откос (но не докатилась по чистой случайности) — этого я не понимаю.

Другая проблема со «Щеглом» — я просто не верю. Не верю, что можно столько лет быть наркоманом и сохранить человеческий облик, да еще и стать супер-преуспевающим торговцем антиквариатом, который шикарно во всем разбирается и обводит полупрофессиональных клиентов вокруг носа — так долго и так удачно. Конечно, я ничего не понимаю в торговле антиквариатом, зато выросла в российской провинции в 90-е и наркоманов повидала на своем веку достаточно. Для меня это всегда признак стремительного и обычно необратимого падения на дно, какие там годы, уже через месяцы люди теряли человеческий облик, и по ним было сразу видно, кто перед тобой. Уж не знаю, может, у героя «Щегла» какие-то элитные слабенькие наркотики, пшик один без губительного воздействия на организм — но к чему тогда так живописать, когда и сколько он там напринимал на полкниги?

Композиционно тоже есть сомнения. Сначала автор нам поминутно буквально описывает, как в поздне-школьные годы герой бухал и блевал на ковер. Ну ок, с кем не бывало. И так — триста страниц. А потом — упс! — прошло восемь лет, я преуспевающий торговец антиквариатом. Да с чего бы? Почему мы должны тебе поверить, если ты, герой, продолжает вести себя, как старшеклассник, то есть, простите, бухать и блевать, и ничего больше? Тут что-то не то между тем показываемым довольно высоким социальным статусом и доходом и тем, что как герой по факту себя ведет, какое-то несовпадение — потому, что такое поведение просто не может привести к таким последствиям — либо автор замалчивает одну сторону его жизни, а показывае нам самую грязную. И дело даже не в том, что мне не нравится герой — дело в том, что происходящее с ним неинтересно. Пропащая душонка, искалеченная и сама этого не осознающая, живой труп, по-настоящему в жизни ценящий две не принадлежащие ему вещи: украденную невесть зачем картину и чужую девушку, и все это — издалека. А все остальное, что есть в его жизни, если задуматься — какая-то грязь и мрак, притом он сам ее такой сотворил. Нет, я не вижу катарсиса в возврате картины и восстановлении доброго имени торговой компании, который происходит в самом конце.

Да и все остальные герои, которые появляются на сцене, в общем, такие же (кроме Пиппы и Хоби). Тоже пропащие, несмотря на всю кажущуюся попытку «жить настоящей жизнью». От них веет чем-то затхлым, они не интересны ни как личности, ни как судьбы. Единственный персонаж, который вызывает симпатию и интерес в этом балагане — это Хоби, и удивительно вообще, что автор сохранила его таким, неиспорченным, что ли, на протяжении всего текста. «Цельный характер», как говорили русские литературные критики, верный себе от и до, и не потому, что это сознательные решения или принципы, а потому, что это действительно характер. Что до героя, то у него как раз характера нет, и в этом-то и проблема. Появление Хоби в любой сцене придает ей некоторую прелесть, потому что сразу знаешь: на него можно расчитывать, в том плане, что его действия пусть не всегда логичны, но последовательны. Но этот персонаж так и остался для меня единственным достоинством романа.

По итогам — мне эта книга не дала буквально ничего. От таких больших реалистичных романов ждешь, прежде всего, не интересного сюжета, а какого-то острого эмоционального отклика на отношения и события, чего-то в плане отношения людей некартонного, цепляющего и тонко подмеченного. У Франзена все это есть. У Флобера все это есть. А у Тартт — поддельные елочные игрушки, вроде и объем нагнала, и кучу персонажей с непростыми историями, и вымученную эту картину — но нет, никакого отклика. Бессмысленная жизнь бесхарактерного американского наркомана ничем меня не трогает, и не надо приплетать сюда тягу к искусству — в это все равно не верится.



Тэги: тартт


205
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 января 2020 г. 13:53
К экранизации такие же претензии. Только что действие чуть побыстрее)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2020 г. 22:42
Я не смотрела и не буду теперь тоже, хватит одного подвига терпения с меня)


Ссылка на сообщение26 января 2020 г. 15:27
Спасибо! Близкое мне мнение об этом романе. В литературном телеграмме его так хвалили, что это, мне кажется, сыграло с ним злую шутку. Слишком большие ожидания были.

цитата

Не верю, что можно столько лет быть наркоманом и сохранить человеческий облик, да еще и стать супер-преуспевающим торговцем антиквариатом, который шикарно во всем разбирается и обводит полупрофессиональных клиентов вокруг носа — так долго и так удачно. Конечно, я ничего не понимаю в торговле антиквариатом, зато выросла в российской провинции в 90-е и наркоманов повидала на своем веку достаточно. Для меня это всегда признак стремительного и обычно необратимого падения на дно, какие там годы, уже через месяцы люди теряли человеческий облик, и по ним было сразу видно, кто перед тобой. Уж не знаю, может, у героя «Щегла» какие-то элитные слабенькие наркотики, пшик один без губительного воздействия на организм — но к чему тогда так живописать, когда и сколько он там напринимал на полкниги?

Не могу только согласиться с этим моментом. Я пять лет провела в семейных отношениях с наркоманом. Употреблял и тяжело задолго до меня. После нашего расставания ничего не изменилось. Человек вполне успешен, даже известен в своих кругах. Впечатление на людей из внешнего круга производит притягательное. Мне самой потребовался год, чтобы научиться распознавать его плохие и неадекватные состояния. Научилась только тогда, когда стали жить под одной крышей. Чужие люди и вовсе не замечали, хотя мог выступать под кайфом. И в его окружении было много людей с такими же проблемами. На их социальную жизнь это влияло минимально. Для меня это как для «хорошей девочки из относительно хорошей семьи» стало разрывом шаблона. Совершенно иначе себе представляла этот мир. :( Впрочем, очень рада, что теперь знакомство с ним завершилось. И лучше бы он, этот мир, был насквозь маргинальным. Как раз относительная внешняя нормальность многих затягивает. Особенно детей. Была свидетелем. :(

Извините, что много написала! До сих пор больная тема.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2020 г. 22:43
Могу только посочувствовать такому опыту, у меня, по счастью, никакого близкого знакомства с наркотиками не было... И все знакомые мне наркоманы сидели исключительно на героине, может, это именно он дает такой разлагающий эффект.
 


Ссылка на сообщение27 января 2020 г. 02:31
Я сама никогда не употребляла, но полюбила человека из этой среды. Героина, конечно, не было. Был амфетамин и вариации. Тоже ничего хорошего. Хотя, как бы дико это не прозвучало, поняла я это только тогда, когда приходила в себя после семейной жизни, пока была внутри, проблемой это не являлось.
Развалилось всё банально из-за новой девушки, не из-за наркомании, что тоже странно.
Сейчас никому такого счастья не пожелаю.

Извините! Наверное, зря я подняла такую тему в комментариях. :(

Ещё раз спасибо за созвучную рецензию!
 


Ссылка на сообщение27 января 2020 г. 11:29
Да нет, ничего страшного, жаль, что вам пришлось с этим столкнуться в реальности, а не в литературе.


Ссылка на сообщение26 января 2020 г. 20:32
Не понимаю претензий к «Тайной истории» 8-) Ну да, обучение — это бессмысленная нудота (там и эпиграф на эту тему). И трэш бессмысленный (типа хотели мистерий, но идиоты же). Там роман отчасти об этом. А отчасти о том, что когда ложная система координат разлагается, сквозь нее непременно вылезет истинная — та самая «тайная история».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2020 г. 22:41

цитата angels_chinese

Не понимаю претензий к «Тайной истории»

Не обучение — бессмысленная нудота, а сон разума рождает чудовищ. Вот все содержание этой книги. Учили их учили, все без толку, вместо того, чтобы приобщиться к чужой культуре, по факту растеряли что было из своей.
 


Ссылка на сообщение26 января 2020 г. 22:44
Не, я там прочел куда больше. То есть сон разума-то рождает, но это часть «преступление», а там еще есть часть «наказание», о том, как проступает истинная система координат, и она и мистическая, и этическая, и с ударным сном в конце.
 


Ссылка на сообщение26 января 2020 г. 22:47
А в чем там истинная система координат, этого я не понимаю? Я там вычитала только заигравшуюся золотую молодежь, которая думала, что ей все можно, раз она такая умная и прекрасная, а потом оказалось, что таки не все.
 


Ссылка на сообщение27 января 2020 г. 13:06
Ну почему герой самоубивается, например. Там же прямые, прямейшие параллели с «Преступлением и наказанием».
 


Ссылка на сообщение27 января 2020 г. 13:27
А герой самоубивается? Я этого не помню совершенно.
 


Ссылка на сообщение29 января 2020 г. 13:18
Генри же. Видимо, совсем тебе книжка была никак, раз ты ключевой сцены не помнишь 8-)
 


Ссылка на сообщение29 января 2020 г. 13:28
Аа, этот) я просто под героем понимала нарратора, не кого-то другого.


Ссылка на сообщение28 января 2020 г. 07:25
Те же ощущения, но я не смогла добить книгу: сломалась на жизни с отцом:)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2020 г. 22:17
Ну и сэкономили много часов жизни)


Ссылка на сообщение8 февраля 2020 г. 17:46
Надо же, ровно противоположные ощущения от сравнения Тартт с Флобером. То есть вот у героев «Мадам Бовари» психика кажется выдуманной, вымученной, а у Тартт и совпадение, и сопереживание.
Теперь думаю, стоит ли еще раз брать Франзена, «Свобода» лет семь назад совсем не понравилась.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2020 г. 21:46
Видимо, тут у каждого свой взгляд на то, какой психологизм настоящий, а какой — поддельный :-)
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2020 г. 23:41
Вероятно, зависит от собственной психики) На кого кто похож
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2020 г. 23:48
Это самое логичное объяснение)


⇑ Наверх