Солнцестояние Midsommar


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Солнцестояние (Midsommar), 2019
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Солнцестояние (Midsommar), 2019

Статья написана 2 марта 2020 г. 12:06

Кровавое возвращение к истокам, или Столкновение прошлого и современности

solncestojanie

Четверо аспирантов-антропологов Пелле, Кристиан, Марк и Джош едут по приглашению одного из них в глухую шведскую провинцию, где в уединенной общине должен состоятся большой праздник, посвященный Солнцестоянию. Также за ними увязывается девушка Криса Дэни, недавно пережившая жуткую потерю.

Среди красот шведской природы их ждет настоящий антропологический рай с гостеприимными селянами, аутентичной одеждой, кучей древних обрядов.

Однако вскоре ребята и девчата начинают понимать, что здешние хозяева не так просты, как кажутся на первый взгляд, и жизни гостей из далекой Америки под угрозой.


В последнее время кинематограф и телевидение подкидывают жаждущим пощекотать свои нервы неплохие образчики хоррора. Midsommar, как и предыдущая работа Ари, вызвал массу восхищенных отзывов и был прозван чуть ли не «уникальной картиной, которой в кино еще не было». Насчет уникальности ребята несколько перегибают палку («Плетеный человек» со своим ремейком будет возражать), но лента вышла любопытной.

Перед нами не классический ужастик, а скорее тягучая, атмосферная трагедия, которую полезно посмотреть тем, кто скучает по возвращению к истокам и прочим благословенным языческим временам. Нам показывают людей, живущих по старым законам, тем которые: «человек человеку волк», «зуб за зуб», «бий свого, щоб чужий духу боявся». Есть стая, члены которой чувствуют своих на уровне инстинкта, между ними бурлит сопереживание, эмпатия, любовь (да и то хватает нюансов). И есть чужаки. Не совсем люди. Или совсем не люди, а удобный инструмент для достижения целей и решения вопросов.

Христианская мораль, прощение, человеколюбие, толерантность остается где-то там, за океаном, в политкорректных столицах, в долгих часах езды. Здесь все по-другому. Просто, без затей, с минимумом условностей. Милая улыбка и колотушка за спиной.

При этом жители общины полностью честны перед высшими силами, обратите внимание: взнос поровну: 4х4, плюс один как повезет. Да, одна сторон делает осознанный выбор, имеет понимание и принятие цикличности, разделение чувств, эмоций с племенем, другая – лишь шок и бессознательный ужас. Но факт остается фактом. Свои тоже прикосновенны.

На этом фоне постановщики развлекаются небезынтересными моральными вопросами, типа подхода к старикам. Что лучше, засовывать их в дома престарелых, где они гниют в стыде и страхе, теряя достоинство и рассудок. Или поступать как члены здешней общины, твердо верящих в природную цикличность? Окружать старейшин неподдельным уважением, слушать их распоряжения открыв рот. А после завершения очередной части цикла, когда они отдадут всю свою мудрость потомкам, дать им возможность влиться в колесо перерождений? Понятно, что для людей 21 века естественен и логичен первый путь. Но так было далеко не всегда, а точнее повелось буквально со вчерашнего дня (по историческим меркам).


Стоит отметить, что морально-этических этюдов постановщики подгонят зрителю от души.

Сравнят современный индивидуализм, одиночество, с древними прайдами, дающими чувство сродства, ощущение перерождения, нужности не только для себя и такой желанной стайности.

Пройдутся по концепции склочничества, попытках присвоить чужую работу, предательстве (впрочем, не нужно путать кратковременное студенческое товарищество с исконной верностью своим), доверчивости современного человека, неготовности к встрече с непривычным. Поразмышляют над цикличностью природы и людской жестокостью (или пониманием истиной сути вещей?).

С самого начала погрузят нас в нюансы взаимоотношений молодой пары. Девушка, активно перекладывающая свои эмоциональные проблемы на парня, который аж никак не готов ни к ответственности, ни к настолько полному участию в жизни другого человека. И остается с ней лишь из ложно понятого чувства долга. И не нужна она ему с такими психологическими характеристиками. Однако отношения длятся, приводя к трагедии. Взгляните, как приятно подано: тут вам и мужские тараканы в полный рост, и женская привязчивость, неспособность отпустить, перерастающая в месть.

Дени у Флоренс Пью вышла на загляденье. Истеричная, легкая на слезу, утонувшая в своей психотравме, руками и ногами цепляющаяся за своего парня. Так и охота по башке фемину треснуть, чтоб мозги включились. При этом вроде не совсем дура, способна прикинуть последствия происходящего (правда, неспособная ничего сделать с полученными выводами). Да и, то, что она психологию изучает — проявляется аж один раз и то походя. Недоработочка.

Ее вьюнош в исполнении Джека Рейнора порадовал меньше. Хотя образ недурен. Тютя-тютей, мягкий, толерантный, заботливый, неспособный понять, что расставаться тоже надо вовремя и лучше рвать бинт с раны, пока совсем не присох – потом будет больнее. Подвел девку под монастырь. Ну и получил по заслугам.

Можно упомянуть также подросшего Уилла Поултера с его Марком. Эдакий шут гороховый – любитель травки и девок.

А вот из «общинников» никто особо не запомнился.

Кстати, с наркотой персонажи картины балуют не по-детски. Травка, колеса, грибы и прочая дурь является непременным атрибутов времяпрепровождения американской и европейской молодежи.

Да и в быту общины травяные настои занимают не последнее место. Скорее одно из первых. Без них и танец не танец, и любовь не любовь, и пир не пир. Да и с пришлыми работать одно удовольствие: там растолок, там дунул, там размешал. И готово. Лепота.

Антураж языческой общины получился у создателей ленты «на отлично». Одежды, дома, рисунки, целые рунические конструкции из столов и людей, танцы, обряды, ритуалы, привороты, жертвы. Прям пиршество для смелого антрополога. Интересно, сколько в фильме реального шведского язычества, а сколько отсебятины (по слухам режиссер Midsommar Ари Астер всерьез изучал ритуалы викингов (по «орлу» заметно).

Любопытны операторские игры с зеркалами, отражениями, похоже, символизирующими второе дно человеков, психоделические забавы с камерой (особенно перевернутая дорога позабавила: мир готовится вывернуться наизнанку).

Также не забывайте внимательно следить за происходящим: постановщики рассыпали в кадре изрядное количество подсказок. Начиная от детских игр, мимолетной огненной мясной жертвы, фресок и рисунков.

Действие развивается плавно и неторопливо. Первый час фильма (я взялся смотреть почти трехчасовую режиссерскую версию, кстати, зря, театральной версии было бы с головой) идет подготовка, рассыпаются намеки, звучит давящая музыка, толпами бродят наркотические глюки, в общем, создается нужная атмосфера. Даже пасторальные пейзане, солнечные лучи, красивые венки, улыбчивые лица и благолепие шведской природы не могут развеять тревогу. По истечении этого самого часа мы четко понимаем и видим, что дело добром не кончится (точнее мы то это понимаем, как только видим жанр картины, а вот герои…). Следующий час идет нагнетание, и лишь к началу третьих 60 минут наконец раскрываются карты. И то не до конца. В общем зрелище для усидчивых.

Конечно, от законов молодежного слэшера постановщики «Солнцестояние» никуда не делись. Можно с полным правом делать ставки на то, кто первым (а также вторым и третьим) из пришлых героев испытает на себе настоящее гостеприимство Хельсингландской общины. Поражаться глупости персонажей, их самурайской выдержке (с другой стороны, а куда ты денешься с подводной лодки?) и способности не замечать достаточно очевидных вещей. Впрочем, жанр обязывает.

Эрго. Небезынтересный антуражный психологический хоррор, сталкивающий прошлое и современность. Неторопливый (порой слишком), подзатянутый, с интересными моральными этюдами и качественной атмосферой. Прорыва не ждите (подобные сюжеты уже были), но любителям жанра пропускать не стоит.

Режиссер: Ари Астер

В ролях: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен, Уильям Джексон Харпер, Уилл Поултер, Эллора Торчия, Арчи Мадекве, Хенрик Норлен, Гуннель Фред, Изабель Грилл





1639
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 марта 2020 г. 13:44
Затянутая дичь.Одолел в три или четыре приема.И это была театральная версия фильма,не режиссерка...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2020 г. 14:22
А я вот не смотрел еще. Обычно народ на два лагеря разделяется — либо понравилось, либо совсем не понравилось.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2020 г. 15:04
Я не скажу,что мне не понравилось,но восторга тоже не испытал,картина очень специфическая,актерские работы ,звукоряд и атмосфера удались,но уж слишком затянут хронометраж всей ленты.«Реинкарнация» этого же режиссера больше мне по душе.Тем не менее за творчеством Астера буду внимательно следить и впредь.Жути он умеет нагнать в своих фильмах.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2020 г. 15:07
Реинкарнация — жуткий фильм. Мне понравился, один из самых стремных за последнее время.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2020 г. 15:08
Согласен,очень дискомфортный фильм))


Ссылка на сообщение5 марта 2020 г. 00:58
Мне в итоге так и осталось непонятно: какой конкретно обряд проводится раз в 90 лет? Всё, что показали, включая танцы? Или что-то делается ежегодно (там упоминаются одёжи, которые все сами себе шьют каждый год), а что-то — редко? Набираются ли каждый год старики, чтобы попрыгать с горы — или этим двоим так повезло, а все остальные 89 лет они помирают иначе?
С другой стороны, если про 90 лет враньё, то каждый год 4 человека пропадают в этой общине... не слишком ли.

А напугал очень сильно уродец, он ещё с трейлера пугал, блин, плод генетических экспериментов. Вот это жутко и даже свеженько — остальные-то страшилки там и сям попадались, в том или ином виде, но «направленный инцест» — это всё, там товарищи поголовно чокнутые. Что не удивительно, учитывая, что люди постоянно, в любое время дня и особенно ночи, слышат младенческий плач.

цитата

Поражаться глупости персонажей, их самурайской выдержке (с другой стороны, а куда ты денешься с подводной лодки?) и способности не замечать достаточно очевидных вещей.
А вот это, кстати, показалось довольно естественным. То есть да, они должны были тоже смотреть хорроры и предположить, что к чему, но общая расслабляющая атмосфера плюс вещества — внимание притупилось. Полагаю, на их месте до меня бы тоже долго доходило.


Ссылка на сообщение5 марта 2020 г. 23:20
Давненько я такой чернушки не смотрел.Причем начал просмотр с бухты-барахты,что называется,включил телевизор и выбрал не долго думая первый попавшийся фильм ужасов.8-) Думал,про привидений.8:-0 Немного скажу о персонажах — просто клинические идиоты.Оттуда надо было бежать сломя голову сразу после «полёта» стариков.А добровольно они прыгнули,или нет — это уже пусть полиция разбирается.Но сюжет есть сюжет.Неправдоподобно,но посмотрел с интересом.


Ссылка на сообщение8 марта 2020 г. 23:45
Переоцененная картина. При просмотре почему-то возникли ассоциации с «Говорящим от имени мёртвых» Карда. Очень уж похожи показались обычаи жителей общины и книжных порквинхов (смерть, как часть жизненного цикла и предки-деревья).


Ссылка на сообщение13 февраля 21:27
Какая шикарная и содержательная рецензия!
(Можно разве что сравнить с очень короткой красивой содержательной аннотацией из другого блога)


⇑ Наверх