Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 марта 2020 г. 12:09

Готовы, сударыни мои ведьмы? Тогда приступим, или Повесть о невозможной Любви / Да погибнет скверна!

vedmin_vek

Великий инквизитор города Вижны Клавдий Старж, разбираясь с пророчеством арестованной ведьмы, не думал, что столкнется в процессе расследования с величайшей угрозой привычному миропорядку.

Неинициированная ведьма Ивга Лис всего лишь хотела нормальной человеческой жизни, жутко опасаясь похода в Инквизицию для постановки на учет.

Кто знал, что их случайная встреча станет тем, что даст шанс этому миру, тонущему в волнах неумолимо приближающихся событий, грозящих изменить судьбы всех живущих на планете.


Супруги Дяченко всегда считались одними из лучших русскоязычных фантастов. Лично для меня одной из главных удач их богатого наследия был как раз «Ведьмин век», написанный в далеком 1997 году.

Роман эмоциональный, завораживающий, напряженный, личностный.

Беседующий с читателем о целом ряде людских страхов и важных вопросов.

-Отношении гомо сапиенсов к непонятному, непознанному, иному. Отношении, как легко догадаться, не самому лучшему. Иное, отличное от принятого, не такое как все, то, что пользуется непонятными силами, то, чьи цели и задачи неизвестны, вызывает у обычных людей ужас и агрессию.

И даже если общество толерантно и официально признает этих самых иных (при соблюдении теми ряда правил), отдельные представители общества при столкновении с «фриками» изрядно корректируют официальную позицию. От брезгливого отвращения, травли, прекращения контактов, до самосуда.

-Общечеловеческом страхе уступить место на вершине пищевой цепи более сильному виду. Тут тоже все понятно. Ведьмы вроде как и не люди вовсе, а конкурент в борьбе за звание главного хищника планеты. А с такими конкурентами гомо сапиенсы не церемонятся – неандертальцы подтвердят.

-Разрушительной любви. Способной заставить творить безумные вещи, не принимать реальность, совершать жуткие ошибки, проявлять махровый эгоизм. Да-да, любовь это не только «амор!», уси-пуси и прочий позитив. У всего в этом мире две стороны.

-Потенциальной возможности совершить зло (в нашем случае по природе своего естества), и что делать с тем, чтобы эта потенциальная возможность не переросла в свершившуюся (да, я в курсе, что об этом писали не раз).

-Страхе мужчины перед женским воздействием. Перед которым сильная половина человечества, чаще всего думающая одним местом (и это не голова, и даже не попа) устоять не в силах. Страхе перед девичьими манипуляциями, сексуальным воздействием, ночными птичками – силами делающими мужчину беззащитным и уязвимым.

В мире «Века» женщины показаны откровенно угнетенной частью общества. Постоянные проверки, контроль со стороны спецслужб. Здесь не помогут политкорректные и толерантные речи о равенстве, ведь сразу понятно кто согрешил перед Господом (хотя религии в нашем понимании тут нет), из чьих рядов появляются две самые страшные угрозы этого мира.




Статья написана 2 марта 2020 г. 12:06

Кровавое возвращение к истокам, или Столкновение прошлого и современности

solncestojanie

Четверо аспирантов-антропологов Пелле, Кристиан, Марк и Джош едут по приглашению одного из них в глухую шведскую провинцию, где в уединенной общине должен состоятся большой праздник, посвященный Солнцестоянию. Также за ними увязывается девушка Криса Дэни, недавно пережившая жуткую потерю.

Среди красот шведской природы их ждет настоящий антропологический рай с гостеприимными селянами, аутентичной одеждой, кучей древних обрядов.

Однако вскоре ребята и девчата начинают понимать, что здешние хозяева не так просты, как кажутся на первый взгляд, и жизни гостей из далекой Америки под угрозой.


В последнее время кинематограф и телевидение подкидывают жаждущим пощекотать свои нервы неплохие образчики хоррора. Midsommar, как и предыдущая работа Ари, вызвал массу восхищенных отзывов и был прозван чуть ли не «уникальной картиной, которой в кино еще не было». Насчет уникальности ребята несколько перегибают палку («Плетеный человек» со своим ремейком будет возражать), но лента вышла любопытной.

Перед нами не классический ужастик, а скорее тягучая, атмосферная трагедия, которую полезно посмотреть тем, кто скучает по возвращению к истокам и прочим благословенным языческим временам. Нам показывают людей, живущих по старым законам, тем которые: «человек человеку волк», «зуб за зуб», «бий свого, щоб чужий духу боявся». Есть стая, члены которой чувствуют своих на уровне инстинкта, между ними бурлит сопереживание, эмпатия, любовь (да и то хватает нюансов). И есть чужаки. Не совсем люди. Или совсем не люди, а удобный инструмент для достижения целей и решения вопросов.

Христианская мораль, прощение, человеколюбие, толерантность остается где-то там, за океаном, в политкорректных столицах, в долгих часах езды. Здесь все по-другому. Просто, без затей, с минимумом условностей. Милая улыбка и колотушка за спиной.

При этом жители общины полностью честны перед высшими силами, обратите внимание: взнос поровну: 4х4, плюс один как повезет. Да, одна сторон делает осознанный выбор, имеет понимание и принятие цикличности, разделение чувств, эмоций с племенем, другая – лишь шок и бессознательный ужас. Но факт остается фактом. Свои тоже прикосновенны.

На этом фоне постановщики развлекаются небезынтересными моральными вопросами, типа подхода к старикам. Что лучше, засовывать их в дома престарелых, где они гниют в стыде и страхе, теряя достоинство и рассудок. Или поступать как члены здешней общины, твердо верящих в природную цикличность? Окружать старейшин неподдельным уважением, слушать их распоряжения открыв рот. А после завершения очередной части цикла, когда они отдадут всю свою мудрость потомкам, дать им возможность влиться в колесо перерождений? Понятно, что для людей 21 века естественен и логичен первый путь. Но так было далеко не всегда, а точнее повелось буквально со вчерашнего дня (по историческим меркам).




Статья написана 28 февраля 2020 г. 12:43

Черный человек вовне, или Пожиратель скорби

chuzhak

Жестокое убийство юного Френки Питерсона буквально взорвало небольшой американский городок Чероки.

Все улики указывают на бейсбольного тренера Терри Мейтленда (Бейтмен). Отпечатки пальцев, показания свидетелей, записи с камер наблюдения.

Вот только есть нюанс. В тот день Терри находился в другом городе за сотню километров от места преступления. И этому тоже хватает подтверждений.

Но не мог же обычный тренер быть в двух местах одновременно?

Неужто в деле замешана какая-то чертовщина?


За последние годы на зрителя обрушился настоящий вал экранизаций Короля Ужаса (и раньше не обделенного вниманием кинематографа). И останавливаться киношники не собираются.

Следующим нашему вниманию предоставили экранизацию свежего «Чужака».

Проекта цепляющего зрительское внимание с первых кадров и не отпускающего весьма долгое время.

Интересен Outsider в первую очередь неопределенностью происходящего. Что, собственно говоря, происходит? Как Терри мог засветиться на камерах в двух местах одновременно? Кто душегуб (в виновность Мейтленда не верится абсолютно)? Что перед нами? Зловещая организация? Некий аналог мистера на букву «Г»? Инопланетяне? Вселяющийся призрак? Еще какая неведомая хрень? Благо, тактико-технические характеристики объекта и его способ воздействия на окружающих долгое время не определены.

Интрига на высочайшем уровне. И эту самую интригу постановщики поддерживают на протяжении половины сезона. Кстати, когда флер тайны рассеивается (понятно, что это неизбежно), сериал теряет некоторую долю своей привлекательности, приобретая взамен тему противостояния Злу, а также некоторое количество шаблонных черт, поворотов и приемов, которые мы видели уже не один и не два раза. После того, как виновник определен, все становится проще и яснее, по большому счету: «наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи». Понятно, что героям придется преодолевать косность мышления, глупость: свою и окружающих, неверие в потустороннее, стремление отыскать насквозь рациональные (и неверные) объяснения, определить методы и способы борьбы с врагом, придумать оружие, но это уже технические детали. Главное, что придавало «Чужаку» свежесть — атмосферу параноидального непонимания — во второй половине сезона мы потихоньку теряем. А она была чудо как хороша.

The Outsider – говорит со зрителем о том, о чем дядька Кинг уже не раз говорил со своим читателем – о столкновении с неведомым. С тем, что не укладывается в рамки нашего представления о реальности, с ее непременным научным подходом, электрическим светом на каждом углу и отрицанием сверхъестественного. Причем, поскольку сериал снят по книге Короля ужасов, а не, к примеру, Макса Фрая, это самое неведомое будет еще и злонамеренным.




Статья написана 26 февраля 2020 г. 10:43

Магическая Калифорния, или Восставший из Ада в Городе Ангелов

sendmen

Жизнь Джеймсу Старку удавалась. Солнечный Лос-Анджелес, любовь прекрасной девушки, квартира в наличии и деньжата водятся. А еще он был магом. Одним из лучших среди местного Круга.

А потом в один ужасный день все изменилось.

Предательство. И Старк на долгое время попадает в Ад.

А Ад, как известно – не сахар. В конце концов, Старку удалось выбраться из преисподней. Слишком много потеряв, но приобретя кое-что взамен.

Теперь он хочет одного – отомстить тем, кто виновен в его затянувшемся «отпуске». Но, оказывается, не только Старк стал сильнее за это время. Враги тоже не дремали.

Вдобавок к парню, а точнее к тому, что он вынес из Ада, начинают проявлять интерес существа абсолютно невообразимой мощи.


В последнее время на ниве городского фентези, кроме признанного корифея Батчера с его Дрезденом, стали колосится новые имена, такие как Кевин Хирн с «Железным друидом», Бенедикт Джэка с «Алексом Верусом».

В эту же когорту смело вступил и Ричард Кадри, чей цикл о «Сэндмене Слиме» насчитывает уже 10 (!) романов. Наконец-то первый из них добрался до русскоязычного читателя.

Стоит отметить брутальный, смачный, свободный, слегка нуарный стиль романа. Автор (а точнее его герой, повествование в книге от первого лица) не гнушается матерка, любит помахать кулаками, довольно цинично относится к жизни (Ад не улучшает характер), не чурается краж и грабежей, скрывает внутри любопытную тайну. Положительным героем мистера Старка, действующего по заветам незабвенного Монте-Кристо, назвать сложно. Впрочем, отрицательным тоже. Джеймс старается беречь жизни «гражданских», ни разу не убил обычного человека, а под защитным панцирем цинизма, по классике, скрывается тонко чувствующая душа.

Героя, с которым мы проведем все книжное время без исключения, можно назвать удачей романа. Ребенок, с детства балующий с магией. Удачливый юнец, получающий, что нужно на щелчок пальцев. Мужчина, переживший такое, что и представить сложно. Сражавшийся на адской арене, потихоньку повышая свой уровень (компьютерными играми запахло, не заметили? Внизу Джеймс заполучил интересное свойство организма: «все тело – сплошная магия» — то, чем его били, в следующий раз на него почти не действует) до близкого к бессмертию (имеется некоторый перебор, согласен). Страдающий от гибели своей девушки. Агрессивный, эгоистичный, нагловатый, увлекающийся, позабывший, что такое самоконтроль, регулярно теряющий голову, ради мести готовый абсолютно на все. Знающий себе цену, готовый драться с любым врагом. Аж никак не лишенный нормальных людских качеств, типа сопереживания и благодарности. Ностальгирующий, беспокоящийся о возможной утрате единственного друга. Немного теряющийся в незнакомом мире интернета и мобильных телефонов. Совершающий ошибки, и дорого за них расплачивающийся. Ричард рисует образ своего протагониста, совмещая действие и рефлексию, воспоминания и настоящее, эмоции и внешний мир. Выходит знатно.

Привлекают внимание магические «приблуды», составляющие основное оружие Старка (не считая его любимых пистолетов/дробовиков, конечно).

Ключ от Комнаты 13 дверей – места, позволяющего переместится в любую точку Вселенной.

Черный клинок, способный убить хоть Князя Ада. Монета Веритас (Истина) — выдающая советы о дальнейших действиях, тонкие намеки и цитаты подходящие к случаю.




Статья написана 24 февраля 2020 г. 11:56

«Они торчат под рейв, и чем-то пудрят носы --

Они не такие, как мы», или Особенности маленькой девочки

inye

Мир семилетней Хлои сложно было назвать обширным. Небольшой домик, вечно уставший отец, и… больше ничего. Ни матери, ни друзей, ни школы, ни прогулок в парке, ни походов за покупками. Ведь за стенами дома, по словам папаши, их ждут злые дядьки, готовые убить Хлою и отца.

Девочка верила родителю, однако с каждым днем ей все больше хотелось выбраться на свет божий и зажить нормальной жизнью.

Однажды Хлоя все же решилась нарушить отцовский запрет, обнаружив, что в некоторых вещах папаня был прав, а некоторые моменты, наоборот, недоговаривал.


Еще один бюджетный проект с не определившейся жанровой разновидностью? Конечно, хочу! Спасибо «Апгрейду», «Из машины», научившим относиться к таким фильмам с уважением.

Freaks не подвел.

Постановщики с ходу принялись путать зрителя насчет жанра своей работы. Начинаясь как оммаж «Знакам» «Иные» активно пасутся на поле хоррора, психологической драмы взросления, истории о детском бунте (одном из многих), воспитании, отношениях внутри замкнутой семьи, периодически поглядывая в сторону супергеройского боевика. Вышло приятно.

Freaks в английском весьма многозначительное слово, означающее в зависимости от контекста и отношения говорящего и «урод» и «нарик» и «извращенец» и «чудик». Кстати, вариант «иной», мягко говоря, не самый распространенный.

Долго время дело происходит в четырех стенах и «непонятка» с самой сутью происходящего поддерживается на высшем уровне. Чему мы стали свидетелями? Душевной болезни папани? Фантазий дочери? Глобального заговора? Вторжения инопланетян? Сражений с мутантами? Выбирайте на свой вкус.

Затем, постепенно, картина проясняется, и на первый план выходят «выбрыки» малолетней Хлои. Юная Лекси Колкер создала до одури бесящий образ бестолкового, глупого «жеребенка», думающего лишь о себе, не пользующегося мозгами, не слушающего взрослых, бросающегося очертя голову в безумные авантюры, подводящего под монастырь близких. Своими руками придушил бы. Что еще приятнее героиня Лекси развивается. К финалу вместо инфантильного дитятка перед нами безжалостный боец, делавший выбор, отнимавший жизни, теряющий родных. И пускай у Хлои впереди еще много неприятных открытий, потерь и разочарований, ее врагам не позавидуешь. Кстати, с концепцией того, что из ребенка легко и без проблем получается матерый убийца (понимание смертности и ценности жизни на весьма низком уровне) не поспоришь.







  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх