НОВАЯ ФАНТАСТИКА


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Lartis» > НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020

Статья написана 17 мая 16:05
Размещена:


Заканчивается голосование Главного жюри по рассказам, отобранным в финал всероссийского литературного конкурса «НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020», во всяком случае, я свои оценки, отзывы и замечания организаторам уже отослал. Артём Кузнецов, руководитель проекта «Настоящий Писатель», курирующий конкурс, попросил меня написать несколько слов о впечатлениях от прочитанных рассказов. Вот, пишу.

Конкретной темы и предпочтительного направления конкурсу «НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020» задано не было. Рассказы, попавшие ко мне после двух предварительных этапов отбора (голосования участников и голосования Профессионального жюри) представляли собой разнообразный массив текстов: от этно-фэнтези и хоррора до НФ и произведений о путешествиях во времени. Я прочёл более двух десятков рассказов, оценивая их по десятибалльной шкале. Нескольким вещам, написанным вполне профессионально, поставил по «десятке», были и довольно слабые тексты. В общем, присутствовал весь традиционный для подобных конкурсов диапазон литературного качества. Поделюсь наблюдениями.

Заметно, что некоторые авторы переносят в свои тексты идеи и ситуации из фантастического кино, пишут рассказы на основе просмотренных фильмов, видимо, мало пока у них личных жизненных наблюдений и опыта.

Ещё одна частая беда – неумение захватить внимание читателя первым абзацем, первым предложением. К сожалению, авторы не уделяют достаточного внимания старту, началу рассказа, а ведь именно в самом начале текста следует особенно кропотливо работать над каждым словом, максимально оттачивать фразы.

В ряде рассказов присутствуют недостатки композиции, некоторые из них похожи на фрагменты более крупных произведений. Кстати, я настоятельно советовал бы молодым писателям ознакомиться с эссе Михаила Веллера «Технология рассказа», где в максимально доступной форме изложены основные законы и правила, по которым строится современный рассказ.

Редко и неохотно участники предлагают рассказы с отечественными героями, рассказы о дне сегодняшнем в нашей стране. Зачем-то стараются сделать героями своих произведений Джонов, Гарольдов и Мэри. Отечественные Иваны, Коли и Маши не в почёте. Авторы не видят достойных тем в окружающей жизни, норовят внедриться в будущее, в космос, в сказочные вселенные. Но как раз в окружающей нас действительности полно фантастики…

Ещё один вывод, сделанный мною на основе прочитанного: для большинства авторов остросоциальные рассказы – это настоящее табу, хотя тем для исследования в данном направлении хватает.

В некоторых текстах полно косноязычных фраз, орфографических и пунктуационных ошибок, повторов, ненужных вводных слов. Отдельно взываю, дорогие авторы, научитесь, наконец, верно писать слова «наподобие», «в отличие» и «в течение», изучите, пожалуйста, правила их употребления! А не понимаете, как правильно ими пользоваться, просто не применяйте! Порой рассказ очень хорош идеей, но неудачное, неряшливое исполнение безнадёжно его портит. Для таких случаев есть неувядающий совет опытных мастеров. Борис Стругацкий, говорил участникам своего семинара примерно следующее: закончили вещь – дайте ей «отлежаться» хотя бы несколько дней, а потом посмотрите свежим взглядом и – обязательно обнаружите целый ряд огрехов. А я, читая свежим взглядом конкурсные рассказы, каждому поставил оценку и написал замечания, иногда с конкретными примерами конкретных недочётов. Надеюсь, это хоть как-то поможет авторам. И очень надеюсь, что авторы не станут на меня обижаться.

В заключение с удовлетворением отмечу: среди присланных мне, как члену Главного жюри, на голосование рассказов есть блестящие, гармоничные во всех отношениях вещи, написанные талантливо, с нестандартными персонажами, помещёнными авторами в сложнейшие ситуации; с героями думающими, действующими, принимающими непростые решения. А это значит – конкурс «НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020», призванный содействовать раскрытию творческого потенциала начинающих авторов, свою задачу выполнил!


Правила конкурса и состав жюри см. здесь:

https://true-writer.ru/new-fant-2020/





1111
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 мая 16:44 цитировать
Вот что любопытно, Володя. Я читал первый сборник. Там и в самом деле есть отличные тексты от неизвестных авторов. Но вот беда — эти авторы так и остались неизвестными. Их больше нигде не видно — по всей видимости, так и плавают в этом бассейне, а выплыть в море не хватает куража. Уютненько — местный авторитет, всё такое, судя по всему. А так расскачики не куются. Так они останутся, где есть — без шансов дойти до читателей. Возможно, конечно, и есть исключения — кто-то под ником пробует показать себя на других площадках, но если и есть, я их не знаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 мая 16:59 цитировать
Майк, я сделал своё дело — отжюрил.
Даже немножко о впечатлениях написал.
 


Ссылка на сообщение17 мая 17:15 цитировать
Я понимаю. Я лишь поделился с тобой тем, что думаю по этому поводу. Тебе ведь, по-видимому, не всё равно, типа отсудился и чёрт с ним, насколько я тебя знаю.
 


Ссылка на сообщение17 мая 18:55 цитировать
Я сделал конкретные замечания по каждому рассказу, дал пару советов.
А что ещё? За руку тут не поведёшь...
 


Ссылка на сообщение18 мая 19:15 цитировать
Михаил, вы очевидно не очень следите за нашими авторами. Глуховским пока никто не стал — это правда. Однако ребята выигрывают или входят в финал Квазара, Пролета фантазии, публикуют рассказы в Мире Фантастики и других изданиях. Победитель 2018 вот книгу в Альпине выпустила https://www.alpinabook.ru/aut...

В общем, не похоже что варятся в том самом бассейне.
 


Ссылка на сообщение18 мая 20:33 цитировать
Меня зовут Майк. Я не слежу, разумеется. Но за амбициозными авторами и следить не надо. Они сами всплывают — на конкурсах. И в отборах в сборники.
Сергей Добронравов. Коммерческий скиталец (рассказ), стр. 55-69
Яна Летт. Учительница-Первая (рассказ), стр. 70-99
Андрей Ваон. Любовь к географии (рассказ), стр. 100-125
Михаил Гречанников. Сомниум (рассказ), стр. 126-157
Евгений Тет. Шёпот (рассказ), стр. 158-177
Артём Гаямов. Отвлекающий манёвр (рассказ), стр. 191-217
Михаил Закавряшин. Не касайся проклятых (рассказ), стр. 218-246
Александр Прялухин. Мортерис (рассказ), стр. 247-275
Артём Шевченко. Я никогда не устану ждать (рассказ), стр. 276-289
Агни Романова. Анданте для альта (рассказ), стр. 290-310


Борис, у нас есть в отборе кто-либо из этих людей?
Или, может, был в прошлом году?
 


Ссылка на сообщение18 мая 21:05 цитировать
Нет
 


Ссылка на сообщение19 мая 10:42 цитировать
Майк, извините.

Понял, что в вашем конкурсе (Кстати, а что за конкурс? ) финалисты НФ 2018 года в отбор не попали. Ок. Участвовали хоть? Ну и у нас еще 3 сезона финалистов было, может из них кто попытался. Мне интересно просто.

А так мы с удовольствием оповестим ребят про следующий сезон расскажем ребятам, может кто еще из финалистов поучаствует.
 


Ссылка на сообщение19 мая 12:27 цитировать

цитата bestpr

Майк, извините.
Без проблем.

цитата bestpr

(Кстати, а что за конкурс? )
Это не конкурс — читательский отбор в ежегодный сборник. Чтобы попасть в него — надо просто прислать рассказы — даже не обязательно писать новые. Победителей выбирают читатели.

цитата bestpr

Участвовали хоть?


Нет — никто не участвовал. Собственно, я сделал своё заявление, во многом на этом базируясь. Оповещали мы об отборе очень широко.


Ссылка на сообщение17 мая 16:51 цитировать
Спасибо.
Теперь бы результатов дождаться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 мая 19:16 цитировать
дождемся! Дождаться бы разрешения на проведение мероприятий )))


Ссылка на сообщение17 мая 19:25 цитировать
А некоторые действительно хорошие рассказы тупо не дошли до основного жюри. Их сочли либо «слишком сложными», либо «непонятными простому читателю» товарищи «профи» из жюри промежуточного — те самые, которые в отзывах мямлили: «Ну, наверное, автор читал Сапковского. Других писателей я не знаю, поэтому сравниваю с ним». Взять тот же «Рыцарь и пирог», например: он вызвал море позитива у тех самых «простых читателей».


Ссылка на сообщение18 мая 09:17 цитировать
Если я правильно понял, в сборнике будет «несколько рассказов на 10-ку», а остальное — безграмотная графомания по мотивам известных фильмов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 мая 12:25 цитировать
Закон Старджона.
 


Ссылка на сообщение22 мая 09:09 цитировать
Не будет там рассказов на десятку вообще.
Я начал читать оставшихся на последнем этапе — топ НФ20.
Первая — Калерия.
Я принципиально дотерпел.читая этот фантастически нудный и предсказуемый рассказ, написанный на редкость убого.
После этого стал смотреть каким образом это пролезло в топ. Во-первых — это вообще не фантастика. И что он делает на конкурсе Новой Фантастики, мне непонятно. Самым показательным является этот отзыв о рассказе члена проф. жюри:
«Идея классная, и развитие — сильное. Хороший, крепко сбитый рассказ, ничего лишнего — сюжетных дыр, логических несостыковок, сюжетных ответвлений нет.»
Daria Chenskaya
Придраться к отзыву невозможно. Особенно к фразам — «ничего лишнего» и «сюжетных ответвлений нет.» Так оно и есть. Сюжет и идея мощная — бабушка жила, жила и умерла, смерть пришла. Все прямо, ничего лишнего, ответвлений нет — фантастика! Не удивлюсь, если это убожество победит на конкурсе.
Можно это назвать литературой? Нет.
Читать остальное нет смысла.
Конкурс НФ надо переименовать в конкурс Блат-фантазии.


Ссылка на сообщение28 мая 07:22 цитировать
Забавно следить за этим спором.
Ммм..Так и хочется написать — а Глуховский — это кто?
Если переставить местами игру и книгу, то можно сказать — «А ничё автор по игре роман забацал».
Нельзя сказать «бездарный» автор — дар там есть. Прямо по выражению «Одни гениально играют на скрипке, другие двигают ушами». И пока на Западе играют на скрипке, Глуховские двигают ушами. И в болоте коммерческого «метро» (где нет ни идей, ни открытий, ни вообще хоть малейшей глубины — электронная игрушка) — это кулик.
Что касается искусства рассказа — сами неоднократно писали — коммерчески невыгодно. Кто ж будет их издавать и пропагандировать? Раньше хоть кто то цеплялся за «Полдень». А теперь?
И душить их будут «километры» фигни, а интернет не только не поможет, но ухудшит ситуацию. Раньше выходила книга и можно было иметь ориентир. А Интернет — это навозная куча. Я там жемчуг искать не буду.
То есть критерий — книга. Но много ли их таких — для авторов рассказов и коротких повестей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 17:48 цитировать
Относительно Глуховского замечу, что его романы «Будущее» (2013) и «Текст» (2017) заслуживают внимания.

О «Будущем» я писал здесь:
https://fantlab.ru/blogarticle27503

О «Тексте» здесь:
https://fantlab.ru/blogarticle62916
или здесь:
https://lartis.livejournal.com/11...
 


Ссылка на сообщение29 мая 08:09 цитировать
Я даже больше — я сами эти романы читал!
Понятно, что действует правило (пардон, цитирую) « Среди де...а вы все поэты, среди поэтов вы де...о».
Понятно, что рядом с рассказами Азимовых или Саймаков, да иных Хайнлайнов или Эллисонов — Глуховский с его убогими текстами ничтожество стремящееся к нулю.
Но и по сравнению с рассказами «просто» Рыбаковых и Михайловых, Штернов и Булычевых (список из десятков авторов — очень много) — Глуховский это ничтожество, стремящееся к нулю!
В лучшем случаем посредственность среди посредственностей в ВТО.
Убогость сюжета, убогость характеров, убогость локаций — в рамках игры. Коммерческое одноразовое чтиво. Прочел — выкинул.
Все проверяется — когда перечитываешь книгу раз эдак в...
А про внимание — ну да, в троллейбусе я романы «Метро» оченно даже читал! И в трамвае. Можно премию давать «Транспортная книга«! Отвлекает от скучной езды.
 


Ссылка на сообщение29 мая 11:50 цитировать
Поменьше апломба — и будет вам счастье.
Вы ведь не считаете себя истиной в последней инстанции? Или считаете? Слишком уж усердствуете с уничижительными эпитетами в адрес Глуховского. Такое чрезмерное усердие вызывает сначала недоумение, а потом — сочувствие и жалость.
И зачем вообще читать «Метро» где бы то ни было?
 


Ссылка на сообщениесегодня в 14:52 цитировать
Я тоже. Ибо в СССР было нарушено правило Старджона. У нас процентов 80 было хорошей и отличной литературы, а 20 — того самого.
Теперь мы успешно (как и положено капитализму) достигли высот этого правила. Правда про 10 процентов хорошего не знаю, может и меньше...
А «Метро» и «СТАЛКЕР» — ну так оно и есть для метро! Бульварная литература, мозги не задействованы... Он не один такой.
У меня и игра «Метро» есть. Для РАЗВЛЕЧЕНИЯ!
А страдаю я оттого, что авторы хорошие из сборников — а споры вокруг сборника! — не смогут прорваться как в СССР. Там прорывались и закалялись в борьбе. Трудно было.
А сейчас — где тебя увидят...




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх