НОВАЯ ФАНТАСТИКА


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020

Статья написана 17 мая 2020 г. 16:05
Размещена:


Заканчивается голосование Главного жюри по рассказам, отобранным в финал всероссийского литературного конкурса «НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020», во всяком случае, я свои оценки, отзывы и замечания организаторам уже отослал. Артём Кузнецов, руководитель проекта «Настоящий Писатель», курирующий конкурс, попросил меня написать несколько слов о впечатлениях от прочитанных рассказов. Вот, пишу.

Конкретной темы и предпочтительного направления конкурсу «НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020» задано не было. Рассказы, попавшие ко мне после двух предварительных этапов отбора (голосования участников и голосования Профессионального жюри) представляли собой разнообразный массив текстов: от этно-фэнтези и хоррора до НФ и произведений о путешествиях во времени. Я прочёл более двух десятков рассказов, оценивая их по десятибалльной шкале. Нескольким вещам, написанным вполне профессионально, поставил по «десятке», были и довольно слабые тексты. В общем, присутствовал весь традиционный для подобных конкурсов диапазон литературного качества. Поделюсь наблюдениями.

Заметно, что некоторые авторы переносят в свои тексты идеи и ситуации из фантастического кино, пишут рассказы на основе просмотренных фильмов, видимо, мало пока у них личных жизненных наблюдений и опыта.

Ещё одна частая беда – неумение захватить внимание читателя первым абзацем, первым предложением. К сожалению, авторы не уделяют достаточного внимания старту, началу рассказа, а ведь именно в самом начале текста следует особенно кропотливо работать над каждым словом, максимально оттачивать фразы.

В ряде рассказов присутствуют недостатки композиции, некоторые из них похожи на фрагменты более крупных произведений. Кстати, я настоятельно советовал бы молодым писателям ознакомиться с эссе Михаила Веллера «Технология рассказа», где в максимально доступной форме изложены основные законы и правила, по которым строится современный рассказ.

Редко и неохотно участники предлагают рассказы с отечественными героями, рассказы о дне сегодняшнем в нашей стране. Зачем-то стараются сделать героями своих произведений Джонов, Гарольдов и Мэри. Отечественные Иваны, Коли и Маши не в почёте. Авторы не видят достойных тем в окружающей жизни, норовят внедриться в будущее, в космос, в сказочные вселенные. Но как раз в окружающей нас действительности полно фантастики…

Ещё один вывод, сделанный мною на основе прочитанного: для большинства авторов остросоциальные рассказы – это настоящее табу, хотя тем для исследования в данном направлении хватает.

В некоторых текстах полно косноязычных фраз, орфографических и пунктуационных ошибок, повторов, ненужных вводных слов. Отдельно взываю, дорогие авторы, научитесь, наконец, верно писать слова «наподобие», «в отличие» и «в течение», изучите, пожалуйста, правила их употребления! А не понимаете, как правильно ими пользоваться, просто не применяйте! Порой рассказ очень хорош идеей, но неудачное, неряшливое исполнение безнадёжно его портит. Для таких случаев есть неувядающий совет опытных мастеров. Борис Стругацкий, говорил участникам своего семинара примерно следующее: закончили вещь – дайте ей «отлежаться» хотя бы несколько дней, а потом посмотрите свежим взглядом и – обязательно обнаружите целый ряд огрехов. А я, читая свежим взглядом конкурсные рассказы, каждому поставил оценку и написал замечания, иногда с конкретными примерами конкретных недочётов. Надеюсь, это хоть как-то поможет авторам. И очень надеюсь, что авторы не станут на меня обижаться.

В заключение с удовлетворением отмечу: среди присланных мне, как члену Главного жюри, на голосование рассказов есть блестящие, гармоничные во всех отношениях вещи, написанные талантливо, с нестандартными персонажами, помещёнными авторами в сложнейшие ситуации; с героями думающими, действующими, принимающими непростые решения. А это значит – конкурс «НОВАЯ ФАНТАСТИКА 2020», призванный содействовать раскрытию творческого потенциала начинающих авторов, свою задачу выполнил!


Правила конкурса и состав жюри см. здесь:

https://true-writer.ru/new-fant-2020/





1667
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 мая 2020 г. 16:44
Вот что любопытно, Володя. Я читал первый сборник. Там и в самом деле есть отличные тексты от неизвестных авторов. Но вот беда — эти авторы так и остались неизвестными. Их больше нигде не видно — по всей видимости, так и плавают в этом бассейне, а выплыть в море не хватает куража. Уютненько — местный авторитет, всё такое, судя по всему. А так расскачики не куются. Так они останутся, где есть — без шансов дойти до читателей. Возможно, конечно, и есть исключения — кто-то под ником пробует показать себя на других площадках, но если и есть, я их не знаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 мая 2020 г. 16:59
Майк, я сделал своё дело — отжюрил.
Даже немножко о впечатлениях написал.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2020 г. 17:15
Я понимаю. Я лишь поделился с тобой тем, что думаю по этому поводу. Тебе ведь, по-видимому, не всё равно, типа отсудился и чёрт с ним, насколько я тебя знаю.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2020 г. 18:55
Я сделал конкретные замечания по каждому рассказу, дал пару советов.
А что ещё? За руку тут не поведёшь...
 


Ссылка на сообщение18 мая 2020 г. 19:15
Михаил, вы очевидно не очень следите за нашими авторами. Глуховским пока никто не стал — это правда. Однако ребята выигрывают или входят в финал Квазара, Пролета фантазии, публикуют рассказы в Мире Фантастики и других изданиях. Победитель 2018 вот книгу в Альпине выпустила https://www.alpinabook.ru/aut...

В общем, не похоже что варятся в том самом бассейне.
 


Ссылка на сообщение18 мая 2020 г. 20:33
Меня зовут Майк. Я не слежу, разумеется. Но за амбициозными авторами и следить не надо. Они сами всплывают — на конкурсах. И в отборах в сборники.
Сергей Добронравов. Коммерческий скиталец (рассказ), стр. 55-69
Яна Летт. Учительница-Первая (рассказ), стр. 70-99
Андрей Ваон. Любовь к географии (рассказ), стр. 100-125
Михаил Гречанников. Сомниум (рассказ), стр. 126-157
Евгений Тет. Шёпот (рассказ), стр. 158-177
Артём Гаямов. Отвлекающий манёвр (рассказ), стр. 191-217
Михаил Закавряшин. Не касайся проклятых (рассказ), стр. 218-246
Александр Прялухин. Мортерис (рассказ), стр. 247-275
Артём Шевченко. Я никогда не устану ждать (рассказ), стр. 276-289
Агни Романова. Анданте для альта (рассказ), стр. 290-310


Борис, у нас есть в отборе кто-либо из этих людей?
Или, может, был в прошлом году?
 


Ссылка на сообщение18 мая 2020 г. 21:05
Нет
 


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 10:42
Майк, извините.

Понял, что в вашем конкурсе (Кстати, а что за конкурс? ) финалисты НФ 2018 года в отбор не попали. Ок. Участвовали хоть? Ну и у нас еще 3 сезона финалистов было, может из них кто попытался. Мне интересно просто.

А так мы с удовольствием оповестим ребят про следующий сезон расскажем ребятам, может кто еще из финалистов поучаствует.
 


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 12:27

цитата bestpr

Майк, извините.
Без проблем.

цитата bestpr

(Кстати, а что за конкурс? )
Это не конкурс — читательский отбор в ежегодный сборник. Чтобы попасть в него — надо просто прислать рассказы — даже не обязательно писать новые. Победителей выбирают читатели.

цитата bestpr

Участвовали хоть?


Нет — никто не участвовал. Собственно, я сделал своё заявление, во многом на этом базируясь. Оповещали мы об отборе очень широко.


Ссылка на сообщение17 мая 2020 г. 16:51
Спасибо.
Теперь бы результатов дождаться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 мая 2020 г. 19:16
дождемся! Дождаться бы разрешения на проведение мероприятий )))


Ссылка на сообщение17 мая 2020 г. 19:25
А некоторые действительно хорошие рассказы тупо не дошли до основного жюри. Их сочли либо «слишком сложными», либо «непонятными простому читателю» товарищи «профи» из жюри промежуточного — те самые, которые в отзывах мямлили: «Ну, наверное, автор читал Сапковского. Других писателей я не знаю, поэтому сравниваю с ним». Взять тот же «Рыцарь и пирог», например: он вызвал море позитива у тех самых «простых читателей».


Ссылка на сообщение18 мая 2020 г. 09:17
Если я правильно понял, в сборнике будет «несколько рассказов на 10-ку», а остальное — безграмотная графомания по мотивам известных фильмов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 мая 2020 г. 12:25
Закон Старджона.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2020 г. 09:09
Не будет там рассказов на десятку вообще.
Я начал читать оставшихся на последнем этапе — топ НФ20.
Первая — Калерия.
Я принципиально дотерпел.читая этот фантастически нудный и предсказуемый рассказ, написанный на редкость убого.
После этого стал смотреть каким образом это пролезло в топ. Во-первых — это вообще не фантастика. И что он делает на конкурсе Новой Фантастики, мне непонятно. Самым показательным является этот отзыв о рассказе члена проф. жюри:
«Идея классная, и развитие — сильное. Хороший, крепко сбитый рассказ, ничего лишнего — сюжетных дыр, логических несостыковок, сюжетных ответвлений нет.»
Daria Chenskaya
Придраться к отзыву невозможно. Особенно к фразам — «ничего лишнего» и «сюжетных ответвлений нет.» Так оно и есть. Сюжет и идея мощная — бабушка жила, жила и умерла, смерть пришла. Все прямо, ничего лишнего, ответвлений нет — фантастика! Не удивлюсь, если это убожество победит на конкурсе.
Можно это назвать литературой? Нет.
Читать остальное нет смысла.
Конкурс НФ надо переименовать в конкурс Блат-фантазии.
 


Ссылка на сообщение15 августа 2020 г. 21:46
«Это убожество» не победило. Можете спокойно читать остальных.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 17:24
Какие вы жестокие... Прочитал победителей. Теперь долго читать не буду. Интересно, для кого они пишут? Подсунул знакомым. Теперь я уже придурок, раз такое читаю.
А вы хорошо держитесь, не нахамили за свой рассказ))
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 17:55
*молча смотрит*


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 07:22
Забавно следить за этим спором.
Ммм..Так и хочется написать — а Глуховский — это кто?
Если переставить местами игру и книгу, то можно сказать — «А ничё автор по игре роман забацал».
Нельзя сказать «бездарный» автор — дар там есть. Прямо по выражению «Одни гениально играют на скрипке, другие двигают ушами». И пока на Западе играют на скрипке, Глуховские двигают ушами. И в болоте коммерческого «метро» (где нет ни идей, ни открытий, ни вообще хоть малейшей глубины — электронная игрушка) — это кулик.
Что касается искусства рассказа — сами неоднократно писали — коммерчески невыгодно. Кто ж будет их издавать и пропагандировать? Раньше хоть кто то цеплялся за «Полдень». А теперь?
И душить их будут «километры» фигни, а интернет не только не поможет, но ухудшит ситуацию. Раньше выходила книга и можно было иметь ориентир. А Интернет — это навозная куча. Я там жемчуг искать не буду.
То есть критерий — книга. Но много ли их таких — для авторов рассказов и коротких повестей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 17:48
Относительно Глуховского замечу, что его романы «Будущее» (2013) и «Текст» (2017) заслуживают внимания.

О «Будущем» я писал здесь:
https://fantlab.ru/blogarticle27503

О «Тексте» здесь:
https://fantlab.ru/blogarticle62916
или здесь:
https://lartis.livejournal.com/11...
 


Ссылка на сообщение29 мая 2020 г. 08:09
Я даже больше — я сами эти романы читал!
Понятно, что действует правило (пардон, цитирую) « Среди де...а вы все поэты, среди поэтов вы де...о».
Понятно, что рядом с рассказами Азимовых или Саймаков, да иных Хайнлайнов или Эллисонов — Глуховский с его убогими текстами ничтожество стремящееся к нулю.
Но и по сравнению с рассказами «просто» Рыбаковых и Михайловых, Штернов и Булычевых (список из десятков авторов — очень много) — Глуховский это ничтожество, стремящееся к нулю!
В лучшем случаем посредственность среди посредственностей в ВТО.
Убогость сюжета, убогость характеров, убогость локаций — в рамках игры. Коммерческое одноразовое чтиво. Прочел — выкинул.
Все проверяется — когда перечитываешь книгу раз эдак в...
А про внимание — ну да, в троллейбусе я романы «Метро» оченно даже читал! И в трамвае. Можно премию давать «Транспортная книга«! Отвлекает от скучной езды.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2020 г. 11:50
Поменьше апломба — и будет вам счастье.
Вы ведь не считаете себя истиной в последней инстанции? Или считаете? Слишком уж усердствуете с уничижительными эпитетами в адрес Глуховского. Такое чрезмерное усердие вызывает сначала недоумение, а потом — сочувствие и жалость.
И зачем вообще читать «Метро» где бы то ни было?
 


Ссылка на сообщение2 июня 2020 г. 14:52
Я тоже. Ибо в СССР было нарушено правило Старджона. У нас процентов 80 было хорошей и отличной литературы, а 20 — того самого.
Теперь мы успешно (как и положено капитализму) достигли высот этого правила. Правда про 10 процентов хорошего не знаю, может и меньше...
А «Метро» и «СТАЛКЕР» — ну так оно и есть для метро! Бульварная литература, мозги не задействованы... Он не один такой.
У меня и игра «Метро» есть. Для РАЗВЛЕЧЕНИЯ!
А страдаю я оттого, что авторы хорошие из сборников — а споры вокруг сборника! — не смогут прорваться как в СССР. Там прорывались и закалялись в борьбе. Трудно было.
А сейчас — где тебя увидят...
 


Ссылка на сообщение5 июня 2020 г. 11:41
Смешной ответ. Особенно насчёт прорывов в СССР.
 


Ссылка на сообщение6 июня 2020 г. 11:00
Вам ли не знать! Вы чай с Бугровым и Халымбаджей могли и живьем увидеться. А я только переписывался. И учился вести библиографии.
Возьмите их библиографии да посчитайте.
Мне было проще — я статистику сразу вел. И талмуды мои рукописные — появляется произведение — я его сразу вписывал. Специально заседал в газетно-журнальных залах и выписывал в тетради. А в Куйбышеве было много газет и журналов. Да и знали меня в библиотеке.
Так что насчет прорывов в СССР — это как Гагарин (и благодаря Гагарину).
 


Ссылка на сообщение6 июня 2020 г. 13:08
Не хотелось бы уходить в сторону от темы записи. И всё подробно объяснять.
Мы не понимаем друг друга. Конечно же, я не отрицаю существование в СССР талантливых людей и писателей. Я сам оттуда. Но в СССР было попросту невозможно появление в печати произведений, не вписывающихся в рамки коммунистической идеологии. К сожалению, в настоящее время мы оказались в некоей трясине, которая мало чем отличается от того, что было. Причины другие, но ограничения очень похожи. Обсуждать более подробно это дело именно здесь я особого смысла не вижу. Тем более, что вы так активно гнобите писателя Глуховского, а ведь как раз Глуховский в романе «Текст» пытается (в отличие от многих других авторов, зарывших головы в песок) вскрывать гнойники настоящего времени.


Ссылка на сообщение15 августа 2020 г. 21:49
Спасибо за отзыв и оценку Калерии)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 17:43
Не за что))
Кстати, подскажите, мои отзывы где-то выложены?
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 17:55
Да, на сайте в отзывах и в таблице сводной
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 22:52
Мне бы ссылку.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 00:31
Сам нашёл.
Оценки и отзывы Основного жюри в сводной таблице:
http://litclubbs.ru/re...


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 20:18
У всех свои вкусы, даже в жюри.
Замечу только, что перед публикацией рассказы проходили редактуру. Конечно, композиционно уже ничего не поменять, но мелкие шероховатости, скажем, я из своего рассказа убрал.
И ещё в книге иллюстрации. По одной к каждому рассказу. Это тоже свой взгляд. Как художник понял основную идею, какая сцена ему показалась главной и т.д.
Я пока не читал, только-только привезли, но не думаю, что всё прям уж так плохо, как пишет hellsing.
Сборник как сборник. В БСФ, например, целый том отдали нефантастам. Такая ахинея там была. И ничего.
Помню, какого-то чудака оцифровали и забросили на другую планету, а в это время вся планета играла в гражданскую войну под кинокамерами. Хрень полнейшая.
Раскупали, ставили на полки, гордились. Чем?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 21:24

цитата

Раскупали, ставили на полки, гордились. Чем?


Мягко говоря, странный вопрос.
А ответ на него очень простой.
Просто полвека назад у нас в стране лучше и представительнее БСФ ничего не было: https://lartis.livejournal.com/85...
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 21:48
Нашёл. 19-й том. Тендряков.
Ну да, Шефнер там есть. Ради Шефнера можно и взять. Но если перебросить «Девушку у обрыва» в другой том, 19-й можно смело выкидывать.
То есть по факту для меня там 80% шлака и 20% золота. Чем же это отличается от обычного распределения?


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 22:01

цитата Lartis


Забавно. Я избавился от БСФ лет пять назад. Полностью все тома были.
Хорошие — зачитаны, проходные — как новые.
Не буду спрашивать, зачем коллекционеру собирать рухлядь, тем более что вся БСФ доступна в электронке, а действительно достойные вещи многократно переиздавались. Это ваше дело. Хотите — собирайте.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 22:30
Мне нужно объяснять, что часть томов БСФ я приобрёл непосредственно в годы их выхода и был тогда обычным школьником, который с каждым томом открывал что-то новое? А сейчас я с удовольствием вдыхаю запах старых страниц.
Мне действительно нужно объяснять ценность этой библиотеки, по крайней мере для 60-х, 70-х и 80-х лет прошлого века? Кстати, ценность общепризнанную.
Вы меня хотите спровоцировать на спор о том, нужна или не нужна бумажная книга, уходит она или нет? Да я сам, может быть, скоро уйду и что? Разве я агитирую кого-то покупать или коллекционировать бумажные книги?
Спасибо, что заглянули.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 23:39

цитата Lartis

Мне нужно объяснять, что

Безусловно нет. Я об этом сразу написал.

цитата Lartis

Спасибо, что заглянули.

Меня удивило, что hellsing по одному рассказу судит о сборнике, и я привёл в пример 19-й том БСФ.

цитата Gourmand

В БСФ, например, целый том отдали нефантастам. Такая ахинея там была. И ничего.


⇑ Наверх