Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 16 мая 2020 г. 12:36

Сегодня день рождения (79!) моего большого друга замечательного писателя, поэта, историка фантастики Геннадия Мартовича Прашкевича. Это про него мы с Сашей Етоевым написали "Книгу о Прашкевиче".

Сейчас поговорил с ним, поздравлю Белого Мамонта фантастики и здесь.

Дорогой Мартович!

Здоровья тебе и творческого настроения! Обнимаю!

С Геннадием Прашкевичем на вручении премии им. братьев Стругацких. СПб, 21 июня 2011 г.

Просто одна из встреч.


Статья написана 10 мая 2020 г. 19:36

Том Светерлич. Завтра вновь и вновь. – М.: Эксмо, 2020.


Знакомство с творчеством американского писателя и сценариста Тома Светерлича я начал в прошлом году с его романа «Исчезнувший мир», который представляет собой органичный синтез НФ и триллера. Правда, при чтении меня несколько напряг перебор с мрачностью в тексте: подробности расследования кровавого группового убийства казались ещё более гнетущими в атмосфере предчувствия апокалипсиса, неумолимо надвигающегося из будущего. Но всё искупалось оригинальными идеями и необычными обстоятельствами, предложенными автором.

«Завтра вновь и вновь» рассказывает о злоключениях Джона Доминика Блэкстона, страхового следователя, осуществляющего проверку обоснованности страховых требований граждан по случаям гибели их родственников во время террористического акта, стершего с лица земли город Питтсбург (кстати, Том Светерлич живёт в Питтсбурге). События в романе происходят в 2058 году, в предельно киберпанковой реальности, всё происходящее обязательно оцифровывается, повсюду камеры, люди с Начинками (имплантированными в мозг устройствами) живут в мире дополненной реальности, которая беспрерывно атакует их рекламой, трансляциями секс-шоу и прочей информационной дребеденью, чаще всего ненужной, суть которой можно легко передать слоганом: «Покупай, трахайся, продавай!». Доминик несчастен, он смертельно тоскует по своей погибшей в ядерном огне беременной жене Терезе-Мари. И, хотя с момента теракта прошло десять лет, горе Доминика не утихает. Он спасается общением с цифровой копией Терезы в Архиве, представляющем собой подробнейшую виртуальную симуляцию-реконструкцию уничтоженного Питтсбурга, сделанную на основе записей из камер и Начинок погибших жителей города. Регулярное посещение Архива герою позволяет его должность, к тому же он занимается расследованием убийства девушки по имени Хана Мосси, на труп которой он натыкается в Архиве. Герой перманентно пребывает в депрессии, к тому же он лечится от наркомании и теряет работу, но тут один очень богатый человек поручает ему найти следы ещё одной девушки по имени Альбион, кем-то бесследно стёртой из Архива...

Я старательно читал страницу за страницей унылого киберпанкового нуара, разбавленного нытьём героя и его тягомотным самопсихоанализом, и лишь где-то на третьей трети романа началась хоть какая-то движуха. Одновременно книга практически перестала быть фантастической, превратившись в детективный триллер с тошнотворным изложением обстоятельств нескольких убийств и покушений на убийства. Теперь даже отсылка к Шекспиру в названии романа и изобилие разнообразно приконченных героинь вряд ли заставят меня открыть эту книгу ещё раз.

Роман «Завтра вновь и вновь» был написан в 2014 году. Это дебютная книга автора, которая, кстати, позволила ему уйти на вольные литературные хлеба, поскольку Светерличу удалось продать права на экранизацию романа за достаточно крупную сумму. «Исчезнувший мир» я в своё время прочёл с интересом, поэтому ждал выхода новой книги Светерлича, которая, к сожалению, моих ожиданий не оправдала. Но, раз уж эта книга была у писателя первой, наверное, придётся мне простить американца и дождаться третьей.


Статья написана 11 апреля 2020 г. 19:23

Джефф Вандермеер. Борн. – М.: Э: Fanzon, 2018. Серия: Большая фантастика. 4000 экз. 448 с.

Далёкое будущее. Разрушенный безымянный город. Девушка по имени Рахиль живёт вместе со своим другом и любовником Виком в убежище под названием Балконные Утёсы (скорее всего, это гигантская полуразвалившаяся многоэтажка), промышляя поисками в грудах мусора и отходов того, что может пригодиться паре для выживания. Надо сказать, что мусор в этом «городе будущего» – непростой, в нём при некотором везении можно найти разнообразнейших «биотехов», жизненно необходимых Вику для его деятельности. Особенная достопримечательность, гордость и ужас мусорщиков и прочих обитателей этого апокалиптигенетического хаоса – огромный летающий медведь Морд. И Морд, и многие другие артефакты и квазиживые существа придуманного Вандермеером пространства являются продуктами биотехнологических изысканий Компании – научно-исследовательского предприятия на окраине города, пришедшего в упадок и уже давно не функционирующего. На Компанию когда-то работал и Вик…

Сумасшедший деспотичный Морд, перемещаясь по окрестностям, терроризирует местное «население» и ведёт себя совершенно непредсказуемо. Он настолько огромен, что в его мехе может запутаться что угодно. Мусорщики, рискуя жизнью, иногда забираются на спящего медведя и «прочёсывают» его в поисках всяких полезных штук. Однажды Рахиль извлекает из шерсти Морда странное существо, похожее на гибрид анемона и кальмара. Проникаясь к нему сочувствием и нежностью, девушка нарекает существо Борном и приносит его в Балконные Утёсы. Несмотря на протесты Вика, который считает существо потенциально опасным и хотел бы исследовать (на самом деле – элементарно разрезать, посмотреть, что у Борна внутри), Рахиль оставляет Борна в Балконных Утёсах. А Борн тем временем растёт с невероятной скоростью и обнаруживает способность разговаривать и перемещаться…

Так начинается этот роман, дальше в нём будет ещё много интересного. Автор, во весь рост пользуясь замечательными особенностями созданного им оригинального мира, достаточно непредсказуемо развивает действие, загадывает загадки и даёт на них ответы, но не на все и не всегда, а также умело подвигает читателя на философские размышления (настолько глубокие, насколько ум читателя позволит).


Статья написана 8 апреля 2020 г. 19:27

СООБЩЕНИЯ ДРУГУ

Игорь Савельев. Как тебе такое, Iron Mask? – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020.


Книга Игоря Савельева, вышедшая в серии «Актуальный роман» «Редакции Елены Шубиной» начинается с того, что сын российского вице-премьера Алексей Николаев, обучающийся в Кембридже, неожиданно получает указание немедленно прибыть в Москву, якобы по просьбе отца. Посомневавшись, Алекс вылетает и только в самолёте узнает, что в России происходят странные, зловещие события, что-то вроде путча, в котором важнейшую роль играет его отец. Надо заметить, что читатель так и не получит полного понимания сути случившегося и будет разбираться в ней на основе псевдопереводов квазиматериалов из The Times, The Guardian и путаных впечатлений героя.

А герой этот не похож на привычного представителя «золотой молодёжи», он скромен, аполитичен, не лезет на рожон, не любит шумихи, хочет быть «парнем в углу». К тому же он – гей. Своей сексуальной ориентацией Алекс основательно напрягает консервативного отца, у них чрезвычайно сложные отношения. Понятно, что для Михаила Андреевича оптимальным выходом становится решение убрать не поддающегося исправлению (такие попытки предпринимались) отпрыска-гомосексуалиста с глаз долой и отправить его подальше, в туманный (как раз то, что нужно) Альбион. Не очень, правда, понятно, что подвигло Николаева-старшего, друга [Mr. P.] ещё с питерской мэрии, на государственный переворот и объявление себя «верховным комиссаром», чем вызвано его смертельно опасное противостояние с властью, неотъемлемой частью которой он являлся с самого её утверждения и упрочения. В разговорах с Алексом Михаил Андреевич старается уйти от этой темы, но кое-что всё-таки проскальзывает... Беседы отца с сыном случаются нечасто, эти люди далеки друг от друга во всех смыслах, к тому же у Николаева-старшего на первом плане – полностью занимающая его работа, а теперь ещё – и новая семья.

Нюансы общения Алекса с отцом автор излагает в специальных вставках и коротких telegram-сообщениях Алекса его близкому другу Тео, оставшемуся в Англии. Любопытно, что писатель вставил в роман и несколько фрагментов из книги дочери Сталина Светланы Аллилуевой «Двадцать писем другу». Похоже, Савельев отчасти вдохновлялся воспоминаниями Аллилуевой, которые, возможно, помогали ему (и, наверное, должны помочь читателю) глубже разобраться в непростых отношениях отцов и детей, осложнённых близостью к большой власти и большой государственной политике. Кстати, Светлана писала свои «Письма» в 1963 г., а при их первом издании в 1967 г. в авторском предуведомлении к книге просила, «чтобы каждый, кто будет читать эти письма, считал, что они адресованы к нему лично». Вот и Савельев, как мне кажется, обращается своей книгой непосредственно к чувствам каждого читателя. А ещё писатель приводит в своей книге строфы Твардовского, Вознесенского и Земфиры и, опираясь на их глубинное содержание, делает значительно более осязаемым контекст внушительной эпохи, стоящей за событиями романа.

«Жизнь – смена пепелищ,

Мы все перегораем,

Живёшь – горишь».

Фантасмагорическим и одновременно вполне реальным злоключениям героя, атмосфере непонимания и ожидания непонятно чего, невнятным намёкам, недоговорённостям и догадкам, наполняющим главы романа, придают зловеще-кафкианский оттенок названия этих глав, выполненные как цитаты из донесений агентов спецслужб, осуществляющих наблюдение за объектом, то есть – за перемещениями и контактами Алекса, который никак не может встретиться с отцом. В конце концов, встреча родственников (в том числе и блестяще описанное знакомство Алекса с новой женой отца, балериной Валерией) состоится, но менее абсурдным происходящее не станет. Молодой человек, уже несколько дней находящийся в Москве, не имеет достоверной информации о происходящем в российской столице, основные новости он узнаёт из посланий Тео и сообщений зарубежных новостных агенств, которые в какой-то момент передают, что переворот подавлен, а заговорщики арестованы. Плохие предчувствия героя сбываются, он теряет отца, но при этом жизни самого Алекса ничто не угрожает, ему даже разрешают покинуть Россию, которая продолжает находиться в странном хаосе «расширительной инерции». Расшифровывая смысл названия книги «Как тебе такое, Iron Mask?», я пришёл в выводу, что это многозначный гибрид известного сетевого мема, адресованного космическому предпринимателю Илону Маску изобретателями доморощенных отечественных лайфхаков, и своего рода эпиклесы «Железная Маска», с давних пор нагруженной множеством конспирологических тайн. Скорее всего, сей каверзный вопрос автор задаёт герою книги (заодно и читателю), а содержание романа – и есть ответ.

«Как тебе такое, Iron Mask?» встаёт в один ряд с произведениями Валерия Бочкова «Коронация зверя» (2016), Дмитрия Захарова «Средняя Эдда» (2019), Шамиля Идиатуллина «Бывшая Ленина» (2019). Похоже, для мастеров художественной прозы наступает всё-таки время художественно осмыслить происходящее в стране, касаясь самых «священных коров». Не с полной, конечно, конкретностью, определённостью и адресностью, а с безопасной дистанции альтернативно-исторического допущения. Тем не менее, sapienti sat.

Вывод из прочитанного для писателей: не стоит дожидаться завершения перемен, чтобы когда-нибудь потом их обстоятельно и красиво описать. Перемены нужно замечать и диагностировать уже сейчас. Может быть, даже катализировать. Ну а думающие читатели пусть делают выводы сами, новый роман Савельева я им настоятельно рекомендую.


Статья написана 6 апреля 2020 г. 18:30
Размещена:

Все желающие от 18 лет независимо от известности, профессиональной подготовки, членства в творческих союзах, места жительства как в РФ, так и в ближнем и дальнем зарубежье, приглашаются к участию в международном литературном конкурсе «Петроглиф-2020».

Конкурс проводится с 02.04.2020 по 31.07.2020 в рамках проекта "Живой Север" и подготовки к Международному литературному фестивалю "Петроглиф-2020", который проходит ежегодно в различных регионах Республики Карелия.

Подробнее см.:

http://petroglyphcon.ru/konkurs/konkurs-2...





  Подписка

Количество подписчиков: 181

⇑ Наверх