Паразитарный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Паразитарный сюр
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Паразитарный сюр

Статья написана 27 мая 2020 г. 13:49

Зона Икс (The Southern Reach Trilogy), трилогия, Джефф Вандермеер, 2014

https://fantlab.ru/work443197

Сюрреалисты всегда останутся модернистами и будут приписывать себе даже изобретение колеса, как случилось у Гийома Аполлинера. Сальвадор Дали в рамках сюрреализма создал собственный образ и логотип «Чупа-чупса», а после ушёл от «модернистской деградации» к академизму. Чайна Мьевилль называл себя использующим эстетику фантастики «продуктом развлекательного крыла сюрреалистов», нимало не заботясь о том, как это логически сочетается с манифестом и утверждениями о клише и коммерции. Поэтому, сколько бы ни говорилось о новейшем жанре «weird fiction», «спасающем» фэнтези и фантастику в целом «из тисков коммерции» и утешительных «жанровых клише эпигонов Толкина», выглядит это очередной эпатажной и странной выдумкой.

Джефф Вандермеер в трилогии «Зона Икс» не идёт своим путём и не ищет новое, как, предположим, Льюис Кэрролл. Он берёт готовые фантастические клише инопланетной инвазии и репликации, но воплощает их при использовании приёмов сюрреализма таким образом, что чтение воспринимается неоплачиваемой работой в законный выходной. Невозможность не то что взаимопонимания – распознавания и общения с иной формой жизни стара, как сама фантастика. Помнится, одного такого пришельца почти современные земляне забили и сожрали, особенно им понравился его мозг. Что делает Вандермеер нового и нетривиального в рамках фантастического штампа? Играет с композицией. Режет сюжет на части, перемешивает их и выдаёт блоками. Всё самое интересное, предсказуемое и, увы, не своё оставляет на конец третьей книги.

«Аннигиляция» представляет собой поток «потрясённого сознания» в исполнении женщины, «Консолидация» – его мужской вариант. «Ассимиляция» выходит на новый, современный уровень и даёт мысли, чувства и видения скоро пятидесятилетнего гомосексуалиста, а также сводит всё, включая побочные сюжетные ответвления, воедино. Не надо умствовать, искать логику и хватать ртом каждую блесну, которой дразнит автор. Читатель, расслабься и терпи, ты же мужчина или женщина! Отдайся потоку сознания женщины, мужчины и представителя «третьего пола». Поднимись на Башню, чтобы взглянуть в глаза Левиафану, спустись в Нору и попробуй пройти сквозь Слизня. Иди во Тьму, и Свет примет тебя в свои объятия. Может быть. Скорее нет, чем да. Никто не знает.

Как и у всех сюрреалистов, выставляется на обозрение великое множество символов, образов и смыслов, тянущих за собой ещё большее количество ассоциаций. Загвоздка в том, что сюр – не символизм, и потому все нагромождения бесполезны. Это как груда отчётов и дневников членов экспедиций, написанных неизвестно кем, для кого и с какой целью. Это как трёхкомнатная квартира умершей от рака безумной старухи с тридцатью тремя с половиной кошками, заваленная мусором, отходами жизнедеятельности и барахлом под самый потолок. Её мужа-священника лишили сана за гомосексуализм и он ушёл в неизвестном направлении. Её сын служил в ФСБ и пропал без вести, а невестку, преподавателя-естественника, уволили за фото в купальнике, размещённое в соцсетях, и она утопилась.

Контроль, не надо контролировать Кукушку – она сама не знает, чего хочет! Пусть подсознательное и бессознательное вольно летают под черепом, как пищащие летучими мышами белые кролики по ночному небу. Это кажется неправильным, но пусть будет так: вне разума, эстетики и нравственности. Чудеса случаются с каждым и постоянно, они в природе вещей. Иерархии и границ между жизнью, чудом и грёзой не существует. Усилия одного человека или организации не влияют на происходящее, которое складывается из поступков всех и каждого на планете Земля. Субъект растворяется в объекте, он одновременно целен и рассеян, един и множественен, активен и пассивен. Каждый персонаж – спаситель и палач, жертва и судия по отношению к себе самому и ко всему миру.

Формально, если не обращать внимания на воплощаемую как по учебнику «философию» сюрреализма, «Зону Икс» можно назвать остросюжетным детективом, движущимся от научной фантастики к мистике. Описываются экспедиции, попытки анализа добытой информации и выход ситуации из-под контроля. По стилю исполнения трилогия приближается к произведениям «ЛСД-культуры» и прочих практик «расширения сознания». Подобное уже было в литературе и кинематографе, к примеру, фильм «Другие ипостаси» от режиссёра Кена Расселла 1980 года. Тем не менее, есть и существенные отличия. У Вандермеера нет «утешительного» хеппи-энда, нет достижения результата, нет понимания смыслов и приобщения к истине. Понимания нет, приходится снова возвращаться к сюрреализму и отключать сознание.

Опубликовано на странице трилогии: https://fantlab.ru/work443197





1172
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 мая 2020 г. 15:52

цитата ХельгиИнгварссон

Что делает Вандермеер нового и нетривиального в рамках фантастического штампа? Играет с композицией. Режет сюжет на части, перемешивает их и выдаёт блоками. Всё самое интересное, предсказуемое и, увы, не своё оставляет на конец третьей книги.

цитата ХельгиИнгварссон

чтение воспринимается неоплачиваемой работой в законный выходной.

цитата ХельгиИнгварссон

Это кажется неправильным, но пусть будет так: вне разума, эстетики и нравственности.
Издательство «Э» ходит по литературным помойкам?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 05:23
mr_logika
Свечку не держал.


Ссылка на сообщение27 мая 2020 г. 16:08
Спасибо за рецензию. Прочитав, понял, что правильно сделал, когда не купил одну из этих книг в книжном на стенде распродажи.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 05:24
mshvez
Пожалуйста! Видимо, это совсем не наше с Вами произведение.


Ссылка на сообщение27 мая 2020 г. 16:32
Вобщем пропаганда половых извращений. Дети перестают рождаться. Закат Европы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 05:26

цитата tiwerz

Вобщем пропаганда половых извращений

В трилогии этого нет. Есть люди, которые и без пришельца запутались.


Ссылка на сообщение27 мая 2020 г. 16:58

цитата

Помнится, одного такого пришельца почти современные земляне забили и сожрали, особенно им понравился его мозг.

У кого это было, у Лема?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 01:39
И неважно, что пришельцы
Не ели чёрный хлеб,
Но в их тщедушном тельце —
Огромный интеллект.

И мозгу у пришельцев —
Килограмм примерно шесть,
Ну а у наших предков —
Только челюсти и шерсть.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 05:31
chivel
Я пытался найти рассказ, чтобы быть точно уверенным, но не смог. Поэтому лучше так, без названия и без авторства. В рассказе примерно конец 19 — начало 20 века, Америка или Великобритания, горы. «Толпа с факелами и вилами» пошла поглядеть, что так знатно с неба бабахнуло, нашла поблизости странное животное, забила и съела. Прибывшим позднее учёным людям ничего не досталось.


Ссылка на сообщение27 мая 2020 г. 17:01
Реплика к началу рецензии.
Слышал мнение на одной фант. тусовке, что Филип Дик на самом деле сюрреалист, случайно попал в фантастику, а так писал бы «театр абсурда».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 мая 2020 г. 23:07
Филип Дик в молодости хотел писать просто романы, мейнстрим. И довольно долго не оставлял эту идею, и писал-таки. Но их никто издавать не хотел. Большинство таких романов издано после смерти ФКД: «Разбитый шар» (нап.1956, пуб.1988), «Прозябая на клочке земли» (нап.1957, пуб.1985), «На территории Мильтона Ламки» (нап.1958-59, пуб.1985) и т.д. Только «Исповедь недоумка» был при жизни ФКД опубликован, да и то через 16 лет после написания (1959, 1975). Из того, что я читал, «театра абсурда» не заметил — вполне реалистичные романы, никакого сюра.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 02:06
Как всегда, на фант. тусовке набрехали.
Интересно, спасибо.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 05:35
mshvez
Полностью согласен.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 05:35

цитата chivel

Филип Дик на самом деле сюрреалист

Не согласен. Взять того же его «Короля эльфов» 1953 года — натянуть «театр абсурда» можно только в не вполне разбирающейся в направлениях литературы тусовке. Эмоции — не факты.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 20:35
Мало того, что ни разу не сюрреалист, так он еще и в фантастику не случайно попал
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 22:56
Не случайно?
 


Ссылка на сообщение2 июня 2020 г. 20:29
«Научную фантастику я читаю с 12 лет, и поглощал ее тогда огромными порциями, как завзятый наркоман. Я просто влюбился в нее по уши. Но я также читал и те заумные штучки, которые читала тогда вся интеллектуальная община в Беркли. Например, Пруста или Джойса. Таким образом, я поселился как бы сразу в двух мирах, которые обычно никак не пересекаются.»
...
«Второй раз я женился, когда мне исполнился двадцать один год. И именно в этом возрасте я наконец почувствовал, что научная фантастика — это действительно очень серьезно.»
(с) Ф.К. Дик в беседе с Ч. Плэттом

Мог ли этот человек не написать хоть что-то фантастическое?
 


Ссылка на сообщение2 июня 2020 г. 20:36
Интересно, сколько лет ему было, когда он в первый раз женился?
 


Ссылка на сообщение2 июня 2020 г. 20:36
19


Ссылка на сообщение27 мая 2020 г. 17:30
Похоже на Тропик Рака
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 05:40

цитата Daniila

Похоже на Тропик Рака

Не похоже. В «Зоне Икс» нет акцента на секс, как и его изображения. Просто один из значимых героев гомосексуалист, а кое-кто из второстепенных — лесбиянка. Автору важнее показать смешение мужского и женского начал, чем шокировать публику, привлечь читателей с нетрадиционной ориентацией или сделать предупредительный поклон воинствующей толерантности.


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 13:41
Есть первые две книги на бумаге, купил по 100 рублей, когда попались. Но теперь читать их не особенно хочется.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2020 г. 17:43
chivel
Мне экранизация кажется более удачной, вот честно. В ней сюр — не самоцель, не доминанта, а один из приёмов.


Ссылка на сообщение31 мая 2020 г. 07:59
Спасибо!
Он, конечно, в этом не нуждается, но в защиту сюрреализма скажу, что он возник не на пустом месте. Тому были веские причины, точнее, 10 млн причин. И сильнейший шок, испытанный по этому поводу европейским человечеством.
Другое дело, что общество спектакля вкупе с обществом потребления, управляемые хваткими финансовыми магнатами из какого угодно искусства могут сделать фарш для фаст-фуда.
Экранизация, кстати, мне понравилась. Но там вся заслуга, похоже, Алекса Гарленда.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июня 2020 г. 18:36

цитата vfvfhm

из какого угодно искусства могут сделать фарш для фаст-фуда

Вот именно потому здесь сюр и паразитарный. :beer:


⇑ Наверх