246 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 246. Иллюстрированный Незнайка: закрепление нового облика (последние советские иллюстрации).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

246. Иллюстрированный Незнайка: закрепление нового облика (последние советские иллюстрации).

Статья написана 22 июня 2020 г. 20:16

Перестройка застала советскую иллюстрацию в процессе решительного изменения. Пришло время очередной «новой» волны после волны Шестидесятых. То есть в иллюстрации своя перестройка шла вовсю. Наметились две тенденции.

Первая тенденция — это рисовать как в диснеевских мультиках: плоско, с отказом от размытости и полутонов цвета, с широкой улыбкой персонажей. Не самые лучшие образцы диснеевской иллюстрации мы смотрели в прошлый раз — «девчячий» Незнайка.

А вторая тенденция состояла в том, что иллюстрация всё дальше удалялась от реализма, становилась всё более условной и мягкой по форме. Здесь у советской иллюстрации был богатый опыт Шестидесятых и Семидесятых годов. Это и Трауготы, и Пивоваров, и Ващенко, и Н.Попов и В.Васильев (https://fantlab.ru/edition101012). Но эти художники всё же стояли в своё время особняком — тон задавали иллюстраторы-реалисты (я и Лаптева с Вальком считаю карикатуристами-реалистами). А к середине 1980-х гг. старые художники-реалисты сходили со сцены, а пополнения реалистической школы не происходило. Вот и стало заметно массовое производство новой иллюстрации.

Новая иллюстрация

Яркий пример свежей, но уже типовой для этого времени, иллюстрации — «Незнайка» с рисунками художника Б.Аникина (Л.: «Лениздат», 1988). Уже по обложке видно, что это новый Незнайка и новая коммуна коротышек. Для издателей такие иллюстрации были символом Перестройки.

Худ. Б.Аникин
Худ. Б.Аникин

Конкретно эта книга событием не стала: газетная бумага, малое количество иллюстраций. Перестройка была золотым временем для региональных издательств, он им надо было действовать очень оперативно. Сделать полномасштабный цикл иллюстраций у ленинградского издательства не вышло, но показательно, что выбор был сделан в пользу современного художника. Незнайка современен, привлекателен. Его особость становится достоинством, каяться ему не нужно.

Худ. Б.Аникин
Худ. Б.Аникин
Худ. Б.Аникин
Худ. Б.Аникин

Дети были подготовлены: в «Весёлых картинках» и «Мурзилке» направление было представлено. Вот почти такой же Незнайка в толпе друзей на обложке «Весёлых картинок» в 1987 году (худ. М.Авсюк).

«Весёлые картинки». 1987-10. Худ. М.Авсюк
«Весёлые картинки». 1987-10. Худ. М.Авсюк

Экспериментальная иллюстрация

Ув. AndrewBV обратил внимание вот на это издание трилогии, выпущенное в Алма-Ате (Казахстан) в 1988 году:

«Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе» в одной книге (https://fantlab.ru/edition18437) и «Незнайка на Луне» (https://fantlab.ru/edition18434).

Алма-Ата, 1988
Алма-Ата, 1988
Алма-Ата, 1988
Алма-Ата, 1988

Художник Л.Хачатрян. Я-то в этих книгах иллюстрированных изданий не заподозрил из-за скучного переплёта. А на самом деле —

цитата AndrewBV

Самый-пресамый нешаблонный Незнайка. Но вот стилистика... чтобы было понятнее, приведу сравнение: герои Носова в той книге чем-то похожи на героев мультфильма «Шкатулка с секретом» или «Желтая подводная лодка». Извилистые конечности, изменяющиеся пропорции голов, туловищ персонажей от рисунка к рисунку, то есть художник как бы смещал акцент зрительского восприятия героев с их индивидуальных графических особенностей на их индивидуальные цветовые. В целом, это новаторский для «незнаечной» графики прием.

Картинок в Интернете представлено совсем мало.

Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян

Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян
Худ. Л.Хачатрян

Это в 1988 году, по-прежнему, смотрелось смело. Но как направление было уже исчерпано указанными мультфильмами. В иллюстрации от этих экспериментов осталась революция в цвете. И именно радуга, в которую складывались картинки на книжных и журнальных разворотах, стала признаком «перестроечной» иллюстрации.

Братья Ружо

Издательство «Эксмо», наверное, решило переиздать все советские комплекты иллюстраций к трилогии о Незнайке. К счастью, планы осуществились и в отношении иллюстраций братьев Ружо, книги которых выходили в Минске в 1987, 1989 и 1992 году.

Первым изданием книги выходили с интервалом в несколько лет. Первая книга была с монохромными иллюстрациями (возможно, из-за имевшихся полиграфических возможностей). Но радостной суете персонажей эта монохромность не повредила.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Последующие книги трилогии вышли с цветным набором иллюстраций. Современное переиздание — в цвете. Впрочем, с современными переизданиями есть нюанс. В «Лабиринте» с абсолютно одинаковыми обложками и за одну цену продают первую книгу трилогии с разным комплектом иллюстраций: чёрно-белыми и цветными. Наверное, будут недоразумения.

Худ. Ружо
Худ. Ружо
Худ. Ружо
Худ. Ружо

Картинки братьев Ружо лёгкие и забавные. Они нейтрализуют некоторое морализаторство текста.

Незнайка, его друзья и окружение

Весёлое копошение коротышек передано братьями Ружо в самобытной манере, и столь же хорошо, как у их лучших предшественников.

Худ. Ружо
Худ. Ружо
Худ. Ружо
Худ. Ружо

Я уже говорил, что с удивлением только сейчас обнаружил, что Знайка — хамло и истерик. Наверное, художники Ружо тоже сделали такой вывод. Вот он, этот Знайка.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Незнайка и волшебник из Солнечного города

Во второй книге трилогии меня традиционно интересует, как художники справляются с бородатым волшебником, вторгшимся в инкубатор юных коротышек. Он малыш-коротышка или из мира взрослых? На картинке братьев Ружо волшебник седой, но одного роста с Незнайкой. Значит, всё же бородатый малыш.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Незнайка на Луне

Последняя книга трилогии остро-сатирична. Ружо сатиру снимают тем, что лунные коротышки лишены зверских выражений на лицах. Вот знаменитый удар полицейского Незнайке по голове. Похоже на смешные драки малышей.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Вот дрязги лунных капиталистов — Скуперфильда и его подельника: тоже по игрушечному.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Ну, и в завершение — сам Незнайка на Луне, такой же как всегда.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Заменяемость персонажей

Интерес представляет техника братьев Ружо. Это карикатура, но карикатура добрая, детская. У Ружо на этих иллюстрациях все персонажи на одно лицо, но все различаются (по одежде, причёскам, аксессуарам). Однотипность персонажей очевидна. Вот в лунной части трилогии Незнайка одолжил приятелю свою шляпу. И как теперь Незнайку от близнеца отличить? Спасает только его знаменитый зелёный галстук на фоне оранжевой рубашки. Хорошо, что картинка цветная.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Скуперфильд и бездомные коротышки, для каждого из которых Вальк прорисовывал индивидуальные черты лица. А здесь Скуперфильда от бродяг можем опознать только по цилиндру.

Худ. Ружо
Худ. Ружо

Ближайший аналог: восхитительные многофигурные карикатуры Г.Огородникова, где все персонажи тоже на одно лицо. Это такой приём, который почему-то работает. И это лучше, чем рисовать Скуперфильду ослиные уши для запоминаемости.

Более того, мне кажется, братья Ружо угадали новые тенденции игрового иллюстрирования. Ведь это же персонажи «Лего»: однотипные, но разные. Кто знал о фигурках «Лего» в СССР? Но однотипность фигурок — это глубокое понимание детской психологии. Вот и Ружо построили свои иллюстрации на таком понимании. Поэтому при намеренной безликости персонажей, эти картинки были очень современными.

В.Дмитрюк

Что-то должно было получиться на стыке тенденций. И получилось. Обаятельный В.Дмитрюк, уже известный иллюстратор, сконцентрировал новые ожидания именно в «Незнайке». Наверное, это лучшая его книга и лучшее проявление новой волны Восьмидесятых в отечественной иллюстрации.

Манера и техника художника

«Незнайка» Дмитрюка совершенно оригинален, потому что у художника собственная манера. Рисунки в книге про Незнайку отличает масштабность. Дмитрюк даёт яркие панорамы. Плотная мозаика, на которой надо отыскать фигуры персонажей — это от психоделических экспериментов «Желтой подводной лодки». Но цветовая гамма уже не такая кричащая, с ума не сводит. Здесь нет намерения эпатировать зрителей.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Известный детский иллюстратор Дядя Коля Воронцов выложил несколько разворотов «Незнайки» Дмитрюка: https://old-crocodile.livejournal.com/151.... Первые же комментаторы уважительно заявили: «Не обошлось без грибов» и «Иллюстрации Валька конечно лучше». Так что новизна и оригинальность Дмитрюка признаны народом.

Новый Незнайка

На обложке — Незнайка летит на автомобиле. И сразу продолжение. С титульного разворота книга дышит экспрессией: кинематографически мелькают и повторяются кадры аварии Незнайки-шофёра.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Ну и сама авария уже в тексте. Композиция привычная, как почти у всех предыдущих художников.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Нет, не заторможенные малыши из младшей детсадовской группы ждут нас — это явно бандитствующие подготовишки. Орущий Незнайки, по-настоящему орущий.

Драка с Гунькой

У разных художников обращаю внимание на дружескую драку Незнайки с Гунькой из-за девчонок. С 1970-х гг. наметилась тенденция сглаживать в иллюстрациях эту драку. А у Дмитрюка — нет. Друзья не пихаются, а бьются по-настоящему — и очень сосредоточенно.

Окружение Незнайки

Дмитрюк даёт галерею коротышек, членов коммуны, в которой живёт Незнайка.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Черты лиц переданы типовыми элементами, но все коротышки очень индивидуальны по одежде. Здесь сходство с братьями Ружо.

Незнайкина шляпа

Наверное, многим художникам было скучно рисовать Незнайку, потому что ничего нового не выдумать — надо обряжать его в лаптевскую шляпу. Шляпу, конечно, и Дмитрюк не мог игнорировать. Но шляпа на Незнайке не доминирует, она небольшого размера, не остроконечная. Она сдвинута на затылок и не скрывает лица Незнайки.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Более того, Дмитрюк много рисует Незнайку без шляпы. Любимая критиками-искусствоведами картинка — большой портрет Незнайки, где он тоже без шляпы.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

У Дмитрюка получилось невозможное — Незнайка не утратил своей шляпы, но стал узнаваем без неё (в рамках книги, конечно).

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Мир Незнайки

А сам мир Незнайки радостный и карнавальный — как у Калаушина. Здесь Дмитрюк показывает свои корни — новая графика Шестидесятых (но сам Дмитрюк относится к другому поколению художников — свой собственный стиль он выработал в Семидесятые).

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк

Кажется, что персонажи у Дмитрюка упрощённые — в этом он следует тому же направлению, которого придерживались братья Ружо. Но разыгрываемые сцены у Дмитрюка не статичны, пластика персонажей очень богатая, выверенная мимика присутствует. Вот в этом уже отличие от братьев Ружо. Здесь мы в новом обличии узнаём заветы Валька.

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк




Дмитрюк — гениальный художник. Много хороших книг, иллюстрированных художниками советской школы, успело выйти в 1991 году. Но вот вершины этой школы были достигнуты в «Незнайке» Дмитрюка. Велико значение «Незнайки» в истории книжной иллюстрации.





1223
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 21:19
Замечательный цикл статей, с удовольствием все прочитал, спасибо!:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 21:58
Спасибо Вам!


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 21:53
Незнайка с Дмитрюком...интересно.Мне Дмитрюк нравился ещё с дет.сада,была книжка «Петька микроб».Что-то было милое и тёплое в этих рисунках.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2020 г. 21:59

цитата AIEMS-97

Что-то было милое и тёплое в этих рисунках

Совершенно точно!


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 16:28
Была еще памятная книжка с иллюстрациями Дмитрюка «Прямо по башке». Это стихи Олега Григорьева, авангардного детского поэта, Дмитрюк для него как будто заранее заказан был.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 17:07
Я Дмитрюка вообще собираю. Вот только этой книжки пока нет (есть современное переиздание другого сборника Григорьева «Чудаки»).


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 22:53
у меня в данный момент времени нет этой книги, но она есть в перспективе, если вам интересно, то я попытаюсь ее отксерить.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 23:01
Спасибо, в сканах я ее видел


⇑ Наверх