Перестройка застала советскую иллюстрацию в процессе решительного изменения. Пришло время очередной «новой» волны после волны Шестидесятых. То есть в иллюстрации своя перестройка шла вовсю. Наметились две тенденции.
Первая тенденция — это рисовать как в диснеевских мультиках: плоско, с отказом от размытости и полутонов цвета, с широкой улыбкой персонажей. Не самые лучшие образцы диснеевской иллюстрации мы смотрели в прошлый раз — «девчячий» Незнайка.
А вторая тенденция состояла в том, что иллюстрация всё дальше удалялась от реализма, становилась всё более условной и мягкой по форме. Здесь у советской иллюстрации был богатый опыт Шестидесятых и Семидесятых годов. Это и Трауготы, и Пивоваров, и Ващенко, и Н.Попов и В.Васильев (https://fantlab.ru/edition101012). Но эти художники всё же стояли в своё время особняком — тон задавали иллюстраторы-реалисты (я и Лаптева с Вальком считаю карикатуристами-реалистами). А к середине 1980-х гг. старые художники-реалисты сходили со сцены, а пополнения реалистической школы не происходило. Вот и стало заметно массовое производство новой иллюстрации.
Яркий пример свежей, но уже типовой для этого времени, иллюстрации — «Незнайка» с рисунками художника Б.Аникина (Л.: «Лениздат», 1988). Уже по обложке видно, что это новый Незнайка и новая коммуна коротышек. Для издателей такие иллюстрации были символом Перестройки.
Конкретно эта книга событием не стала: газетная бумага, малое количество иллюстраций. Перестройка была золотым временем для региональных издательств, он им надо было действовать очень оперативно. Сделать полномасштабный цикл иллюстраций у ленинградского издательства не вышло, но показательно, что выбор был сделан в пользу современного художника. Незнайка современен, привлекателен. Его особость становится достоинством, каяться ему не нужно.
Дети были подготовлены: в «Весёлых картинках» и «Мурзилке» направление было представлено. Вот почти такой же Незнайка в толпе друзей на обложке «Весёлых картинок» в 1987 году (худ. М.Авсюк).
Ув. AndrewBV обратил внимание вот на это издание трилогии, выпущенное в Алма-Ате (Казахстан) в 1988 году:
«Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе» в одной книге (https://fantlab.ru/edition18437) и «Незнайка на Луне» (https://fantlab.ru/edition18434).
Художник Л.Хачатрян. Я-то в этих книгах иллюстрированных изданий не заподозрил из-за скучного переплёта. А на самом деле —
цитата AndrewBVСамый-пресамый нешаблонный Незнайка. Но вот стилистика... чтобы было понятнее, приведу сравнение: герои Носова в той книге чем-то похожи на героев мультфильма «Шкатулка с секретом» или «Желтая подводная лодка». Извилистые конечности, изменяющиеся пропорции голов, туловищ персонажей от рисунка к рисунку, то есть художник как бы смещал акцент зрительского восприятия героев с их индивидуальных графических особенностей на их индивидуальные цветовые. В целом, это новаторский для «незнаечной» графики прием.
Картинок в Интернете представлено совсем мало.
Это в 1988 году, по-прежнему, смотрелось смело. Но как направление было уже исчерпано указанными мультфильмами. В иллюстрации от этих экспериментов осталась революция в цвете. И именно радуга, в которую складывались картинки на книжных и журнальных разворотах, стала признаком «перестроечной» иллюстрации.
Издательство «Эксмо», наверное, решило переиздать все советские комплекты иллюстраций к трилогии о Незнайке. К счастью, планы осуществились и в отношении иллюстраций братьев Ружо, книги которых выходили в Минске в 1987, 1989 и 1992 году.
Первым изданием книги выходили с интервалом в несколько лет. Первая книга была с монохромными иллюстрациями (возможно, из-за имевшихся полиграфических возможностей). Но радостной суете персонажей эта монохромность не повредила.
Последующие книги трилогии вышли с цветным набором иллюстраций. Современное переиздание — в цвете. Впрочем, с современными переизданиями есть нюанс. В «Лабиринте» с абсолютно одинаковыми обложками и за одну цену продают первую книгу трилогии с разным комплектом иллюстраций: чёрно-белыми и цветными. Наверное, будут недоразумения.
Картинки братьев Ружо лёгкие и забавные. Они нейтрализуют некоторое морализаторство текста.
Весёлое копошение коротышек передано братьями Ружо в самобытной манере, и столь же хорошо, как у их лучших предшественников.
Я уже говорил, что с удивлением только сейчас обнаружил, что Знайка — хамло и истерик. Наверное, художники Ружо тоже сделали такой вывод. Вот он, этот Знайка.
Во второй книге трилогии меня традиционно интересует, как художники справляются с бородатым волшебником, вторгшимся в инкубатор юных коротышек. Он малыш-коротышка или из мира взрослых? На картинке братьев Ружо волшебник седой, но одного роста с Незнайкой. Значит, всё же бородатый малыш.
Последняя книга трилогии остро-сатирична. Ружо сатиру снимают тем, что лунные коротышки лишены зверских выражений на лицах. Вот знаменитый удар полицейского Незнайке по голове. Похоже на смешные драки малышей.
Вот дрязги лунных капиталистов — Скуперфильда и его подельника: тоже по игрушечному.
Ну, и в завершение — сам Незнайка на Луне, такой же как всегда.
Интерес представляет техника братьев Ружо. Это карикатура, но карикатура добрая, детская. У Ружо на этих иллюстрациях все персонажи на одно лицо, но все различаются (по одежде, причёскам, аксессуарам). Однотипность персонажей очевидна. Вот в лунной части трилогии Незнайка одолжил приятелю свою шляпу. И как теперь Незнайку от близнеца отличить? Спасает только его знаменитый зелёный галстук на фоне оранжевой рубашки. Хорошо, что картинка цветная.
Скуперфильд и бездомные коротышки, для каждого из которых Вальк прорисовывал индивидуальные черты лица. А здесь Скуперфильда от бродяг можем опознать только по цилиндру.
Ближайший аналог: восхитительные многофигурные карикатуры Г.Огородникова, где все персонажи тоже на одно лицо. Это такой приём, который почему-то работает. И это лучше, чем рисовать Скуперфильду ослиные уши для запоминаемости.
Более того, мне кажется, братья Ружо угадали новые тенденции игрового иллюстрирования. Ведь это же персонажи «Лего»: однотипные, но разные. Кто знал о фигурках «Лего» в СССР? Но однотипность фигурок — это глубокое понимание детской психологии. Вот и Ружо построили свои иллюстрации на таком понимании. Поэтому при намеренной безликости персонажей, эти картинки были очень современными.
Что-то должно было получиться на стыке тенденций. И получилось. Обаятельный В.Дмитрюк, уже известный иллюстратор, сконцентрировал новые ожидания именно в «Незнайке». Наверное, это лучшая его книга и лучшее проявление новой волны Восьмидесятых в отечественной иллюстрации.
«Незнайка» Дмитрюка совершенно оригинален, потому что у художника собственная манера. Рисунки в книге про Незнайку отличает масштабность. Дмитрюк даёт яркие панорамы. Плотная мозаика, на которой надо отыскать фигуры персонажей — это от психоделических экспериментов «Желтой подводной лодки». Но цветовая гамма уже не такая кричащая, с ума не сводит. Здесь нет намерения эпатировать зрителей.
Известный детский иллюстратор Дядя Коля Воронцов выложил несколько разворотов «Незнайки» Дмитрюка: https://old-crocodile.livejournal.com/151.... Первые же комментаторы уважительно заявили: «Не обошлось без грибов» и «Иллюстрации Валька конечно лучше». Так что новизна и оригинальность Дмитрюка признаны народом.
На обложке — Незнайка летит на автомобиле. И сразу продолжение. С титульного разворота книга дышит экспрессией: кинематографически мелькают и повторяются кадры аварии Незнайки-шофёра.
Ну и сама авария уже в тексте. Композиция привычная, как почти у всех предыдущих художников.
Нет, не заторможенные малыши из младшей детсадовской группы ждут нас — это явно бандитствующие подготовишки. Орущий Незнайки, по-настоящему орущий.
У разных художников обращаю внимание на дружескую драку Незнайки с Гунькой из-за девчонок. С 1970-х гг. наметилась тенденция сглаживать в иллюстрациях эту драку. А у Дмитрюка — нет. Друзья не пихаются, а бьются по-настоящему — и очень сосредоточенно.
Дмитрюк даёт галерею коротышек, членов коммуны, в которой живёт Незнайка.
Черты лиц переданы типовыми элементами, но все коротышки очень индивидуальны по одежде. Здесь сходство с братьями Ружо.
Наверное, многим художникам было скучно рисовать Незнайку, потому что ничего нового не выдумать — надо обряжать его в лаптевскую шляпу. Шляпу, конечно, и Дмитрюк не мог игнорировать. Но шляпа на Незнайке не доминирует, она небольшого размера, не остроконечная. Она сдвинута на затылок и не скрывает лица Незнайки.
Более того, Дмитрюк много рисует Незнайку без шляпы. Любимая критиками-искусствоведами картинка — большой портрет Незнайки, где он тоже без шляпы.
У Дмитрюка получилось невозможное — Незнайка не утратил своей шляпы, но стал узнаваем без неё (в рамках книги, конечно).
А сам мир Незнайки радостный и карнавальный — как у Калаушина. Здесь Дмитрюк показывает свои корни — новая графика Шестидесятых (но сам Дмитрюк относится к другому поколению художников — свой собственный стиль он выработал в Семидесятые).
Кажется, что персонажи у Дмитрюка упрощённые — в этом он следует тому же направлению, которого придерживались братья Ружо. Но разыгрываемые сцены у Дмитрюка не статичны, пластика персонажей очень богатая, выверенная мимика присутствует. Вот в этом уже отличие от братьев Ружо. Здесь мы в новом обличии узнаём заветы Валька.
Дмитрюк — гениальный художник. Много хороших книг, иллюстрированных художниками советской школы, успело выйти в 1991 году. Но вот вершины этой школы были достигнуты в «Незнайке» Дмитрюка. Велико значение «Незнайки» в истории книжной иллюстрации.